- считает глава "Химкинских электросетей" Владимир Суслов. И действительно, выезжая по Ленинградскому шоссе за МКАД, сразу и не поймешь, что это уже не Москва, а другой город. Химки встречают неоновыми огнями, великолепно освещенными шоссе и улицами. И все это благодаря стараниям местных энергетиков, у которых забот ничуть не меньше, чем у столичных коллег.
Химки можно смело назвать международными воротами столицы. Ведь это первый российский населенный пункт, в который попадают иностранные гости, приземлившиеся в "Шереметьево-2". Так что приходится держать марку. А помогает в этом муниципальное предприятие "Химкинская электросеть" - создатель светящихся магистралей, ярких дорог и светлых площадей. История предприятия началась 1 июля 1978 года. Отделившись от Красногорских сетей, новая организация взяла под "свое крыло" электролинии не только в Химках, но и в соседних населенных пунктах - Сходне, Подрезкове, Ново-Подрезкове, Старбееве, Терехове... Позже, когда времена советской стабильности сменились лихорадочными преобразованиями, предприятию пришлось выживать в прямом смысле слова. Но, несмотря на передряги, здешние энергетики все же устояли. А в 2000 году пережили еще одну реформу - стали самостоятельными, отделившись от общей структуры городского хозяйства. "Стартовые" условия были не самыми комфортными - электросеть вышла с долгами около 60 миллионов рублей. Пришлось изрядно попотеть, чтобы как-то решить эту проблему, и в короткий срок долги были погашены. Зато самостоятельность открыла новые горизонты для развития. И сейчас "Химкинская электросеть" - одно из самых прочно стоящих на ногах высокоуровневых предприятий города.
- Недавно глава района Владимир Владимирович Стрельченко посетил нас с инспекцией, - рассказывает генеральный директор организации, заслуженный энергетик России Владимир Суслов. -Устроил полный смотр и техники, и людей, и нашей готовности работать. Он лично разговаривал с рабочими, мастерами, оперативно-диспетчерской службой. Изъянов никаких не нашел. Да мы и сами стараемся оперативно решать поставленные задачи.
И все-таки Владимир Иванович поскромничал. Не расхваливать же свое детище, с которым связана большая часть жизни.
Именно здесь четверть века назад он начинал свой трудовой путь, тут прошел все ступени служебной лестницы. И вряд ли кто в городе лучше него знает особенности каждой единицы электрооборудования - фонарей, проводов, подстанций... Потому и результаты "Химкинской электросети" для него - не высокое достижение, а обычная, качественная работа. А гордиться есть чем.
На сегодняшний день предприятие обслуживает 71 тысячу абонентов в жилом секторе и 1 тысячу в промышленном. Сегодня "Химкинские электросети" -это полтора десятка распределительных и 230 трансформаторных пунктов, 150 километров воздушных проводов, 140 км линий уличного освещения, 620 км кабелей. Цифры впечатляют еще и потому, что все дело держится на небольшом коллективе в две сотни человек. Секрет в том, что руководство дорожит своими работниками. Здесь понимают, что проще вырастить специалиста внутри системы, чем нанимать кадры со стороны. Поэтому и заботятся о своих людях. На предприятии практически нет бича современных структур - текучести кадров. Созданы практически идеальные условия труда. Люди получают приличные зарплаты. Обеспечиваются санаторными путевками, оплачивая лишь десятую часть их стоимости - все остальное компания берет на себя. Кроме того, руководство часто организует для трудового коллектива поездки по городам России. Не так давно, например, побывали в Суздале, Санкт-Петербурге. А летом дети сотрудников отправляются в спортивно-оздоровительные лагеря. Кстати, о приближающемся Новом годе тоже позаботились - коллеги с семьями встретят его в доме отдыха.
Как отмечают сами работники предприятия, "коллектив у нас небольшой, но дружный". И, судя по деловой, но теплой атмосфере в офисе, это не просто красивые слова. Подтверждением служит следующий факт: в "Химкинских электросетях" 10% коллектива - семейные династии. А это значит, работа достойная, интересная, стабильная и оплачиваемая. Такая, которую можно смело передать детям.
За все нужно платить
Главной головной болью энергетиков всегда были должники. Не являются исключением и Химки. Задав вопрос на эту острую тему инспектору по вопросам неплательщиков Татьяне Левочкиной, получил неожиданный ответ: "У нас очень хорошие люди. И в основном все вовремя платят". По ее словам, 70% потребителей вносят платежи в срок, 5 - 7% даже предпочитают рассчитаться за будущие траты. Каждому десятому надо напоминать, что эта услуга небесплатная. А с остальными - бороться и даже отключать.
- А что делать, если не платят по 2 - 3 года? - поясняет Татьяна Павловна. - К ним ходишь, просишь, предупреждаешь, составляешь акты. Бывает, по решению суда идешь и на крайние меры... Категорию "нерадивого" населения составляют два типа: либо опустившиеся алкоголики, либо, как ни удивительно, очень богатые люди. И если у первых все скудные "получки" тут же уходят на вожделенную выпивку, то бизнесмены часто не оплачивают счета из-за нехватки времени, а порой просто забывают. Доходит даже до казусов. Например, один знаменитый эстрадный исполнитель, у которого в нашем округе дом, не знал, что в счетчике надо учитывать все шесть цифр, а не пять. В итоге у него накопилась приличная задолженность. Но мы ему объяснили, и он сразу же все погасил. Приходится постоянно вести разъяснительную работу.
Отдельная тема - бюджетные организации. Их платежи зависят от своевременности и полноты финансирования из казны. Так что нередко возникают проблемы. Но местная администрация старается не запускать ситуацию. Власти понимают: если будут расти долги, "Мосэнерго" отключит весь город - оно не будет разбираться, кто прав, кто виноват.
- Как ни странно, на сегодняшний день нам просто некого отключать! - продолжает Татьяна Левочкина. - Раньше мы жестко поступали, и в течение 3-4 месяцев с 20-го числа регулярно случались недели отключений. Доставалось предприятиям, рынкам. А в этом месяце все благополучно. К сожалению, больше проблем возникает с банками. Дело в том, что не так давно с нас сняли безакцептное списание. Раньше было так: мы выставляли счет, и согласия предприятия для списания денег с его счета не требовалось. Но теперь на это нужно согласие потребителя. А представители предприятий, особенно малых, приходят в банк раз-другой в месяц. Мы предъявляем финансовые требования потребителю, а он отвечает -счет в банке. В основном мы теперь говорим, что это ваши проблемы. Но если видим, что это постоянный плательщик, конечно же, идем на уступки. Однако если оплата производится нерегулярно, тут приходится разговаривать "круче".
Оказывается, нередко предприятия, да и потребители жилого сектора доходят до того, что воруют электроэнергию. Ток - это товар, причем не самый дешевый. Например, для предприятий 1 кВт/ч обходится в 1, 60 руб. А это немало. Вот и идут некоторые умельцы на всяческие ухищрения - останавливают счетчик, подключают провода до учета.
- Но мы все равно выявляем такие факты. Как? Это наш секрет. И актов о хищении мы составляем очень много, - предупреждает Татьяна Левочкина. - Но не всегда энергия крадется по злому умыслу. Случается, потребители страдают по незнанию.
Как такое происходит? Конкретный пример. Практически каждая семья имеет сегодня автоматическую стиральную машину. Такой агрегат требует отдельного подключения к сети. Люди вызывают мастера из той же торговой фирмы. Приходит такой "дока" и подсоединяет провода в обход счетчика, потому что вся коммутационная аппаратура в старых домах не рассчитана на современные новинки. А потребитель может вовсе не догадываться об этом! Энергетики же все равно предъявят претензии. И аргумент "мне устанавливала фирма" тут не поможет...
Что же делать, чтобы не попасть в такую ситуацию? По совету энергетиков, чтобы с ними не поссориться, нужно четко уяснить: электрохозяйство дома принадлежит домоуправлению. Оказывается, установка даже стиральной машины должна проводиться с его ведома. Электрик домоуправления никогда не подключит "мимо" счетчика. Но если невероятное все же произойдет, потребителю всегда будет на кого сослаться. В этом случае энергетики будут разбираться с домоуправлением, а не с вами. Так что, от греха подальше, стоит проверить свою проводку.
Смесь хай-тэка и утиля
Без тока в проводах мы беспомощны. А все потому, что слишком привыкли к электричеству и даже малейший сбой воспринимаем как трагедию. Так что если бы не старания энергетиков, нам в прямом смысле "света белого" не видать. Дело в том, что нынешние электросети не только устарели и физически, и морально, а, образно говоря, обветшали и покрылись мхом. Проводка в старых домах рассчитана на 1 , 5 киловатта - для лампочки Ильича было вполне достаточно. Но в наши дни это равно потреблению одного электрочайника. Прибавьте сюда одновременно работающие утюг, стиральную машину, компьютер, микроволновку и представьте, во сколько раз выше нормы возрастает нагрузка на провода! В лучшем случае от этого выбивает пробки. В худшем - приезжают пожарные. Неудивительно, что энергетики осознают проблему острее других. В тех же Химках они с завидной регулярностью меняют в домах счетчики и вводные автоматы. Но комплексно модернизировать нужно все оборудование, латание дыр - не выход. Те же граждане, у которых нет сил терпеть вечные поломки, но есть лишние средства, меняют оборудование за свой счет. Аналогичным образом поступают и жители коттеджных поселков - скидываются и покупают подстанцию сразу со всей проводкой. Но что делать бюджетникам, пенсионерам? Пока остается только ждать милостей от государства...
- Еще 2-3 года назад никто и не задумывался о лимитировании потребления - берите энергии сколько хотите. Но теперь приходится всерьез говорить об ограничении на основе разрешенной мощности, - с сожалением констатирует Владимир Суслов. - Как? Придется оформлять договор между предприятием и "Химкинской электросетью". Например, организация по этому документу получает 3 кВт разрешенной мощности. Если она будет работать 8 часов - это 24 кВт в день, если месяц - это 720, а больше по договору не предусмотрено, в противном случае будут штрафные санкции. Не подходит такая система - можно получить другие технические условия и проложить себе новую электросеть, иначе старая сгорит. В жилом секторе модернизация сетей находится в ведении властей. Но это очень дорогостоящее мероприятие...
И все же прогресс не стоит на месте, как-никак XXI век за окном. И потому, хоть у энергетиков не самые легкие времена, внедрять современные технологии заставляет сама жизнь.
- Ведь раньше как было, -вспоминает директор предприятия Владимир Суслов, - "когти" на плечи - и на провода. Теперь, конечно, многое изменилось. "Когти" стали музейным экспонатом, и им на смену пришли автовышки. Уже не используются деревянные столбы, - только железобетонные. Нет и оголенных проводов на линиях - с недавних пор мы используем только изолированные. А это значит, что ни ветер, ни ветки не замкнут и не порвут проводку. Современная технология соединения кабельных линий, можно сказать, практически вечная. На подстанциях новое оборудование, оно полностью герметичное, а значит, не течет масло. Лампы были ртутные, теперь натриевые. Наши бригады оснащены рацией. Все это способствует надежности и оперативности в работе. И, разумеется, контроль потребления является для нас ключевым. Так что без новейших технологий не обойтись.
Как выяснилось, среди заслуг химкинских энергетиков - внедрение первыми в России системы дистанционного контроля за потреблением энергии. Работает эта новинка так: в каждом доме на входе кабеля и в каждой квартире устанавливаются счетчики. Их показания по каналам GPRS и Интернету передаются в вычислительный центр. Данные можно получить через компьютер из любой точки мира. Если же при элементарном сложении возникает дисбаланс, то становится ясно - идет хищение энергии. Техника подскажет, кто занимается "черным" делом. Особенно эта система актуальна для коттеджных поселков. Народ там очень "энергозатратный" - на теплые полы, подогрев бассейнов и электросаун требуется огромное количество киловатт-часов. А за комфорт нужно платить.
Здешние энергетики регулярно посещают выставки, проводят семинары, изучают опыт других стран. Так, недавно решили взять на вооружение опыт итальянских коллег. Там широко используются предоплатные счетчики - вставил карточку, как в таксофон, и пользуйся светом. Деньги кончились - автомат отключается от сети. Такую систему планируют внедрять в поселках.
Кроме того, благодаря техническим новинкам жители сами смогут выбирать и наиболее выгодные для себя тарифы. Ночью электроэнергия стоит значительно дешевле, чем днем. Поэтому автоматизированные системы учета, которые разделяют дневное и ночное потребление, позволяют жителям сэкономить немало средств.
- Наш принцип - мы работаем для потребителей, а не они для нас, - отмечает Владимир Суслов. - И потому стараемся реагировать на все пожелания и предложения населения. Строго спрашиваем с руководителей соответствующих подразделений предприятий. Наша цель - добиться 100-процентной освещенности улиц, проездов, дворов. А это важно, учитывая нынешнюю уличную преступность. У нас не бывает ситуации, чтобы люди месяцами ходили по кабинетам, ожидали выдачи технических условий. Пройдитесь по офису -только на некоторых дверях написаны приемные часы. На самом деле мы работаем все дни. Кто бы и с какой проблемой ни пришел, с каждым беседуем, ищем и находим решение практически любых вопросов. Ну а поскольку День энергетика - наш профессиональный праздник, хотелось бы поздравить коллег, пожелать им всего самого наилучшего и в первую очередь Октябрьские сети "Мосэнерго" под руководством Мазурова Андрея Исаевича, с которыми мы непосредственно работаем и от которых получаем электроэнергию. Партнерские отношения - залог бесперебойной работы. Например, их старшие диспетчеры все время находятся на связи с нашими. Результат - различные документы оформляются сразу и без волокиты. И никаких нареканий - все понимают друг друга. За что спасибо главному инженеру Шомесову Вадиму Михайловичу, а также начальнику диспетчерской службы Корчагину Александру Анатольевичу.
Отдельно хочу пожелать коллегам стабильности и определенности. Будущее энергетики напрямую зависит от планов правительства - ее ждет реформирование. Но нет ни соответствующих законов, ни четких проектов, ни ясности, как мы будем дальше жить и обеспечивать тепло и свет в домах. А ведь это наша прямая обязанность.