Миллионы телезрителей по всей России наконец-то вздохнули с облегчением: "Слава Богу, больше никаких "Фабрик звезд" не будет".
Минувшая неделя пролетела как-то легко и быстро в сравнении с предыдущими. Именно пролетела - будто бабочка-однодневка. Может, это и к лучшему. В конце концов всем уже изрядно надоело переползать, подобно гусенице, изо дня в день и застывать в оцепенении, прилипнув взглядом к телеэкрану, точно там украинской оппозицией апельсиновым джемом намазано. Душа просила от ТВ праздника не по сценарию Майдана. И многим из нас его подарили. За отчетный недельный телепериод... навсегда закрылась проходная "Фабрики звезд".
Знаю, что мой пафос вызовет улюлюканье массы тинейджеров. Но я же предупредил, что говорю от имени многих. Я отнюдь не претендовал на выражение всеобщей точки зрения, которой в принципе не может быть. Я только понимаю, что так называемая "фабрика" не оправдала надежд своих же хозяев, что сами они остались явно неудовлетворенными качеством выпускаемой в эфир "продукции". (Как бы они потом ни пытались опровергнуть подобное утверждение в своих интервью). Тут все абсолютно ясно: сегодня в нашей стране не закроется ни одно предприятие, приносящее фабрикантам прибыль. Это - закон, хоть и неписаный. Он универсален, и потому вполне приемлем для нынешнего ТВ. В телевизионной версии он формулируется так: все жанры хороши, кроме убыточного. Это в свое время осознали даже на советском ЦТ, где очень долго мучились с бездарной передачей "Алло! Мы ищем таланты". И с еще более бездарными самодеятельными исполнителями.
Осознали и авторы сегодняшнего телепроекта, что их подопечные не просто "полуфабрикаты", а некое сырье, которое им удалось подвергнуть лишь первичной переработке. Какие уж там звезды! Они, конечно, еще покувыркаются на запланированном концерте в Кремле (который в последнее время стал чем-то вроде проходного двора для сомнительных по части таланта исполнителей - ну, скажем, не такой взыскательный, как "Олимпия" или "Карнеги-холл"). Но я лично с куда большим интересом сходил бы посмотреть на звезды в планетарий (если бы его в Москве наконец-то привели в порядок), чем в Кремль.
То, что мы увидели и услышали на заключительном концерте "Фабрики звезд", выглядело даже не как фабричная самодеятельность. Это скорее походило на детсадовский утренник. Младое племя исполняло, как было объявлено, мировые хиты. И это было моментом торжества моего поколения. Потому что "полуфабрикаты" распевали "наши" песни - из числа тех, что называют "evergreens" - "вечнозеленые". Этими хитами 20-30-летней давности мы как раз заслушивались в те времена, когда нынешние "девчоночки фабричные" (да и мальчоночки тоже) находились либо в светлом детсадовском возрасте, либо их еще просто не было на свете. Нам бы порадоваться преемственности поколений в их музыкальных пристрастиях. Наши вкусы и чувства разделяют и понимают. Только к этой радости примешивалось малоприятное ощущение того, что наши чувства при этом еще и бессовестным образом эксплуатируют. Педагогических достоинств маститых наставников явно не хватило на то, чтобы их воспитанники смогли в полном смысле слова исполнить тот или иной шлягер нашей молодости. "Полуфабрикаты" их просто имитировали.
Вот бойкая девушка носится, припрыгивая по сцене с одним из главных хитов Марыли Родович "Разноцветные ярмарки". Голос - с каким бы пани Марыля знаменитой явно не стала. Исполнительница двигается по сцене плохо. Можно сказать, вообще не сценично. А Марыля Родович егозой в Сопоте, где, если мне не изменяет память, была впервые исполнена эта песня, не скакала. Она просто выходила к микрофону с гитарой в руках и с барабаном за плечом - в экзотическом наряде, в образе и ... пела. Родович, конечно, можно перебегать, но перепеть ее... Да это все равно, что снять барабан с чужого плеча. (Хотя справедливости ради надо сказать, что у Валерия Леонтьева и без барабана получилась очень достойная собственная версия песни. Но для этого нужно быть Леонтьевым, а не "полуфабрикатом").
Вот другая исполнительница преподносит публике и телезрителям "Синий иней" - русский вариант песни, которая на самом-то деле является визитной карточкой группы "Eruption" - "Взрыв" и называется, как известно, "Билет в один конец". Песня и на самом деле взрывная. Только этого совсем не чувствуется, когда исполнительница вместе с подтанцовкой чуть ли не русские хороводы по сцене водит.
Зато другая участница заключительного концерта смело взялась за оригинальный, немецкий текст одного из наиболее известных хитов некогда весьма популярной (да и сегодня не забытой) группы "Чингисхан". Лично я только смелость в данном случае и отметил бы...
Смотрел я на все это, слушал и думал: если звезды зажигают подобным образом, то кому это, собственно, нужно?