В Москве еще много мест, не охваченных этим доходным и гуманным бизнесом
Идея подзаработать на маленькой нужде человечества новизной, конечно, не блещет. Зато бьет в нос. Загляните в любую подворотню на Тверской, и - эффект гарантирован.
Впрочем, главная заповедь всех дельцов гласит: деньги не пахнут. Авторство этой глубокой мысли приписывают Веспасиану. Император, правивший Римом в 69 - 79 гг. н. э., обложил налогом туалеты. За что наслушался упреков от родного сына: мол, от твоих способов пополнять казну дурно разит. А когда римские нужники принесли первую прибыль, отец заставил строптивого отпрыска понюхать монеты. Они не пахли...
Маленькая нужда большого города
Дело даже не в запахе. Вся штука в том, что туалетному бизнесу нипочем дефолты и кризисы. Потому как ни "черные" четверги, ни серо-буро-малиновые вторники не в силах отбить у народа охоту кушать и оправляться. И еще один большой плюс: "купоны" можно стричь, не тратясь на рекламу. Ибо это тот редкий случай, когда не фирма ищет клиента, а клиент фирму. С ненашедших -штраф.
По данным столичного ГУВД, за "справление естественных нужд скрытно от граждан" стражи порядка привлекают к ответственности около 3 тысяч москвичей каждую неделю!
Для "воротил" туалетного бизнеса это лишь малая толика потенциальных клиентов. Считайте сами. Сейчас, если считать биокабинки, в Москве работает около 4000 общественных туалетов (бесплатных - 186). То есть на 3 тысячи москвичей - по одной общественной уборной. А по санитарным нормам их должно быть в 6 раз больше: одна на каждые 500 жителей. Чувствуете, сколько народу справляет нужду мимо кассы?
Однако бума инвестиций в строительство нужников не наблюдается. Сверкающие мрамором туалеты поры расцвета кооперации остались разве что в анекдотах. В жизни, даже если не возводить такой объект с нуля, а арендовать сырой подвал в людном месте, никакой выручки не хватит, чтобы свести концы с концами. Ведь хозяевам помещения по большому счету все равно -туалет вы там откроете или ювелирный салон. Арендная плата будет одинаковой. А доходы, мягко говоря, разными.
Шансы вылететь в трубу заметно уменьшаются, если заделаться владельцем или арендатором туалетных кабинок. Весит такое чудо цивилизации 80 кило, устанавливается практически в любом месте, без всякого фундамента и прочих подготовительных работ, не требует подключения к коммуникациям.
В одну из компаний, двигающих кабинки по московским улицам, как оловянных солдатиков, я и отправился на разведку.
Солидный офис на Бережковской набережной за двумя постами охраны и сотрудники в строгих деловых костюмах всем своим видом свидетельствовали: бизнес что надо.
- Мобильными кабинками сегодня охвачены стройки, автозаправочные станции, рынки, - отрапортовал зам. генерального Дмитрий Ястребов. - Но главная наша гордость и статья доходов -обслуживание городских праздников.
Собственно, с праздников все и началось. Весной 1997-го первые в России 80 кабинок появились на Поклонной горе. Везли из Германии, а конкуренты Ястребова - и того пуще, из Штатов! Дело пошло, и когда Москва гуляла свое 850-летие, "парка" кабинок вполне хватило, чтобы город не превратился в авгиевы конюшни. Правда, уже на следующий год грянул дефолт, и заморские биотуалеты сравнялись в цене с нашими "Жигулями".
Сейчас сборку кабинок по европейским стандартам наладили в Москве, и туалетный бизнес двинулся из столицы в регионы. Стараниями Ястребова и его коллег сети мобильных туалетов развернуты уже в 47 городах России.
Не золотарь, а оператор
В среднем каждый день из московских "мобил" вывозится больше 30 кубометров того, ну сами знаете чего. В месяц - соответственно более 900 кубометров. А в год получается - страшно подумать - 10 900 м3. Хотя есть в этом деле свои пики и спады. Зимой Москва оправляется не очень активно. А вот весной и летом - как и подобает мегаполису. Сезонный фактор в деле отправления естественных человеческих нужд, оказывается, имеет большое значение. Теплым летним вечером никого палкой домой не загонишь - люди пивком балуются в парках на лавочках, в уличных кафе. А если и голубая кабинка рядом - согласитесь, жизнь становится поистине прекрасна.
Так что сейчас для туалетного бизнеса наступает самое время. Главное - выбрать хлебное место. Ставить кабинку у ресторана быстрого питания, к примеру, - затея пропащая. Потому как там можно навестить "фаянсового друга", даже не купив гамбургера. А вот если удастся расположиться окрест летнего кафе, считайте, что поймали удачу за хвост. Если у народа есть деньги на пиво, найдутся и на "отлить".
Ну а такие места, как Арбат или Пушкинская площадь, - золотое дно, да и только! Народу на "Пушке" тьма, а кабинок всего две. По вечерам очередь выстраивается длиннее, чем в Мавзолей.
- Ох и льстишь ты себе, сынок! К унитазу поближе подходить надо! -кричит вслед уходящему клиенту "хозяйка" заведения баба Люба и принимается елозить в кабинке шваброй.
Когда я назвал ее золотарем, баба Люба даже обиделась:
- Золотари были до революции, дерьмо ведрами черпали. А у нас -биотехнология! Чисто, не пахнет ничем. И звуков никаких, когда кто войдет, не слышно.
Размер зарплаты баба Люба держит в секрете. Сказала только, что надбавки за вредность не дают.
- Хотя вредность - она не от работы, от людей, - поясняет баба Люба. - Есть ведь скряги: ему денег платить жалко, так отойдет совсем недалеко и под деревом отольет. Или бомжи донимают.
Но работу свою баба Люба считает нужной и даже гуманной. Мается человек охотой, а баба Люба со своими кабинками тут как тут, ему во спасение. Устраивалась сюда три года назад по конкурсу. В трудовой книжке тогда записали: "Оператор". На Западе кабинки работают без операторов. Опустишь монетку в замок, он и откроется. У нас на такие чудеса не решаются, ибо деньги унесут вместе с кабиной и всем ее содержимым. Хотя и операторы -вариант тоже не идеальный. Поначалу, когда бизнес только становился на ноги, коммерсанты не знали, как призвать рабочих к порядку. Букет нарушений трудовой дисциплины был полным - начиная от пьянства на рабочем месте и заканчивая сокрытием доходов. Особо смекалистые умудрялись даже отчерпывать содержимое бака, поскольку выручка замерялась по его объему (в среднем каждый посетитель оставляет по пол-литра, а в емкость вмещается 500).
Главное -точный расчет
Впрочем, издержки, связанные с подбором кадров, компенсируются относительно небольшими затратами на открытие бизнеса.
Для начала может хватить 3 тысяч долларов. В $1200 встанет покупка двух кабинок. Можно, правда, попытаться сэкономить и приобрести "бэушное" оборудование за 250 - 300 долларов. Но такая кабинка подойдет разве что для дачи. А в условиях интенсивной эксплуатации может и подвести. К тому же эксперты предупреждают: на рынке появились низкопошибные подделки. Бывали случаи, когда они разваливались в самый ответственный момент.
Месячная зарплата оператора-кассира двух кабинок - порядка 200 долларов. За меньшие деньги в столице не берутся работать даже пенсионеры. Но учтите, что операторов нужно двух, чтобы точка работала с утра до поздней ночи. Ибо основной наплыв клиентов начинается часов с 7 вечера.
Каждая процедура очистки бака обходится примерно в 20 долларов, но ежедневно она потребуется разве что в самых многолюдных местах. В других случаях маловероятно, что спецтранспорт придется вызывать чаще 10 раз в месяц. Так что приплюсовываем еще 200 долларов. И не забудьте про такие "мелочи", как инвентарь, туалетная бумага и жидкость-бионаполнитель.
Важно, что за установку туалета на городских улицах не нужно вносить арендную плату (а вот на рынке, к примеру, ее могут и потребовать). А хлопоты по сбору "разрешительных" бумаг сведены к минимуму. Достаточно, присмотрев место, обратиться с заявлением в районную управу и пообещать содержать объект в чистоте и порядке. Решение управа принимает самостоятельно, согласования с органами архитектуры в отличие от других городов в Москве не требуется.
Знатоки утверждают, что две кабинки окупятся месяца через 4 при цене 5 рублей за вход и потоке 200 - 300 человек в день. А если такое количество страждущих точка будет обслуживать за неделю, то бизнес лучше сворачивать сразу - пожнете одни убытки.
Но на двух кабинках много не заработаешь (см. таблицу). Так что есть деньги - начинайте как минимум с десяти.
И еще один момент. Хотя на столичном рынке биотуалетов работают три компании-конкурента, свободные ниши тут еще есть. Так что работать локтями в борьбе за место под солнцем особо не придется. А конкуренты даже готовы сдавать оборудование в аренду и обслуживать его за относительно небольшую плату.
***
Что нужно, чтобы начать туалетный бизнес
1. Зарегистрироваться ПБОЮЛ (предпринимателем без образования юридического лица) в "Едином окне" налоговой инспекции. Если у вас будет всего несколько кабинок, это наиболее удобная форма: кассовые аппараты не требуются, отчетность упрощена, налогообложение можно "оптимизировать".
2. Выбрать место для размещения кабин. Лучше, если оно будет "проходным", а в округе - ни одного конкурента.
3. Обратиться в районную управу за разрешением на установку кабин.
4. Получив разрешение, можно нанимать кассиров-операторов и приниматься за дело.
5. В Москве есть три фирмы, которые охотно продадут вам биотуалеты, жидкости-наполнители и прочий инвентарь. Они же за отдельную плату обеспечат регулярный вывоз отходов.
Для начала кабинки можно арендовать. В арендную плату включены подвоз и установка кабинки, вывоз ее по окончании действия договора, регулярная очистка и заправка бионаполнителями.
***
Графические материалы:
Сколько можно заработать на "малой нужде"