Главная >> 5 >> 7

МАЛО ЖЕЛАНИЯ, НЕОБХОДИМЫ ВОЗМОЖНОСТИ

Жизненная аксиома "Без прошлого нет будущего" - основа героико-патриотического воспитания учащихся школ Гатчинского района. В каждом из учебных заведений накоплен большой опыт работы, традиции. Для примера возьмем Рождественскую среднюю школу. Здесь активно используется весь арсенал форм и методов работы. При этом обращение к прошлому страны, родного края нацелено на комплексное решение учебно-воспитательного процесса, гармоничное развитие качеств учащихся. Еще одна важная деталь - эту ответственную задачу школа решает при активной поддержке родителей, общественности волости, местных властей.


В школе регулярно проводятся уроки Мужества, встречи с ветеранами войны, тематические вечера. Так, в апреле сего года проведена литературно-музыкальная композиция "Окопная звезда", посвященная творчеству поэтессы-фронтовички Юлии Друниной. Школьники активно участвовали в конкурсе чтецов литературных произведений и рисунков, посвященных военной тематике. Совместно с сотрудниками музея-усадьбы проведена конференция "В суровые дни испытаний", где разговор шел об оккупации родного села. В дни, предшествовавшие празднику Победы, ребята подготовили для ветеранов концерт-поздравление. Учащиеся посетили международную выставку в Смольном, посвященную военной поре, на открытии которой ученица 11 класса Марина Мезенцева прочитала стихотворение "Дорога жизни". Поездки в музеи северной столицы регулярны. Так, ученики 2-3 классов посетили Центральный Военно-Морской музей, а старшеклассники - Артиллерийский музей. Ежегодно в феврале проводится военно-спортивная игра "Зарница", в которой участвуют ученики 5-11 классов. Традиционно школьники помогают в благоустройстве воинских захоронений, расположенных на территории волости. А в этом году оказана большая помощь в создании Мемориального комплекса на улице Болотной родного села, который был торжественно открыт 9 Мая.


Большим подспорьем в воспитательной работе является краеведение. Естественно, используются благоприятные возможности расположенных рядом прекрасных музеев. Так, в музее Самсона Вырина уже давно работает "Клуб почтарей", где занимаются учащиеся школы. В музее-усадьбе Рождествено ребята занимаются в кружке экскурсоводов. В самой школе существует кружок "музейное дело". К этому надо добавить и интересные уроки краеведения. Перечень значительных мероприятий можно продолжать и дальше. Не в этом суть, главное - есть система, есть опыт, есть потенциал. Вот на последнем хотелось остановиться подробнее.


Удовлетворены ли педагоги результатами воспитательных усилий? И да, и нет. Прежде всего, никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Но настораживает то, что все заметнее разрыв между проводимыми мероприятиями и проявленным к ним интересом учеников. Если ребята младших классов с увлечением участвуют в мероприятиях и с интересом внимают словам ветеранов, то старшеклассники уже проявляют определенный скептиз. Все больше заметнее влияние ТВ, которое не утруждает себя проблемами последствий своих передач на становление подросткового характера. Цинизм, меркантильность, нигилизм, а порой и открытые призывы к попранию принятых норм морали все больше проповедуются с экранов. При этом материал подается в фейерверке музыки и цвета. Как здесь не поддаться неокрепшей молодой душе?


Понятно, что в школе для юношей и девушек тоже необходимы новые формы подачи материала. Способны ли на это воспитатели? Несомненно, но все новое требует дополнительных материальных затрат, которых в школах нет. Понятно, что хоровое пение под баян тех же песен военных лет уже вряд ли привлечет старшеклассников, как, впрочем, и дискотека. Хотя, конечно, и эти формы не исключаются. Но ребята хотят видеть у себя новые, современные технологии оформления массовых мероприятий.


Заметно ослабли так называемые шефские связи между школами и предприятиями, воинскими частями. Ранее шефы оказывали большую помощь в воспитательной работе. Сегодня совместные мероприятия носят эпизодический характер. В лучшем случае оказывается спонсорская помощь. Или взять любопытных пацанов. Они хотят не просто лицезреть на картинках образцы боевой техники и вооружения военных лет, а сами создавать их. То есть, необходимы технические кружки. Тяга понятна. Но есть ли возможность создать в той же Рождественской школе подобный кружок? К сожалению, нет. Отсутствуют кадры, нет денег, а ездить за пределы волости в ту же Гатчину или поселок Сиверский не все ребята себе могут позволить. Так что на повестке дня все явственнее встает вопрос о достойном материальном обеспечении воспитательной работы, в том числе и героико-патриотической.