Главная >> 5 >> 9

Смена имиджа пошла Москве на пользу

Москва не похожа на другие города. Это город исконно русский. Конечно, изюминкой столицы остается Московский Кремль, древние храмы, особенная архитектура, отразившая многовековую историю.


Москва всегда будет городом привлекательным и для россиян, и для иностранцев. Наша задача - с одной стороны, бережно сохранять созданное предками за восемь с половиной веков, а с другой стороны - рассказывать об этом всему миру.


Сравнительно недавно многие иностранцы представляли Москву далеким северным городом, где по Красной площади бродят медведи, а суровые жители носят шапки-ушанки и пьют водку, спасаясь от лютых морозов. Потом считали, что Москва - опасный город, в котором царит организованная преступность и постоянно происходят то политические перевороты, то теракты...


"Когда я прожил год в Москве, - рассказал мне знакомый журналист из Калифорнии, - в Америке меня встречали как героя, который смог выжить в экстремальных условиях". Москвичи знают, что это поверхностный взгляд и каждый день убеждаются, что иностранных туристов становится больше. Совсем непохоже, что респектабельные немцы или жизнелюбивые итальянцы едут в Россию, чтобы испытать себя на прочность. Изменился ли образ российской столицы? Что нового в столичной туристической индустрии? Об этом наш корреспондент беседует с председателем Комитета по туризму города Москвы Григорием АНТЮФЕЕВЫМ.


- Григорий Валентинович, в мае в Гостином Дворе состоялась V юбилейная московская международная ярмарка "МПТ-Туризм и отдых". Что нового было в этом году и каковы итоги пятилетней работы?


- Ярмарка прошла успешно. В этом году на выставке побывали 40 тысяч специалистов и около 35 тысяч посетителей. В рамках MITF прошли концерты этнической музыки, состоялись семинары и презентации. На семинаре "Принципы гостеприимства Москвы как мирового туристского центра" была представлена программа, разработанная Комитетом по туризму и направленная на формирование доброжелательного отношения москвичей к приезжающим туристам. Участники семинара утвердили Декларацию принципов гостеприимства Москвы как мирового туристского центра.


- Действительно ли индустрия туризма является столь прибыльной отраслью?


- Это прямой источник пополнения бюджета. Многие страны живут туризмом. У них нет нефти, леса, газа, высоких технологий, при этом они живут богаче, чем Российская Федерация. На сегодняшний день Москва получает до 1 миллиарда долларов в год от туризма, и это далеко не предел. Для сравнения: по данным Всемирной туристской организации, Америка в прошлом году заработала на туризме 76 миллиардов долларов. Эта цифра сопоставима с годовым бюджетом Российской Федерации. Если достичь такого же уровня, наш бюджет удвоится. Это означает, что в два раза больше будут пенсии, зарплаты, в два раза больше будут строить школ, больниц, дорог...


- Какие возможности для роста прибыли уже созданы?


- Москва уже несколько лет реализует программу развития туризма до 2010 года. Этот документ подробно описывает все, что необходимо делать городу для увеличения въездного туристского потока. В прошлом году рост составил 17 процентов. По данным пограничной службы ФСБ России (она фиксирует туристов, прибывающих только воздушным транспортом), в прошлом году столицу посетили 2 миллиона 919 тысяч человек. Начиная с 1999 года поток иностранных туристов вырос на 96,5 процента.


Вся наша работа делится на две составляющие. Первая - создание положительного имиджа Москвы за ее пределами. Это участие в международных выставках на всех континентах, реклама, крупные мероприятия событийного туризма, направленные на увеличение позитивного внимания к городу. Например, Масленица - национальный колоритный праздник, который мы уже много лет развиваем и широко рекламируем по всему миру, привлекает в Москву огромное количество туристов. На центральных каналах в репортажах с Масленицы иностранцы видят не разруху и злые лица, а море улыбок. Каждый европейский город тратит на рекламу от 50 до 100 миллионов долларов в год. Разве нужно рекламировать Париж? А они тратят на рекламу примерно 70 миллионов. Москва может позволить себе вложить в десять раз меньше средств. Рекламные проспекты о Москве распространяются в аэропортах, в наших представительствах за рубежом. Стараемся донести информацию о нашем городе до максимального количества людей. В полную силу начал работать созданный в 2003 году московский туристский информационный центр - один из крупнейших в Европе. Есть большой интернет-портал, описывающий все стороны жизни в Москве: культуру и спорт, питание, торговлю, ночную жизнь... Делается все для удобства туристов. Внутри города создана система ориентирования, не имеющая аналогов в России, - вы, наверное, видели в Москве щиты с картой города и названиями улиц...


- Не собираетесь ли по примеру европейских городов вывести на московские улицы "добровольных помощников туристов"?


- Сначала посмотрим, как это работает. Такие помощники есть не во всей Европе. Они работают, например, в столицах Скандинавии, но эти страны не образец для земного шара и занимают далеко не первые строчки в рейтинге популярных туристических стран.


- На каком месте находится Россия?


- Не на ведущем. В начале 90-х у нас были политические, экономические, социальные потрясения, затем прокатилась волна терактов - все это, безусловно, не способствовало притоку иностранных туристов в Россию и Москву. В итоге к концу 90-х количество гостей столицы упало до 900 тысяч в год.


- Как выходили из положения?


- Развивали экономику, занимались пропагандой туризма.


Сейчас наступил период относительной политической и экономической стабильности. Все наши усилия привели к тому, что постепенно начала возвращаться популярность. Во времена Госкоминтуриста СССР в Москву приезжали 5 миллионов иностранцев. Сейчас только три миллиона. Нам еще предстоит выйти на прежний уровень и потом двигаться дальше. На это потребуется время, но пока реальные темпы развития туризма опережают запланированные. Быть может, цифры в 5 миллионов мы достигнем не в 2010 году, а раньше. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 году Москва попадет в десятку самых посещаемых городов мира. Я уверен, что так и будет.


- Не бывает туризма в Париж, бывает туризм во Францию. Также и туризма в Москву не бывает без туризма в Россию. Наверное, поэтому был создан Всероссийский координационный совет по туризму "Регионы России - московское соглашение", который вы возглавляете?


- В него на сегодняшний день входит 46 субъектов Российской Федерации, и, безусловно, количество регионов, вступивших в Совет, будет расти. Каждый субъект Федерации получает возможность представлять свой туристский потенциал для всего мира и москвичей на различного рода выставках, ярмарках и т.п.


- Какие регионы наиболее популярны?


- Все хороши, каждый по-своему интересен. В свое время объехал страну вдоль и поперек, 250 дней в году проводил в командировках, побывал в 150 городах Союза, но продолжаю ежегодно открывать для себя много нового и интересного в каждом регионе России. Нигде нет таких огромных территорий, не испорченных цивилизацией. Захватывает дух, когда, например, плывешь по реке Лене, ширина которой километров 8-10, и на 100-200 километров ни одного населенного пункта, только дикие звери. Это уникальные красоты, и стоит их однажды увидеть, не захочешь никуда уезжать из страны.


- Давайте вернемся к столице. Жители каких стран чаще посещают Москву?


- Наибольшее число туристов дальнего зарубежья, посетивших наш город в 2004 году, составляют граждане Германии - в прошлом году в Москве побывали 248 629 немцев. Затем следуют США, Франция, Италия, Великобритания, Турция, Китай, Япония, Израиль и Южная Корея.


- Что нового могут увидеть туристы в Москве этим летом?


- Жизнь в городе бурлит: один праздник заканчивается, другой начинается. Круглый год что-то происходит: фестивали, городские праздники, спортивные мероприятия. В обычные дни - от пяти до десяти событий.


- Появились ли новые экскурсионные программы?


- В этом году совместно со службой коменданта Московского Кремля организовали церемонию развода конного и пешего караулов Президентского полка. На это мероприятие еженедельно собирается несколько сот туристов. Мы реализуем программу "Венок русских усадеб" - реконструируем усадьбы в столице и хотим связать их воедино и представлять туристам усадебную Москву. По городу будут курсировать специальные автобусы, ретровагоны по внутреннему железнодорожному кольцу, на территориях усадеб представим костюмированные программы. Еще одно нововведение - создание рекреационных туристских зон при префектурах Москвы. Исторические места будут приведены в порядок и обустроены для отдыха.


- Иностранцев волнует вопрос безопасности пребывания в Москве. Как решаются эти проблемы?


- Москва - безопасный город по сравнению со многими другими городами мира. Известно, что в Нью-Йорке есть районы, куда нельзя заходить даже днем. В Мадриде в справочниках для туристов женщинам рекомендуют прижимать к груди дамские сумочки, чтобы они не достались проезжающим мимо мотоциклистам. Вся Москва открыта, везде спокойно. Это, конечно, не значит, что у нас рай земной, где не существует криминала. Чтобы упредить возможность появления негативных ситуаций, в этом году создан координационный совет по обеспечению безопасности туризма. В совет входят все структуры правительства Москвы, департаменты и комитеты, которые прямо или косвенно связаны с туризмом, а также правоохранительные органы. Надеюсь, что теперь не будет возникать ситуаций, связанных с опасностью для гостей столицы.


- В чем, на ваш взгляд, изюминка туристической Москвы?


- Москва не похожа на другие города. Это город исконно русский. Конечно, изюминкой столицы остается Московский Кремль, древние храмы, особенная архитектура, отразившая многовековую историю. Москва всегда будет городом привлекательным и для россиян, и для иностранцев. Наша задача - с одной стороны, бережно сохранять созданное предками за восемь с половиной веков, а с другой стороны - рассказывать об этом всему миру.