Главная >> 5 >> 7

ПОБЕДА ТОМСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Профиль компании


Впервые российский приз в области дизайна "Виктория" - в Томске! Этой высокой национальной награды удостоены группа компаний "Зонд-Реклама" и Томское отделение Союза дизайнеров России за "архитектурно-художественную концепцию оформления города Томска к 400-летию".


ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "КОНЦЕПЦИЯ"


Каким должен быть праздник в городе? Причем такой необычный и редкий, как четырехвековой юбилей? Сценарий - это одно. Но сценическая площадка для юбиляра - это весь город. А значит, он весь должен быть в праздничных декорациях.


Удивительное дело, когда стали готовиться к юбилею Томска, выяснилось, что никто раньше не занимался этой проблемой комплексно и планомерно. Над тем, как потратить деньги, особенно там, где их много (в Москве и Санкт-Петербурге, например), особенно не задумывались. Обычно все решалось по накатанному варианту: щиты, флажки, шары, перетяги - по максимуму. Без общего подхода, без общей идеи...


В Томске, и здесь отдадим должное городским властям, выбрали принципиально иной путь. Было решено подготовить и оформить юбиляра к празднику по специально разработанной комплексной программе, где будет предусмотрено все до мелочей, если хотите, разработать фирменный стиль города.


Главному архитектору города Александру Авсейкову и главному художнику Томска Сергею Васенко удалось даже добиться выделения средств на осуществление этой программы, что позволило привлечь к ее реализации серьезных специалистов. Главным координатором программы выступили Томское региональное отделение Союза дизайнеров России и группа компаний "Зонд-Реклама", в основном ее креативный отдел и дизайн-центр.


- Еще в начале девяностых годов фирма "Зонд- Реклама" впервые в России сама разработала нормативные документы, касающиеся регламентации отношений в области наружной рекламы, - рассказывает директор группы компаний "Зонд-Реклама" Евгений Паршуто. - В 1997 году мэр Томска Александр Макаров поручил подготовить программу комплексного архитектурно-художественного оформления города. К сожалению, на тот момент дальше разработки и установки скамеек, урн, мини-кафе дело не пошло. Но уже тогда стало понятно: если городская власть реально озабочена состоянием и настроениями горожан, она должна всерьез задуматься, что собой представляет городская окружающая среда, насколько комфортно чувствуют себя на улицах жители Томска.


- Изначально наш подход к оформлению праздника был таким: экономия средств, системность в подходе, возможность дальнейшего применения всех элементов, которые будут подготовлены к юбилею. Мы знали, что никаких грандиозных средств на оформление города отпущено не будет, и поэтому стремились к тому, чтобы наши разработки и после праздника оказались максимально востребованы в Томске, - говорит начальник креативного отдела "Зонд-Рекламы" Андрей Алексеев. - Чтобы созданные нами и нашими коллегами элементы и дальше использовались в городской среде по предназначению. К примеру, рекламные фирмы подарили Томску к юбилею флагштоки. Сегодня эти небольшие сооружения активно задействованы в периоды празднования других дат и событий. Они мобильны и хорошо дополняют внешний вид любой праздничной площадки.


БЕЗ ЛЕСТИ И НАЧИСТОТУ


Год назад, в феврале 2004 года, в Томске прошел совет Союза дизайнеров России. В нашем городе собрались мэтры российского дизайна: академики, профессора из восемнадцати российских регионов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.


- На суд взыскательных экспертов впервые была выставлена наша работа. Мы ожидали услышать объективную оценку. Зная, что настоящие профессионалы никогда не льстят и просто так по головке не гладят, мы были готовы к самой резкой критике, - вспоминает Евгений Валерьянович. - На встрече с мэром Александром Макаровым гости откровенно признались, что Томск, конечно, красивый и необычный город, но он имеет рваный, лоскутный характер. Человек, заезжая в Томск с любой стороны, не понимает, куда он попадает. И работы здесь непочатый край. А юбилей - это как раз тот повод, когда все эти дела хорошо было бы подправить... Признаюсь, наш проект не был оценен только положительно. Но никто не отрицал тот факт, что мы стали первыми в России, кто посмотрел на понятие торжества в городе с разных сторон и создал свою концепцию. Юрий Назаров, президент Совета дизайнеров России, тогда так отозвался о нашей концепции: "Это свежо, интересно, продолжайте работать в этом направлении, а мы будем следить за вашими шагами".


Но дальнейшая детализация концепции потребовала новых сил, свежих идей. Поэтому к сотрудничеству были привлечены студенты, преподаватели ТГАСУ, ТПУ. К маю уже была подготовлена достаточно серьезная работа, которой предстояло выдержать новый экзамен - на VII Всероссийском дизайн-форуме в Сочи. На суд главных художников и архитекторов страны - ведущих администраторов в области оформления городов - Евгений Паршуто вынес доклад о ходе подготовки концепции и о возможности ее реализации в кратчайшие сроки.


- Наш доклад вызвал неподдельный интерес: присутствующие активно задавали вопросы, - рассказывает Евгений Паршуто. - Я лично убедился, что для российских городов эта проблема очень остра. Участники обсуждения пришли к выводу, что в Томске осуществлен большой прорыв в этой области: впервые архитектурно-художественное оформление города рассматривается как единый непрерывный процесс, который развивается во времени и пространстве по своим законам. Учитывалось и то, что город - это прежде всего его жители, поэтому им должно быть максимально комфортно в городской среде. Совет главных художников и главных дизайнеров городов России дал в целом высокую оценку уровню работы. Сама структура концепции и уровень проработки отдельных элементов поразили даже столичных администраторов в области оформления и благоустройства городов.


Успех в Сочи окрылил томских дизайнеров. Но главное предстояло впереди - необходимо было реализовать намеченное, а затем бороться за "Викторию" на всероссийском конкурсе. Но, к сожалению, по самой банальной причине - из-за отсутствия денег - многое сделать так и не удалось. (Планировалось, что на оформление Томска будет выделено несколько десятков миллионов рублей, фактически на эти цели была затрачена лишь одна десятая часть от запланированной суммы.). Это, конечно же, сказалось и на оформлении, было ощущение, что что-то недоделано, хотя некоторые участки города, безусловно, преобразились.


- Сегодня можно признаться: в пожарном порядке при недостатке опыта в этой сфере было сделано очень много, - говорит Андрей Алексеев. - Несмотря на некоторые организационные ошибки, дефицит средств, мы достаточно хорошо сработали с городскими властями: администрация успешно взаимодействовала с коммерческими структурами. Если бы не было системного подхода в оформлении города, то каждый стал бы украшать себя как бог на душу положит. Или же вообще не стал бы. У нас же в концепции было четко расписано, что и где должно быть сделано. Эффективно сработал и административный ресурс.


В декабре 2004 года на XII Всероссийской выставке-конкурсе "Дизайн-2004. Лучшая работа года в области дизайна 2004 года" группа компаний "Зонд-Реклама" представила свою работу "Архитектурно-художественная концепция оформления города Томска к 400-летию".


- Федеральное агентство по культуре и кинематографии ежегодно вручает национальные премии и призы, - говорит Евгений Паршуто, - "ТЭФИ" - в области тележурналистики, "Нику" - в области киноискусства, "Викторию" - в сфере дизайна. Статуэтка - награда для нас очень важная и, я думаю, заслуженная. Это значит, что проблема, которую мы постарались решить для Томска к 400-летию, очень актуальна для других российских городов, которые готовятся к различным праздникам и торжествам. Скоро 750-летие Калининграда, тысячелетие Казани. И, может быть, решение локальной, на первый взгляд, задачи оформления городов к праздникам позволит наконец создать максимально комфортные условия для горожан, изменить визуальное качество и информативность среды и существенно улучшить внешний облик российских городов.