Главная >> 5 >> 9

Вновь гармошечка зальется

Лучистые, темные глаза, доверчивая улыбка, звонкий и проникновенный голос, открытость и стремление быть всегда среди людей - вот такая она, Ольга Петровна Леонович, директор дзержинского Центра культуры и досуга "Славянка". Это, во многом, ее стараниями замечательные самодеятельные коллективы становились дипломантами певческих смотров самого высокого уровня, снискали популярность не только в Дзержинске, но и за пределами Нижегородского края.


'


'


Есть у песенки начало...


К песне Ольга тянулась с детства. В пятилетнем возрасте уже знала многие взрослые песни. Все больше из кинофильмов да старинные: про ямщиков, про Ермака. И голос у нее был сильный, красивый. Такой же как у мамы. Но мама осталась в Дзержинске, тяжело заболела. А дочку отправила в Володарск, под присмотр своей сестры. Маленькая Оля могла часами испытывать терпение тети. Если уж что Оле полюбилось, "голосила" постоянно. Взбиралась на табурет и начинала уморительно-серьезно выводить какую-нибудь "Песню первой любви" из репертуара Рашида Бейбутова.


Чуть попозже, видя такое рвение, задумала тетка отдать племянницу учиться играть на скрипке и отправилась вместе с ней в музыкальную школу. Перед педагогами стояла маленькая, худенькая девочка, у которой были совсем малюсенькие пальчики. А это уже никуда не годится для скрипачки! Но вот девочка запела, и строгие экзаменаторы заулыбались. Все экзамены девочка сдала на "пять". У нее оказался абсолютный слух.


Протяжный запев


Детство не могло тянуться до бесконечности, и Ольга вернулась в Дзержинск, к больной маме. Тогда в городе гремела слава хоровой капеллы местного Дворца Культуры Химиков, руководимой талантливым композитором Павлом Маркитантовым. И 15-летняя Оля "навострила лыжи" к нему. Маститый хормейстер попросил Ольгу исполнить партию второго сопрано. Юная певица спела. Шла репетиция, и Маркитантов, выслушав, сказал: "Вот так надо исполнять эту партию!"


Леонович вскоре стала одной из ведущих солисток капеллы. Пела много, и многие песни в ее сольном исполнении шли на "бис". Но однажды Ольга захрипела, у нее началась ломка голоса. Как мучительно долго тянулось это вынужденное отлучение от вокала. Врачи поставили годичное "табу" на громкое пение, но молодая певица выдержала только полгода. Без песни она уже себя не представляла.


Посиделки у "Славянки"


Началась любовь к народной песне лет двадцать назад. Напели как-то Леонович удивительные местные певуньи, сестры Лесины, много прекрасных фольклорных песен. И Ольга, легкая на подъем, хотя и была воспитана на академическом пении, сразу же загорелась. Твердо для себя решила: буду собирать песенный фольклор Нижегородчины и близкой Владимирской области! Пока он еще чуть-чуть теплится! Стала ездить с магнитофоном по деревням. Фольклорный "багаж" Леонович все разрастался и пополнялся. Однажды случилось, казалось бы, непоправимое. Леонович обокрали: мальчишки забрались в комнату дома культуры, где она тогда работала, утащили два магнитофона с пленками. И только спустя полгода милиция, к великой радости Леонович, нашла эти пленки.


Заводу "Заря" с приходом Леонович тогда повезло: успела Ольга и хоровое отделение Владимирского училища культуры закончить, и Высшую школу культуры в Ленинграде. И стар, и млад тогда на заводе запели, даже стоголосые хоры были на "Заре" не в диковинку. А народный ансамбль предприятия "Сударка", основой которого стал хор заводских ветеранов, объехал с концертами половину Союза.


С 1987 года Леонович организует и проводит городские праздники "В Дзержинске играет гармонь" и "Звени, гармонь и песня русская". А в 1991 году создает Центр культуры и досуга "Славянка" и становится его директором. Хлопот, конечно, у Ольги Петровны стало "выше крыши". И не только творческих, а чисто хозяйственных (то "пробей", другое выхлопочи). Но радости, удовлетворения, гордости за любимое дело было неизмеримо больше.


Однажды приехали поздней осенью самодеятельные артисты из "Славянки" в один из поселков близлежащего Володарского района. Клуб необогреваемый, народу - никого. Промашка вышла: поселковая администрация жителей не оповестила. Впору плакать! Пока гастролеры раздумывали что делать, мальчишки и девчонки из ансамбля побежали в магазин за "чупа-чупсами". Разговорились с местными. Деревня есть деревня: весть о концерте разнеслась быстро. К концу выступления дзержинцев зал был полон.


В центре "Славянка", который пару лет назад стал муниципальным учреждением культуры, за занятие вокалом с детей и взрослых не берут ни копейки. Конечно, что и говорить: довольны и дети, и родители. Ольга Петровна хотела создать коллективы-спутники взрослой "Сударки", чтобы младшее поколение перенимало любовь к русской народной песне, и она этого добилась. Ребятня из "Млады", "Красных девиц", других детских ансамблей, выпестованных Леонович, занимается с удовольствием, знает много песен, частушек, припевок.



В Новогоднюю ночь пять лет подряд "Славянка" поет, потешает народ на улицах и площадях Дзержинска. По полторы тысячи веселого люда вокруг себя самодеятельные артисты собирают. Да и кто, согласитесь, удержится и не подойдет к приплясывающим и поющим "медведям", "чебурашкам", "ангелочкам" и "телепузикам"? Такие же красочные представления "подопечные" Леонович дарят землякам и в Масленницу, и на Троицу...


Фестивали "Славянский базар", чьей "повивальной бабкой" стала Ольга Петровна, традиционно проводятся в Дзержинске в мае, в День города. В этом году вновь под пологом весны горожане будут подпевать ансамблям из "Славянки". Вновь наступит праздник, и фольклорный фестиваль созовет широкий круг гармонистов, частушечников, любителей попеть и сплясать...


А кто из дзержинцев забудет, к примеру, фестиваль "В Дзержинске играет гармонь" и ему подобные, когда зрительные залы были забиты битком? Пора бы, кажется, "почивать на лаврах". Куда там - неугомонная Ольга Петровна и не думает об этом. Это же ее работа.


Вторая обожаемая "сестрица"


В 1991 году в Саранске проходил певческий фестиваль "Белый снег на зеленом листе". На закрытии фестиваля Ольге Леонович вручили диплом лауреата. Всяких-разных грамот у нее множество. Но Ольга Петровна в этот раз была несказанно горда. Впервые ее заметили и отметили как поэта, автора текста песни "Вновь гармошечка зальется". А ведь Леонович еще в 1980-м писала: "Дзержинск - это детство и юность, Дзержинск - это зрелость и мудрость. Тебе посвящаем мы песни и жизнь, цвети, наш любимый Дзержинск!" И популярный в городе химиков ведущий Леонид Булошников частенько произносил со сцены разных торжеств и праздников эти слова песенного припева.


Ольга Леонович заставила земляков вновь удивиться: с конца 90-х годов один за другим стали появляться стихотворные сборники известной в городе певицы. Люди их читали и выясняли для себя, что эти стихи уж никак не из разряда тех, что спорят с "пением". Скорее всего, читатели решили, что поэзия для Леонович - это внутренний сокровенный "подголосок" ее таланта, вторая любимая и обожаемая ею, наряду с песней, "сестрица". И поет, и пишет Ольга Петровна для тех и про тех, кого любит, про "город маленький Дзержинск, где все родня друг другу".


Одну из шести изданных книжек поэтесса и певица назвала энергично и выразительно - "Женщина - 2000 ватт", другую - "Жизнь в запасе". И тут, как говорится, нельзя ничего ни убавить, ни прибавить. Звонкой ноте Ольги Леонович, услышанной многими, вряд ли грозит "короткое замыкание. Ибо связь с людьми, живущими в родном городе, сотворена из материала гораздо более прочного, чем линии электропередач.