... Погода по-осеннему была прохладной. Шел моросящий дождь. Вокруг серая мгла. Видимость плохая. Отряд туристов, состоявший главным образом из учащихся Буйнакского аварского педагогического училища под руководством историка-краеведа Б.И.Гаджиева, после Унцукуля взял курс к отрогам хребта Арак-меэр.
В этот день предстояло подняться на Бетли, родину возлюбленной известного поэта Махмуда Магомедова - красавицы Муи - и добраться до селения Кахаб-Росо.
Только-только мы начали "штурм" бетлинских высот, как случилось непредвиденное. Один из участников, Мирза Гайдаров, из-за серьезного недомогания не мог идти дальше. О возвращении в районный центр и речи быть не могло.
Двое из группы ускоренным маршем направились в заданный пункт. Им предстояло найти местного фельдшера и подготовить его к встрече с отрядом. Участники - Абдурахман Губаханов и Василий Губанов - дополнительно взвалили на себя еще по одному рюкзаку, освободив больного от тяжелого груза. А Айлянмат Татаков, хорошо знакомый горожанам как подающий надежды штангист, взял на спину Мирзу. Время от времени его подменял Игорь - паренек с голубыми глазами, худощавый, подвижный, атлетического сложения, сын русской учительницы из Гергебиля. Помню его акробатические "баловни" на крутых улочках горного аула во время наших ознакомительных прогулок. Простой, веселый и общительный - мы восхищались им, его готовностью всегда придти на помощь. В толк не возьму, как могло руководство училища еще в ходе подготовки к походу противиться включению И.Поддубного в состав отряда. Ссылка делалась на его якобы прошлые "хулиганские проявления". И сколько же было радости у всех, когда Булачу Имадутдиновичу все же удалось отстоять юношу.
Да, судьба разбросала нас. И лет прошло немало - 50! С тех далеких десятилетий я, к сожалению, больше не видел нашего Игорька. То и дело доходят отрывочные сведения, будто Игорь Поддубный для своего времени был большим спортсменом.
Что касается Мирзы, мы учились с ним в одном классе третьей (Урицкой) школы. Выходец из иранской эмигрантской семьи, он долгие годы считался иностранным подданным. С малых лет Мирза на себе испытал дискриминацию. Торжественный прием одноклассников в юные пионеры проходил без него. По той же причине долгое время отказывали ему влиться в ряды Ленинского комсомола.
М.Гайдаров был дорог нам не только своей обворожительной улыбкой. Мы знали его как прекрасного гимнаста. Мало кто мог повторить его "крест" на кольцах. А "солнце" на перекладине!
... В первые годы после войны школьными ученическими хорами в городе руководили в основном военнослужащие из музыкантских взводов частей орденов Богдана Хмельницкого и Кутузова Берлинской артиллерийской бригады. В нашу третью пришел довольно обаятельный молодой человек по имени Николай Антонович Джуман. Родом он был с Украины. Потому в репертуаре самодеятельности были на редкость красивые многоголосые песни этой братской республики. Николай Антонович одновременно вел и уроки немецкого. Война не ожесточила его, не опустошила душу этого человека. Пройдя от начала до конца через то суровое испытание, он удивительным образом смог сохранить в себе внутреннюю культуру и, я бы сказал, интеллигентность. К такому учителю тянулись все.
Первое время Николай Антонович разучивал с нами песни то на кларнете, то на саксофоне. Ничего другого тогда у него не было. А нам нравилось - еще как! Особенно, когда он аккомпанировал на таком красивом, странной формы музыкальном инструменте, как саксофон.
Я сейчас вспоминаю моего друга Виктора Маурина, отец которого так и не вернулся с полей сражений. Высокий, стройный, светловолосый, красивый, с серо-голубыми глазами. Хорошо играл на аккордеоне. Нас сдружила песня. На школьных и городских праздниках мы всегда пели с ним "дуэтом". О нем-то я заговорил в связи с Мирзой. Они для всех были словно близнецами-братьями по танцам. Что мы любили в те далекие 40-50-е? Танцы - бальные, вальс и, конечно, танго и фокстрот. Нам доставляло одно удовольствие наблюдать за танцорами. Но всеобщее ликование вызывало, когда они синхронно отбивали "чечетку". Слов нет - их любила вся школа. Девушки были без ума от них. Забегая вперед, скажу: В.Маурин жизнь свою посвятил военному делу, а М.Гайдаров - преподавательской работе.
Учительская стезя стала главной и для Айлянмата Татакова. Работал ли он в медицинском училище, руководил ли профсоюзом учителей, школой, туризмом и поисково-краеведческой работой, они были для него одними из действенных форм разностороннего воспитания молодежи. Это поняли мы все ученики и последователи Б.И.Гаджиева.
Каждый из нас, кого выпестовал Булач Имадутдинович, уже давно пустились в свободное плавание. Некоторое время нас все еще объединяло историко-краеведческое общество "Дагестановед". Оно взяло на себя инициативу дальнейшего проведения массовых восхождений на Гимринский хребет, организацию однодневных звездных походов в районе бархана Сары-Кум и Нараттюбинского хребта у селения Кафыр-Кумух, массовых выездов в район Араканского ущелья и перевала Шишилик и т.д. Эта была лишь минимальная часть многогранной деятельности общества, руководимого Б.И.Гаджиевым.
... Лет 30 назад судьба привела меня в мой родной Буйнакск. Года полтора я проработал в 9-й имени Степана Шаумяна общеобразовательной школе, как того очень желал А.В.Татаков. Я знал, чего ждет от меня мой друг. Созданный мною поисково-краеведческий отряд в короткий срок вывел школу на второе место по городу.
Накануне приближения городского праздника песни Айлянмат Вагидович обратился ко мне с просьбой о помощи. Мы с ним обошли все старшие классы, поговорили с детьми. Удалось отобрать до 70 учащихся. Вместе с моими поисковцами теперь нас стало 120. И начались напряженные занятия по усвоению литературно-музыкальной композиции. Прошли первые выступления: перед учащимися школы, для родителей и ветеранов микрорайона, в гарнизонном клубе. А на городском фестивале наши ученический и учительский хоры заняли вторые почетные места.
... Я покидал Буйнакск с самыми теплыми чувствами. Полюбил я своих коллег и еще больше - моих дорогих краеведов: Мишу Полякова, Ганапи Кайсарова, Зою Сепиханову, Зумруд Гусейнову, Эльмиру Керимову, Игоря Ахме-дова, Написат Магомедову, Ма-хача Абдулкадырова. Их очень много.
Прошло еще около 30 лет, и я вновь на моей малой родине. Вот и поселок Такалай, что недалеко от Нового Кафыр-Кумуха Буйнакского района. Директор малокомплектной школы А.В.Татаков знакомит меня со своим детищем. Он превратил учебное заведение в "куколку": идеальная чистота и порядок везде - на территории и в помещениях, тепло и уютно, по всей длине коридора - тематические стенды, а в предметных классах - пособия. Любая сельская школа, и не только, могла бы позавидовать этому историческому музею.
Была у А.В.Татакова заветная мечта, о чем он делился каждый раз при встрече, - открыть наконец на базе бывшего пионерлагеря "Горная речка" районную лесную школу с санаторным уклоном круглогодичного действия.
...Уже год, как нет среди нас нашего друга. Но есть и навсегда останется светлая память о нем. Он очень любил родной край.