Главная >> 5 >> 8

Театр под зеленой крышей

"Большое спасибо вам за интересную сказку, которая заставляет задумываться над проблемами нашего города. Мы будем рады снова прийти к вам в гости. Приглашайте нас" (из книги отзывов театра "Зеленая волна"). Экологический театр "Зеленая волна" создан на базе Центральной детско-юношеской библиотеки. 2004 год - юбилейный, театру исполнится 5 лет.


За полчаса нам объяснили все, над чем бьемся годы


Более 10 лет назад в Центральной детско-юношеской библиотеке был создан отдел организации детей и подростков. Библиотекари прививали детям интерес к чтению с помощью детских праздников, игр и викторин. Библиотекарь видеозала отдела организации досуга Наталья Пыльникова и режиссер Галина Лебедева создали детский театр, актерами которого стали мальчишки и девчонки, приходившие за книжками в детскую библиотеку. В феврале 1999 года председатель совета общественного экологического движения "Зеленая волна" Юрий Федорин нашел молодой коллектив и подарил ему название и поддержку своей организации. Театр приобрел четкую экологическую направленность. Более 8000 череповецких зрителей посмотрели постановки экологического театра. Автором трех из них является Наталья Пыльникова, одной - Дарья Шитова. Участники творческого коллектива уже дважды ездили на Всероссийский фестиваль детских экологических театров в Саратов, где получили высокую оценку театральных специалистов и горячую поддержку зрителей. Кроме того, "Зеленой волне" аплодировали 450 экологов на первом экологическом форуме "Зеленая планета", который проходил в ноябре 2003 года в Москве. Организатор форума М.В.Медведева, посмотрев сказку "Про Крысея Бессмертного" в исполнении юных череповчан, сказала: "Мы с вами здесь долго говорили об экологии. А ребята из "Зеленой волны" всего за полчаса смогли объяснить нам то, над чем мы бьемся долгие годы".


О коварном Крысе и положительном микробе


Как-то выступая перед очередным спектаклем, Наталья Пыльникова сказала: "Мы не можем остановить вредное воздействие на природу фабрик и заводов, но мы учим детей любить природу, взаимодействовать с ней". Веселые и легкие по форме пьесы Натальи Пыльниковой содержат серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. Сказка "Про речные приключения" дает ответ на вопрос: почему загрязняются и мелеют реки, болеют рыбы? Из пьесы-сказки "Про зеленые леса и лесные чудеса" дети узнают о жизни леса, о том, чем опасна вырубка, как правильно вести себя в лесу. В пьесе "Про Крысея Бессмертного" рассказывается, чем опасен мусор и как бороться со свалкой. Все сказки Н.Пыльниковой познавательны. Так, из пьесы-сказки "Про Крысея Бессмертного" юный зритель узнает о том, что 60 кг макулатуры спасают жизнь одного дерева, что жесть разлагается 90 лет, полимеры - 200, а стекло - аж целых 2000 лет. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности. В сказках Н.Пыльниковой уживаются серьезное и смешное. Кроме того, автор пьес учитывает особенности восприятия детей: спектакли перемежаются играми, зал становится активным участником событий, происходящих на сцене. Мы попросили автора сказочных пьес поделиться секретом их создания. - Первая пьеса "Про речные приключения" писалась всего месяц, - говорит Наталья Юрьевна. - Две других - около года. Я всегда проверяю пьесу на себе. Если она интересна лично мне, значит, понравится и зрителям. Начиная писать, я не планирую, будет ли она в стихотворной форме или нет. Штудирую горы разных материалов: все факты и цифры, касающиеся экологии, абсолютно достоверны. Стараюсь учитывать возраст зрителей, продолжительность пьесы, пытаюсь сделать ее легкой для восприятия. Но тут главное - не увлечься развлекаловкой. Нужно сохранить некий баланс между информацией и формой, в которую она упакована. Если пишу о какой-либо проблеме, то стараюсь докопаться до ее причины. Так появляются образы: Становится понятно, откуда появилось Наплевательское Отношение (сказка "Про Крысея Бессмертного"). Почему мы мусорим? Да потому, что ":в душе даже очень приличной есть всегда уголок безразличия". Коварный Крысей Бессмертный все время портит красоту, а землю превращает в кучи мусора. Кстати, образ многоликой Свалки прекрасно воплощают четыре юных актрисы. Микроб в этой сказке - положительное существо: ведь ему нужно перерабатывать мусор. В сказке "Про речные приключения" положительная Рыба-мутант борется со злостным Вирусом, Хлором и Диоксином.


И мне захотелось убрать мусор


Да, юным актерам приходится решать необычные задачи, играть, мягко говоря, нестандартные роли. Но они блестяще справляются с ними. Ребята настолько искренне вживаются в образ, так достоверно передают замысел автора, что после просмотра спектакля "Про Крысея Бессмертного" одна из взрослых зрительниц сказала: "Мне захотелось взять метлу и убрать мусор во дворе". За период работы театра в нем сменилось уже три поколения актеров. Сейчас в театре два состава: младший - учащиеся 5-х классов, и старший - ребята, которым по 13-17 лет. Пятиклассники (в основном это учащиеся школы ?9) занимаются в "Зеленой волне" уже второй год. Это Ярослав Грибов, Саша Ипполитова, Юля Серегина, Саша Мокеева, Алена Коростелева, Рома Трошин, Женя Арефьева. Три раза в неделю после уроков ребята приходят на занятия в театр. Здесь они не только познают азы актерского мастерства, но и учатся дружить, понимать друг друга и окружающий мир. Ребята вместе со своими родителями придумывают и шьют костюмы. Так, костюм Мусорной Свалки дети смастерили из мешков из-под сахара, к которым пришили большие карманы. По словам самих детей, они стали относиться к природе бережнее. "Зеленая волна" притягивает их возможностью реализовать себя. Во время гастролей дети приобретают новый опыт, расширяют свой кругозор. Конечно, юным актерам не все легко дается. Как оказалось, труднее всего для них входить в роль, до конца сохранять образ. Женя Миленький, сыгравший Крысея Бессмертного, откровенно признался, что быть злым очень сложно. Кстати, он и Ксения Ставровская (блестяще играющая Наплевательское Отношение) были отмечены за лучшие актерские работы на Первом городском фестивале детских театральных коллективов. В сентябре 2003 года у театра появился новый режиссер - Наталья Васильевна Черная, выпускница Вологодского училища культуры. Яркий, творческий человек, она внесла много нового в постановку спектакля "Про Крысея Бессмертного". Изменила декорации (их делали не только профессиональные художники, но и сами дети), оживила спектакль пантомимой и танцами; в спектакле зазвучала музыка Стравинского, Свиридова, Лядова. Сторонница школы Станиславского, Наталья Васильевна помогает детям вжиться в свой образ. Сейчас она работает над постановкой по сюжету рассказа К.Сергиенко "До свидания, овраг", которую будет ставить со старшеклассниками. Спектакли "Зеленой волны" юные зрители воспринимают на ура. Дети сопереживают происходящему на сцене, участвуют в играх. Приходят набраться опыта и юные коллеги из экологических пришкольных театров, которых, благодаря Юрию Федорину, с каждым годом становится все больше.