- считает директор Дворца "Республика" Фархад Бабаев
Для любого музыкального коллектива или артиста выступить с сольным концертом во Дворце "Республика" означает, что он достиг пика, наивысшей точки своей карьеры.
"Республика" - это центральный концертный зал страны, аналогов которому нет во многих странах СНГ. Создатели проекта дворца рассчитывали так, чтобы он мог соперничать с таким гигантом, как, к примеру, Кремлевский Дворец съездов. И им это, как показало время, удалось.
Недавно на заседании комиссии по увековечиванию памяти бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева Дворец "Республика" внесли в почетный список объектов, которым может быть присвоено его имя. Я встретился с директором дворца Фархадом Бабаевым, чтобы просто поговорить о "Республике", которому недавно исполнилось ни много ни мало, а тридцать лет. Фархад Бабаев все эти тридцать лет проработал в Центральном концертном зале, и знает его лучше, чем кто-либо другой.
- Фархад Салимович, тридцать лет во дворце. Людям сложно бывает и год усидеть на одной работе, а вы...
- Да. Я всю свою сознательную жизнь отдал "Республике". С самого первого дня здесь. Когда пришел сюда, еще по строительным лесам не построенного дворца ходил.
- А кем вы здесь начинали работать?
- Заведующим художественно-постановочной частью. У меня ведь не только высшее художественное, но и инженерно-техническое образование. Так вот, главной моей задачей было координировать художественную часть концерта со всеми техническими службами дворца. Правильно и четко объединить эти компоненты, претворить в жизнь идеи режиссера. Затем меня назначили на должность заместителя директора, а с 1989 года и по сегодняшний день работаю директором дворца.
- Раз вы с первого дня здесь, значит, знаете и всю историю создания дворца. К примеру, что было раньше на этом месте, с какого времени его начали строить?
- Значит, так. Раньше на этом месте находился Бакинский табачный комбинат. А с 1962-го после переноса комбината за пределы города на его месте начали строить киноконцертный зал. Строили очень медленно и долго, пока к руководству Азербайджана не пришел Гейдар Алиевич. С этого дня он взял строительство объекта под свой личный контроль. И по его поручению строящееся здание проектными институтами Азербайджана было переконструировано под дворец - для проведения крупных международных общественно-политических мероприятий и концертов. При строительстве дворца в Азербайджан были приглашены специалисты из Украины, Венгрии и других стран. Строительство было окончено к 1972 году. Дворцу было присвоено имя В.И.Ленина.
- Каким был первый концерт?
- Первый концерт был организован для строителей и членов их семей. Состоялся он 14 декабря 1972 года. На концерте принимали участие самые лучшие художественные коллективы и ведущие мастера искусств Азербайджана. Хорошо помню, что открылся концерт увертюрой из оперы Узеира Гаджибекова "Кероглу", играл Государственный симфонический оркестр, участвовали в том числе народная артистка СССР Зейнаб Ханларова, вокальный квартет "Гая" и многие, многие другие.
- Скажите, пожалуйста, очень ли отличается концертная деятельность Дворца "Республика" в советский период и в настоящее время?
- Да, конечно. Тогда концертов было значительно больше.В советское время ведь были государственные концертно-гастрольные объединения при Министерстве культуры СССР. Они направляли ведущих мастеров искусств в разные города и районы Союза. В Азербайджан в то время на гастроли приезжали многие знаменитые и популярные коллективы и мастера искусств. Например, московский театр "Современник", или Ленинградский балетный театр. И давали они не один концерт. К примеру, Московский театр сатиры гастролировал у нас на протяжении месяца. Или другой факт. Дмитрий Маликов за четыре дня дал в Баку восемь концертов.
- Восемь! За последние десять лет он, кажется, в Баку ни разу не был.
- Примерно то же было и у Жени Белоусова и у Лаймы Вайкуле. А, например, народная артистка СССР Зейнаб Ханларова на протяжении шести лет ежегодно десять дней подряд давала концерты. Восемь по программе и два по дополнительным просьбам зрителей, так, скажем, на "бис". И всегда был аншлаг.
- Почему же сейчас все изменилось?
- Так ведь в то время гонорары другие были, это, во-первых. А, во-вторых, когда Госконцерт отправлял тех или иных актеров, он ведь не посылал их сразу в Азербайджан. Это был своеобразный тур. Грузия, Армения, Азербайджан, затем страны Средней Азии. И так общая сумма расходов и гонораров дробилась между всеми республиками.
- То есть из-за высоких запросов артистов, привезти в Баку какую-нибудь звезду сложно, потому что все опасаются, что концерт не окупится и стараются не рисковать...
- Совершенно верно. Многие жалуются, мол, билеты на концерты иностранных звезд стоят дорого.Но ведь в противном случае к нам вообще никто приезжать не будет. Раньше в Азербайджане было много компаний, фирм, занимавшихся организацией концертов. Сейчас их можно сосчитать на пальцах одной руки. Эти компании становятся банкротами после очередной неудачной, с финансовой точки зрения, организации концерта.
- А сам Дворец "Республика" не может заняться организацией подобных концертов?
- Нет, не может. У нас просто нет средств на это. Государство на такие мероприятия денег не выделяет, в бюджете такой статьи нет. Вы знаете, нас упрекают в высоких ценах на билеты. Но ведь мы сдаем зал в аренду организаторам концерта, которые диктуют и определяют свои цены на билеты. Поверьте, в Азербайджан можно привезти кого угодно, хоть Майкла Джексона. В свое время Паваротти хотел дать концерт в Баку. Но, по нашим сведениям, стоимость билетов на его концерт в России достигала 700 долларов. Сомневаюсь, чтобы у нас хотя бы 20 процентов билетов разошлась бы.
- Фархад Салимович, но ведь во дворце все-таки организуются некоторые концерты?
- Да, конечно, организовываем и цены делаем минимальными. К примеру, у нас проходит много детских праздников, притом не только на Новруз байрамы и Новый год, а также благотворительных концертов. Мы также организовали и провели концерты народных артистов АР Шафиги Эйвазовой, Сакины Исмайловой, Джанали Акперова, звезд сатиры Афаг Баширгызы, Чингиза Ахмедова и многих других. Да, здесь мы особенно не рисковали, потому что цены были умеренными.
- Неужели такому учреждению, как Дворец "Республика", нельзя найти спонсора?
- Пробовали.Очень сложно. На мой взгляд, спонсорство частных коммерческих структур на культуру у нас в республике слабо развивается. Инициаторов мало, можно сказать вообще нет.
- А скажите, переход деятельности дворца на хозрасчет себя оправдал?
- Конечно, было трудно, да и сейчас тяжело. Мы весь период чувствовали поддержку со стороны Министерства культуры и лично уважаемого министра культуры господина Полада Бюль-Бюльоглу. Но, я считаю, что это был очень правильный шаг. Главное - мы смогли поднять зарплату нашим сотрудникам. Притом подняли значительно, в зависимости от ответственности и занимаемой должности, кому - в пять, а кому и в семь раз. Но основная причина перехода на хозрасчет была в том, что мы пытались сохранить костяк основной группы профессиональных работников, в первую очередь ИТР. А это было очень важно. Процентов на семьдесят основной состав работников дворца - это инженерно-технический персонал, без которых работа просто невозможна. Они - профессионалы своего дела. Но с зарплатой прошлых лет их было очень сложно удержать. Сейчас все стабилизировалось, стараемся вместе сохранить постоянный концертный темп дворца.
- В печатной прессе и электронных СМИ постоянно проходит информация, связанная с дворцом. Как у вас дела с журналистами?
- По-моему, как раз с ними у нас никогда проблем не возникало. Кстати, когда я был заместителем директора, то в мои обязанности также входил контроль над связью со СМИ. Просто руководители государственных или частных газет, журналов, телерадиокомпаний для освещения концертной деятельности дворца, учитывая его статус и значимость, должны заранее прислать нам официальный запрос с просьбой обеспечить возможность их представителю присутствовать на том или ином мероприятии. Мы его рассматриваем и решаем, по возможности положительно. Как видите, все очень просто. Но многие этого не хотят понимать или исполнять. Вы свидетели, сегодня во всем мире идет активная борьба против международного терроризма, взрывают метро, театры, транспортные средства, происходит захват заложников и т.д. Поэтому мы во всех вопросах, также согласно существующему законодательству, ограничиваем пропускную систему и перемещение посторонних лиц во дворце в период концертов. Мы не хотим и не имеем право рисковать нашими зрителями.
- Что в ближайшее время мы увидим на сцене Дворца "Республика"?
- Ну, во-первых, 12 марта в Баку впервые приезжают датская группа "Nevergreen" и "А-студио". Они выступят с совместной программой. Кстати, цены на билеты эти будут ниже, чем на Алсу. 21 марта приедет Каяхан, дай Бог, в этот раз проблем со здоровьем у него не будет. Также в течение марта и апреля планируется проведение сольных концертов звезд азербайджанской эстрады, а также юбилейных вечеров, посвященных памяти выдающихся деятелей литературы и культуры Гусейна Джавида, Фикрета Амирова, Халила Рзы, Мирзы Бабаева. Есть еще несколько международных проектов, но они пока на стадии разработки.
- Вы сказали, что Гейдар Алиев был одним из главных инициаторов создания дворца. Я слышал, что "Республику" могут назвать его именем.
- Да, состоялось заседание комиссии по увековечиванию памяти выдающегося деятеля Гейдара Алирза оглу Алиева. Мы очень горды тем, что на этом заседании дворец удостоился чести быть включенным в список кандидатов организаций, которым может быть присвоено имя великого сына азербайджанского народа.
P.S. Что ж, думается, это было бы достойным увековечиванием памяти великого политика, уделявшего огромное внимание культурному развитию нашей страны - назвать один из главных культурных центров столицы его именем. Потому что для культуры одним из самых важных моментов является именно память...