Главная >> 5 >> 7

Секрет северного отшельника

Владимир Николаевич Латынцев (родился в 1949 году) - активно работающий сегодня живописец и график, развивающий культурно-исторические традиции русского Севера - Мурманской и Архангельской областей, Великого Устюга, Тотьмы и Вологды.


Владимир Николаевич Латынцев родился 14 марта 1949 года в городе Вичуга Ивановской области. Учился в Ивановском художественном училище с 1964 по 1972 год. Стал членом Союза художников России в 1989 году. В 2004 году избран председателем правления Вологодского регионального отделения Союза художников России.


После окончания художественного училища Латынцев начал работать в Мурманске и буквально "заболел" северным краем. Он говорит: "Север - интереснейший край. И не только потому, что я там живу. Богатейшая архитектура, сохранившаяся с древности, органично вписана в местный ландшафт. Часто сменяющиеся состояния природы осенью и особенно зимой. Важно, чтобы он нашел отклик в душе". Художник начинал как график, рисовальщик и акварелист. Он постоянно участвовал в многочисленных творческих поездках по разным районам страны, но все чаще уходил на Север: Кольский полуостров, Белое, Норвежское, Баренцево и Карское моря. Его так и прозвали - "северным отшельником".


В 1972 году Латынцев впервые попадает в Великий Устюг и потом регулярно приезжает в этот старинный город на севере Вологодчины на летние пленэры. В 1982 году он перебирается сюда на постоянное жительство, на родину своей жены Татьяны. Сначала работает в художественной школе, создает художественную мастерскую. Позднее в Устюге он собственными руками построил себе дом с мастерской. Постепенно сформировалась главная тема творчества - русский Север: природа, история и культура.На вопрос о самом притягательном для себя в северной традиции он отвечал: "В каком-то большом, великом прошлом, в тех духовных корнях, что были и есть. Во всем, что сохранилось в архитектуре, в музейных экспозициях, в летописных источниках, в архивах, в преданиях. В настоящем ничего такого пока не вижу".


Чаще всего Латынцев работает в жанре историко-архитектурного пейзажа. На основе многочисленных натурных этюдов он переходит к обобщенному картинному видению не столько зримой, а более всего желанной, духовно обогащенной панорамы родной земли. У него есть и конкретные картины-реконструкции старинной жизни "Набережная в прошлом" , "Петр I на Севере" , "Предсказание юродивого" , "Явление иконы Николы Великорецкого". Многие картины как бы соединяют прошлое и современность. И тогда трудно сказать, ожила ли сама история или мы смогли ее сегодня возвратить назад, как в больших холстах художника последнего времени "Гуляние в Великом Устюге" , "Масленица в Великом Устюге" , "Праздник на Сухоне".


Думается, что Латынцеву сегодня более удаются те типично северные пейзажные мотивы, в которых без подробного рассказа, а образно и живописно воссоздаются художественные символы России, которые потом широко и многопланово откликаются на запросы думающих зрителей. Такова всеохватная и романтичная панорама храмов Великого Устюга на холсте "Золото русского Севера" или пронзительно грустная картина "Листопад в Великом Устюге" , нежно-поэтичная пейзажная композиция "Трепетная весна". Запоминается маленький холст "Русь уходящая" , так как он выходит за рамки обыденности и исторической красивости, живописно повествует о судьбе родной земли.


Одним из немногих на Вологодчине Латынцев работает в жанре историко-религиозной картины. В 1995 году он написал триптих "Хранители веры православной" , последнее десятилетие создает серию композиций по житиям святых: Прокопия Праведного - "Христа ради юродивого" , Иоанна Устюжского, Стефана Пермского - просветителя зырян. Сам художник отмечает: "Для меня тема устюжских святых неразрывна с самим городом. Для меня эти святые, по которым я изучаю источники, собираю иконографические материалы, - земляки, жившие на этой земле, ходившие по этому берегу, и мне интересно писать то, что чувствую".


Работая в Великом Устюге, часто бывая в Тотьме, Латынцев не может в своем творчестве пройти мимо образов мореплавателей и землепроходцев. Так появились картины "Семен Дежнев" , "К неведомым берегам" , "На краю земли". В последние годы художник, являясь членом Вологодского морского собрания, в составе творческих групп часто бывает в портах и на кораблях Северного флота. Так создается современная художественная летопись жизни нынешних военных моряков, подводников, людей Поморья. Правда, такая тематическая и событийная всеядность далеко не всегда способствует художественной качественности создаваемых произведений. Ведь историзм, что всегда было свойственно русской живописи, требует сосредоточенной вдумчивости и постановки глубинных, вневременных проблем национальной жизни. Богатейший материал натурных этюдов, эскизов, собственных изысканий и размышлений художника должен постепенно выливаться в образно убедительные, по большому счету духовно состоявшиеся картинные композиции.


Творчество Владимира Латынцева хорошо знакомо зрителям многих городов России. Его персональные выставки в 2002 и в 2004 годах были показаны в Вологде. Активно участвуя в деятельности вологодского землячества в Москве, он регулярно показывает свои новые работы в столице. Художник продолжает много ездить по русскому Северу. Сегодня его можно увидеть в Музее-заповеднике под Архангельском "Малые Карелы" , завтра он работает в возрождающемся Антониево-Сийском монастыре, на Соловецких островах, в нашем Ферапонтове, Вологде и снова в Великом Устюге.


Главные работы:


"Автопортрет" (1983), "Зима на улице Успенской" (1993), "Портрет сына Евгения" (1995), "Гуляние в Великом Устюге" (2000), "Листопад в Великом Устюге" (2000), "Солнечный день в Великом Устюге" (2000), "Трепетная весна" (2000), "Золото русского Севера" (2002).


Литература:


Каталог "41-я областная выставка произведений вологодских художников" (Вологда, 1989), "Владимир Латынцев. Альбом" (Вологда, 1999), "Владимир Латынцев. Живопись, графика. Альбом" (Вологда, 2002), "Девятая региональная художественная выставка "Российский Север". Каталог" (Вологда, 2004).