Президент челябинского клуба антикварных автомобилей "АСА" и сам себе режиссер Владимир Савиных до сих пор не теряет надежды увидеть НЛО
... Недавно у одного из философов я прочитал, что человек, более-менее решивший свои материальные проблемы, начинает бороться со скукой и однообразием, сопровождающими его существование. И в этом один из смыслов жизни. Не знаю, решил ли за свои 65 лет челябинец Владимир Савиных свои материальные проблемы (подозреваю, что нет), но боролся и продолжает бороться с однообразием действительности он весьма успешно.
Купил на аукционе Одесской киностудии старинный "Мерседес" 1938 года выпуска, на котором объездил полстраны. Создал уникальный в своем роде областной автомобильный клуб самодельных и антикварных автомобилей "АСА", существующий уже почти четверть века. Общался с принцем Майклом Кентским, министром обороны Игорем Ивановым,
Ниной Усатовой, Александром Панкратовым-Черным, другими популярнейшими актерами театра и кино. Начал снимать на видео -и вскоре его сюжет стал лучшим в популярной программе РТР "Сам себе режиссер". Задумал создать автомобильный музей в Челябинске и, кажется, как никогда, близок к воплощению этой идеи:
Много интересного можно еще рассказать о Владимире Савиных -президенте клуба "АСА", человеке пусть и небогатом в материальном смысле, зато безусловно неординарном, увлеченном, не теряющем оптимизма и чувства юмора даже в самых сложных ситуациях. Скучать Савиных не дает ни себе, ни другим. Он сам себе придумывает приключения в жизни -и в этом смысле сам себе режиссер. Но, впрочем, обо всем по порядку:
Дотанцевался до Венгрии
-Со второго класса я занимался танцами и в 1956 году доплясался до... танкового училища, где меня стали активно привлекать к выступлениям в художественной самодеятельности, -рассказывает Владимир Савиных.
Правда, одними танцами в советской армии его присутствие не ограничилось. И вскоре в составе танковых войск его отправили подавлять антикоммунистический мятеж в Венгрию.
-Я беззаветно верил в правоту порученного нам дела, -вспоминает Владимир Прокопьевич. -Ведь, знаете, как нас учили: "Партия сказала "надо", комсомол ответил "есть". Раз венгерские коммунисты попросили помощи, разве можем мы им в трудное время отказать?
Кое-какие сомнения в правоте этого дела появились опять же благодаря танцевальным способностям Савиных. У него как у участника художественной самодеятельности был более свободный график службы и, как следствие, больше времени познакомиться с жизнью и бытом дружественной Венгрии.
-Имея возможность оглянуться по сторонам, я стал замечать удивительные вещи. Живут венгры, как выяснилось, в бытовом смысле ничем не хуже нас, а порой и лучше. Аккуратные домишки, чистота. Оказалось, у многих вообще двери без замков.
Если кто-то оставит без присмотра велосипед или мотоцикл, то местные жители пытаются найти хозяина и не успокаиваются, пока его не найдут. "Да у них тут уже коммунизм, -невольно лезли в голову крамольные мысли. -Может быть, мы тут и не нужны со своей политикой? "
Один из эпизодов венгерской "культурной жизни" вообще поразил советского сержанта Владимира Савиных до глубины души. Воспитанный на отечественных патриотических фильмах, он однажды заглянул в местный кинотеатр. И случайно попал на: эротическую сцену.
-Я был в шоке, -вспоминает Савиных, -далеко еще не успел пройти, стоял в проходе, да так и застыл.Смотрю -показывают женщину с голой грудью. Боже мой! А она давай дальше раздеваться. Не знаю, что было бы дальше со мной: Но тут я боковым зрением заметил, что рядом стоит советский офицер, который тоже заглянул в кинотеатр. Пришлось уходить.
Почти диссидент
Даром "заграничная" служба не прошла. Вернувшись в 1960 году в родной Челябинск, Савиных стал придерживаться альтернативных взглядов на политику СССР в отношении государств "социалистического лагеря". Хотя политикой он никогда всерьез не занимался.
-Публичных протестов я не устраивал, но против вторжения в Чехословакию высказывался не таясь, -вспоминает он. -Когда эти мысли слышали знакомые, то как-то странно на меня начинали смотреть, как на шпиона.
Однажды дело дошло до курьеза. В квартире Савиных собрались его родственники и знакомые, человек пятнадцать: пришли смотреть принципиальнейший хоккейный матч СССР -Чехословакия. Все болели за наших. А хозяин (мыслимое ли дело? ) -против.
-Представьте себе, каждый раз, когда чехи бьют по нашим воротам, я радуюсь, а все остальные злятся, -вспоминает с улыбкой Владимир Прокопьевич. -Вскоре собравшиеся такого "издевательства" не вынесли и силой вытолкали меня из комнаты, не обращая внимания на мои крики и визги. К счастью для меня, наши выиграли. Конфликт был исчерпан, меня позвали обратно в комнату, налили водки:
При этом, зная Владимира Прокопьевича не один год, рискну утверждать, что он все-таки патриот города и страны. Но об этом чуть позже...
"Мерседес" Штирлица
-В 1970 году мой друг из Москвы сообщил в письме о том, что Одесская киностудия готовится распродавать на аукционе реквизит -от столов и стульев до самолетов, -вспоминает Савиных. -Он также написал о том, что среди прочего будет продаваться уникальный экземпляр -старинный "Мерседес-Бенц". Вот это меня по-настоящему заинтересовало. И, долго не думая, я рванул в Одессу...
На аукционе Владимир Прокопьевич купил антикварный "Мерседес" за две с половиной тысячи рублей -совсем недорого по тем временам. У этого авто, ко всему прочему, оказалась богатая сценическая судьба: машина, к примеру, снималась в легендарном фильме "17 мгновений весны" "в роли" штабной офицерской машины немецкой армии.
-Техническое состояние автомобиля, конечно, оставляло желать лучшего, -рассказывает Владимир Савиных, -поэтому до Челябинска я ехал осторожно, целые две недели. Зато потом, когда отремонтировал машину, она мне долгие годы служила верой и правдой.
Я на этом "Мерседесе" в свое время вдоволь поездил по озерам и морям -Черному, Азовскому, Каспийскому, был на озере Балхаш, разве что не доезжал до Дальнего Востока. Разумеется, я гордился таким красивым автомобилем. Больше того, в Челябинске пошли слухи о диковинном "Мерседесе": Но восторгаться одному -это одно. А когда собирается коллектив единомышленников, любящих антикварные автомобили, они подпитывают друг друга эмоциями, заряжают энергией, дело приобретает более широкий размах. Наверное, нам рано или поздно суждено было встретиться.
Основателями клуба антикварных и самодельных автомобилей ("АСА") стали трое челябинцев -Владимир Савиных, Виктор Ильинский и Александр Шпаков. А первым экспонатом клуба -"штабной" "Мерседес" с Одесской киностудии.
В клубе "АСА" время летит незаметно
-За 20 лет клуб изрядно попутешествовал по всему городу, -вспоминает президент "АСА", -нас выгоняли с одного места, мы находили другое. "Изъездили" весь центр, были на ЧТЗ. Мне самому даже удивительно, что мы до сих пор не развалились. Вообще-то подобные клубы по интересам не живут долго. Не один десяток автомобильных клубов закрылся по стране! Ведь мы же общественная организация, по-другому -колхоз. Нас никто не приватизировал. Денег нам никто не дает. Все люди разные, у каждого свой характер, свое мнение. Мне как руководителю клуба порой нелегко бывает. Но живем!
"Виной" тому, как мне кажется, особая атмосфера клуба, которая идет в первую очередь от его президента. Мне в разное время доводилось присутствовать на нескольких его заседаниях. Столько юмора и шуток я не слышал даже в КВН. При обсуждении серьезных вроде бы вопросов. Эта непринужденность отношений завораживает. Хоть я не член клуба и не заядлый автомобилист, через полчаса пребывания в "АСА" каждый раз начинал чувствовать себя своим. Не случайно в клубе родился лозунг о том, что время, проведенное в клубе, не входит в продолжительность жизни.
-У нас традиция отмечать дни рождения в клубе, -поясняет Савиных, -если у кого-то из молодых ребят именины, то часто приходят и родители, приносят салаты, пироги, торты. Эти дни проходят весело. Мы как одна большая семья -вместе пьем чай, собравшиеся дарят подарки, читают собственные стихи. Взрослые иногда покупают пиво. И, как говорится, в клубе "АСА" время летит незаметно:
Увлеченность делами клуба не помешала Владимиру Прокопьевичу создать хорошую семью. У него жена и две дочери 17 и 15 лет. Лишь младшая дочь Александра разделила увлечение отца, часто участвует в многочисленных поездках клуба, уже умеет водить машину и ждет не дождется, когда сможет получить права.
Экспонат из-под воды
Еще один источник долгожительства клуба антикварных и самодельных автомобилей -это поддержка челябинцев.
-Однажды мы обнаружили, что наши ворота подперты какой-то железкой, -вспоминает Владимир Прокопьевич, -подошли поближе, посмотрели -оказалось, это задний мост от "полуторки", который мы искали 15 лет! Другие челябинцы сообщили нам о том, что купались в карьерах парка Гагарина и на дне обнаружили какое-то транспортное средство. Мы поехали туда, взяли веревки, нырнули: и вытащили мотороллер "Вятка". Он, может быть, там лет 15 пролежал. Его восстановили, до сих пор ездит. Вы уже поняли, что коллекция клуба пополняется порой самым невообразимым образом. Иногда нам предлагают купить хорошую антикварную машину тысяч за 80. Мы отказываемся: откуда у нас такие деньги? Помогают ли спонсоры? Иногда подкидывают тысяч по пять на запчасти, бензин оплачивают -спасибо им огромное.
Не деньги делают нас
-Спрашиваете, хотел бы я разбогатеть? -Савиных на секунду задумывается. -Конечно, хотелось, чтобы ни от кого не зависеть, чувствовать себя свободно, машины покупать красивые для клуба. А не подрабатывать в десяти местах, как сейчас. Я вам скажу так: за последние годы у меня на многое глаза открылись. Это раньше я ждал зарплаты. А теперь знаю, на чем и как можно сделать деньги. Но в 60 лет трудно начинать заниматься бизнесом. Эх, если бы я был лет на десять моложе! Но самое главное, что я усвоил, это то, что не деньги делают нас, а мы их.
Клуб "АСА", оказавшись в рыночных условиях, чтобы выжить, просто обязан был учиться зарабатывать деньги. На одном энтузиазме сегодня не проживешь. Подрабатывали на нетрадиционной рекламе. Нацепляли щит на "полуторку" с призывом о покупке, скажем, мебели или бытовой техники "в фирме такой-то" и ездили по городу.
Пытались даже заниматься политической агитацией в пользу одного из кандидатов. Но когда представители команды конкурента намекнули, что у членов клуба очень скоро могут быть неприятности, эту работу решили оставить. После того случая президент клуба вообще очень осторожно относится к "политической" деятельности антикварщиков. Свадьбы "АСА" тоже не обслуживает, все-таки клуб -не фирма по оказанию услуг населению.
Был такой случай
-Приехали как-то ко мне мужики на иномарке, -вспоминает президент клуба "АСА". -"Хотим, -говорят, -нашему шефу, любителю старинных автомобилей, сделать подарок на день рождения. Продай нам что-нибудь".
Выкатили мы им старый "Москвич".
-Только я не уверен, как далеко он поедет, -высказал я покупателям свои сомнения.
-А это неважно, -ответили они, -сколько ты хочешь за эту тачку?
Я вспомнил, что когда-то давно мы покупали его за 200 рублей, и, чтобы не продешевить, сказал: "Две тысячи! "
-Нет базара, вот твои две штуки.
Как потом узнал Савиных, тот день рождения удался. На антикварный "Москвич" нацепили огромный бант, туда усадили именинника, стали фотографироваться. Машина не заводилась, ее начали дружно толкать, шутить, всем было весело: А старинный "Москвич" потом вернули обратно в клуб. Бесплатно.С благодарностью.
-Однажды к нашему "офису" на Российской подъехали крутые ребята на джипах, -вспоминает Савиных другой случай. -Разговор получился незатейливым. Меня спросили, кто я такой. Я сказал, что у нас тут клуб "АСА", я -президент, соответствующие документы имеются. Они тут же достают бумаги, которые, по крайней мере, выглядят точно так же, как и наши. Только собственник другой. "Вот тебе раз! " -испугался я тогда не на шутку. В конечном итоге все решилось хорошо для клуба. Вы не подумайте, я не крутой, взяток никому не даю. Я просто знаю, что есть в городе немало людей, которые мне симпатизируют, оказывают в трудную минуту помощь. Меня лично поддерживает глава города Вячеслав Тарасов, благодаря которому мы и получили это помещение на Российской, а это дорогого стоит. Ведь многие бы хотели разместиться здесь. И когда я к чиновникам иду решать какие-то вопросы, я тоже чувствую незримую поддержку нашего мэра.
Сам себе режиссер
Есть у нашего героя хобби -снимать разные любопытные жизненные ситуации на видео. Зачем?
-На всякий случай, -говорит серьезным тоном Савиных, но с едва заметной улыбкой, -вдруг НЛО увижу.
На самом деле Владимир Прокопьевич неравнодушен ко всему, что интересно, ново, необычно.
: На 9 мая по традиции клуб принимал участие в параде. Автомобили клуба сделали остановку в Ленинском районе Челябинска, около кинотеатра "Аврора". Было шумно, играла музыка, люди даже танцевали. Вдруг Владимир Прокопьевич обратил внимание на небольшую собачушку, лежавшую на капоте одного из автомобилей.
-Я стал снимать ее, -рассказывает он, -она спрыгнула с капота и стала пятиться на задних лапах, пытаясь укусить камеру. Получалось смешно -собачка будто танцевала вместе с людьми. Я все это заснял и послал в программу "Сам себе режиссер". А через некоторое время мне сообщили, что мой сюжет попал в число лучших и надо ехать в Москву, вроде бы приз -компьютер. Все было замечательно -съемки в программе, которую потом по РТР показывали, меня узнали мои знакомые в других городах, звонили потом. Даже то, что не дали компьютер, ничего страшного, зато нам надарили множество разных сувениров -видеокассет, маек, кепок: И впечатлений было море.
Вернувшись в Челябинск, Владимир Прокопьевич нашел новый сюжет о том, как дворняжка... собирает бутылки. Хватает зубами за горлышко и несет хозяину. Чудеса! Как водится, забавный сюжет был заснят на видеокамеру. И ждет своего звездного часа. По крайней мере, Савиных грозится снова отослать кассету в Москву.
Из других запомнившихся встреч последнего времени -работа рядом с известными актерами на съемках фильма "Красное небо", разговор в Екатеринбурге с принцем Майклом Кентским, который на антикварных автомобилях совершал пробег до Санкт-Петербурга -члены клуба "АСА" сопровождали его по дороге из Екатеринбурга до Челябинска. Еще незабываемая встреча в Челябинске с министром обороны Игорем Ивановым, который с интересом знакомился с антикварными автомобилями челябинцев.
Патриотическое воспитание
Большинство проектов клуба не дает прибыли. "АСА" не замыкается в себе и охотно участвует в Дне города, Дне Победы и других городских праздниках в Челябинске, юбилеях предприятий, тематических шоу, исторических парадах. Участвовали в праздничной программе на УралАЗе, отмечали 60 лет ЧТЗ, предприятие им оплатило бензин. Ездили в Миасс, Троицк, Сатку: Хотели поехать даже на 300-летие Санкт-Петербурга, но не нашли денег на поездку. Клуб выезжает в пионерские лагеря, детские дома, пансионаты, под эгидой ГИБДД проводит шутливые автомобильные викторины, представления с музыкальным сопровождением, члены клуба увлекательно рассказывают о реликвиях на колесах, просто катают детей вместе с вожатыми на антикварных авто: Когда разговор заходит об этом, у Владимира Прокопьевича загораются глаза: "Вы бы видели, сколько радости и восторга вызывают у детей наши машины. Да только ради этого стоит жить! "
Такие встречи с живой историей язык не поворачивается назвать казенными терминами "патриотическое воспитание", "акция по профилактике дорожно-транспортного травматизма". И толку от таких неформальных выездов наверняка больше, чем от некоторых серьезных официальных мероприятий. Вот и судите сами, патриот Владимир Савиных или нет:
Лучше нюхать краску в гараже:
-Однажды недалеко от клуба, на стройке, я заметил двух пацанов лет по 10-12, -вспоминает Владимир Прокопьевич. -Они сидели с целлофановыми мешками на голове. Нюхали то ли клей, то ли бензин. Я подошел и стал очень грубо с ними разговаривать: "Да у вас кости в мякоть превратятся через два года! Вы сдохнете! .. " И так далее, и тому подобное. Пацаны сняли мешки, отбежали и давай меня парафинить по-всякому. Куда меня только не посылали. Таких "эпитетов" я от взрослых мужиков не слышал. Догнать их я вряд ли бы смог. На этом наше общение в тот день закончилось. А через неделю оба пришли в клуб. Стоят на пороге, мнутся. А я им говорю, как будто вижу их в первый раз: "Чего стоите, проходите, смотрите машины! " Один из них ходил в клуб, сдал на права, второй реже ходит, пару раз в месяц. Но если я хоть ненадолго оторвал таких пацанов от улицы, наверное, не зря мы занимаемся с ребятами в клубе. У нас по этому поводу даже родился афоризм: "Лучше нюхать краску в гараже, чем клей в подъездах".
Философия Савиных простая: если человек чем-то сильно увлечен, у него просто не остается времени на плохие мысли и поступки. Если человек начинает приобщаться к миру прекрасного, сочиняет, к примеру, музыку, разве он пойдет грабить и воровать? Если ребята в клубе влюблены в автомобили, если начинают свой день с того, что здороваются с машинами, как с живыми существами, разве они поддадутся дурному влиянию улицы?
-Наш клуб ведь нужен не только мне, -рассуждает Владимир Прокопьевич. -Не только ребятам, но и их наставникам тоже. У нас в клубе есть офицеры в отставке. Опыт у них большой, желание его передать -огромное. Они готовы возиться с ребятами. Ведь главное в жизни что? реализовать себя, чувствовать себя нужным другим людям.
Клуб "АСА" (автомобили самодельные и антикварные) основан в 1980 году при областном совете ВДОАМ. В настоящее время постоянными членами клуба являются 60 человек, собрана уникальная коллекция из 62 старинных автомобилей и 40 мотоциклов. Более 50 ребят занимаются в клубе техническим творчеством, восстанавливая антикварную технику под руководством наставников. В президиум клуба "АСА" входят В. А. Главизин, А. Н. Стебнев (военные летчики в отставке), А. Ш. Фазлеев, С. В. Евсеев (инструкторы детского технического творчества).