Увлечение - дело сугубо индивидуальное, и у каждого оно свое, думалось мне, когда стала заниматься этой новой для газеты рубрикой. Время показало, что это заблуждение. Увлеченные люди - неординарные личности, с такой положительной энергетикой, что способны "заразить" окружающих своей страстью.
Вячеслав Рабин - самородок, "рукастый" мужик, в свое время окончил автозаводское училище по специальности "электромонтер промышленных установок". И разряд получил высокий, и зарплату достойную имел, да и сейчас мог бы на том предприятии семью безбедно обеспечить. Так нет же - тесно его фантазии в строгих рамках "обязаловки", дисциплины - творить тянет, постоянно что-то свое выдумывать, мастерить.
Однажды взял и резко жизнь свою изменил. Давно это произошло, когда младшую дочь во Дворец пионеров на кружок водил.
Пионерская организация развалилась, многие дети оказались сами себе предоставленными. У девчонок остались танцы, музыка, живопись, а пацаны - в дворовые компании стали сбиваться - ДОСААФ, в чьем ведении было развитие технического творчества, "приказал долго жить".
Если смотреть глубже, это одна из причин, считает В.Рабин, по которой в стране наблюдается всплеск наркомании. Сидел он на лавочке, ожидая дочь, наблюдая за бесцельно слоняющимися вокруг пацанами, свое детство вспоминал. А вот в их поселке нефтяников за детьми был присмотр со стороны дедов - ветеранов-пенсионеров.
О войне рассказывали, мастерить всякие детские забавы помогали: пистолеты, автоматы, самокаты, "коняшки" деревянные. Свой детский городок из песка, глины, обломков кирпичей построили, в котором был автодром, где соревнования устраивали на самодельных машинках. Славка тогда заводилой и слыл. И, видимо, это даром не прошло. Спустя годы детские увлечения дали знать о себе - вновь к пацанам потянуло, в педагоги переквалифицировался, стал с детьми моделизмом заниматься. Да так затянуло, что до высшей категории дослужился.
Годы работы во Дворце пионеров, теперь это Дом творчества учащихся, вспоминает с особым теплом. (Да и сам он о себе оставил там добрую память). Столько задумок удалось осуществить. Это и реализация своей детской мечты - изготовление автотрассы, и техническое сопровождение спектаклей, новогодних утренников. Те, кто был во дворце частым гостем, наверняка помнят и летающую ступу с Бабой-Ягой, и сани - "самоходы", и разъезжающую по сцене печь Емели-дурачка. Чтобы все это воплотить в жизнь, осуществить идеи талантливых организаторов детских праздников, Вячеславу Семеновичу приходилось не одну ночь над книгами, чертежами просидеть. Зато какое удовольствие получал от вида довольных детских лиц.
Везде, где работал, оставались творения его умелых рук. На станции юных техников, наверное, жив еще "Буран" - электрифицированная модель космического корабля.
Чтобы осуществить все задуманное, всегда не хватало средств, времени и режима благоприятствования. Техническое творчество под крышей ДОСААФ, воспитавшее когда-то целое поколение инженеров, ориентировавшее их на учебу в техническом вузе, сегодня вымирает. Но "рукастые" мужики в почете во все времена. Семеныч, так зовут его коллеги и питомцы кружка автомоделирования, очень озабочен тем, чтобы таких побольше было. Бродила в голове даже мысль заняться этим собственными силами - сколотить группу единомышленников из учеников, купить помещение по силам и ребят учить. Идея по нашим временам фантастическая. Но, видно, там, на небесах, услышали о неосуществимых мечтаниях энтузиастов-самородков, и обстоятельства сложились так, что в Железнодорожном районе Ульяновска обратили внимание на Центр детского технического творчества N 2. Совет директоров предприятий в полном составе на "объект" вышел. Посмотрели, обсудили и привели помещение в надлежащий вид. (Львиную долю дел взял на себя А.Литвинов, директор компании "Витязь"). Недавно глава района поменялся, но и В.Лопухов успел уже в клубе побывать. С его помощью территорию привели в надлежащий вид, пни выкорчевали. Есть задумка - кордодром построить. Центр ожил. Сегодня пять человек, среди которых ученики В.Рабина, преподают здесь несколько направлений: судо-, авторадио-, авиамоделирование. Охвачены мальчишки от первоклашек до студентов. Группы смешанные, и это дает возможность не только в общем деле опекать друг друга, но и воспитываться в мужском коллективе, где педагоги культивируют уважение, бережное отношение друг к другу, к делу, которым занимаешься, к инструментам, которыми пользуешься. Модели свои из вторичного, бросового сырья делают, инструмент педагоги сами изготавливают, свои мизерные зарплаты на это тратят - нет должного финансирования.
Странные люди, эти педагоги. В любом другом месте их с рукам и ногами бы оторвали. Себя не ценят, талант свой за бесценок раздаривают. На столе - фуганок, электролобзик, их Семеныч на свою зарплату приобрел. В углу стоит старый холодильник "Апшерон" - друг попросил инкубатор изготовить. Он уже почти готов, скоро можно будет первую закладку делать.
Таких умельцев-бессребреников становится все меньше и меньше, вымрут, как мамонты. По-хорошему создать бы и реализовать в области программу развития технического творчества детей. Только реально ли это?