Главная >> 5 >> 7

После "Салона"...

"Текстильный салон-2004" прошел. Подвели итоги, обсудили форму и содержание, задумались о будущем


Ивановский "ТС", как всякое массовое действо, позволяет понять многое. Сквозь его призму отчетливо видны сегодняшние проблемы текстиля, он способен проанализировать и понять самые разные настроения заинтересованных слоев - от художников и производителей до журналистов, его освещающих в СМИ.


У "Салона" есть друзья, любопытствующие, критики. Последние после каждого очередного конкурса задают один и тот же вопрос: зачем, собственно, он нужен?


Двенадцать "ТС" прошло, а сомнения все-таки остаются. И приходится повторять прописные истины о том, что любому творческому специалисту конкурс необходим для того, чтобы оценить свое место в едином профессиональном потоке и понять, в каком направлении ему двигаться. "Салон" - большой мастер-класс, где можно посмотреть свои работы на фоне других, где встречаются авторы и жюри, где до последнего времени встречались модельеры и текстильщики, которым всегда есть о чем поговорить.


Точно такие задачи ставит перед собой любой творческий конкурс - от скрипичного до литературного. Там всем ясно, зачем выступают конкурсанты и кому это нужно. Но как только дело касается творчества модельеров, то - то ли в силу того, что одежда является не только объектом искусства, а еще и продуктом потребления, то ли потому, что на скрипке учились играть единицы, а одежду покупают все, - от конкурса все начинают требовать, кроме всего прочего, "практических" результатов.


Но "Салон" их дать по самой сути своей не может, как ничего не может и изменить. Он просто отражает положение дел в производстве отечественных тканей и одежды. Если текстиля и одежды становится меньше, а качество ухудшается, то российский конкурс в Иванове эту тенденцию и отражает, равно как отражает изменения к лучшему. Подобная экспертиза совсем не лишняя и навредить, как всякий диагноз, по меньшей мереникому не способна.


Последний "Салон", к примеру, продемонстрировал, что одежду для детей сегодня почти не производят, поскольку эта номинация была представлена достаточно невнятно. Показал, что отечественных производителей одежды вообще осталось немного, что, конечно, плохо. Зато хорошо, что эта одежда стала гораздо более качественной и модной. Причем ивановцам, я полагаю, должно быть небезразлично, что хорошую мужскую и женскую одежду умеют шить именно в их городе, что и доказали своими промышленными коллекциями фирмы "Айвенго", "Норман" и "Ланика".


Я также полагаю, что ивановцам можно бы порадоваться и за свою текстильную академию, которая выставила в студенческой номинации шесть коллекций и получила Гран-при, первое, второе и третье места, буквально отвоевав их у остальных вузов, в том числе у сильнейшей команды Московского государственного текстильного университета.


Кстати, через две недели после "Салона" на подиуме именно этого университета прошла Всероссийская ассамблея моды, в которой участвовали практически все школы модельеров России и работало серьезнейшее по своему профессиональному составу жюри под председательством Ирины Крутиковой. Там случилось почти то же самое: первые места в двух номинациях из трех заняли студенты кафедры текстильного дизайна ИГТА.


Может, и не стоило бы мне расписывать успехи моих студентов, так ведь кто же, кроме меня, об этом расскажет землякам? Реакция многих журналистов демонстрирует одну довольно грустную тенденцию нашего времени: радоваться за своих у нас нынче не модно. В Иванове постоянно проходят мероприятия российского и международного масштаба - например конференции по химии растворов, по магнитным жидкостям и т.д., но никому и в голову не приходит выставить их организаторам счет по поводу практических результатов или качества представленных докладов. Оно и понятно: чтобы об этом писать, нужно разбираться в вопросе. А в текстильном дизайне разбираются все, кому не лень. А уж лягнуть знаменитость - председателя жюри - и вовсе чуть ли не вопрос престижа. И вновь мне скучно повторять, кто такой В. М. Зайцев вообще и что он делает для России и нашего города. Поскольку мне эти объяснения уже поставлены некоторыми журналистами в вину, я отсылаю недоверчивых к обширной недавней статье о нем в "The New York Times". Если кто-то скажет, что и эта статья - результат моего радения за председателя комиссии по защите дипломов, то, спасибо, конечно, но до влияния на такие СМИ я еще не доросла.


И все-таки... В любом случае нельзя походя бросать в сторону победителей оскорбительные намеки о причине успеха. Нельзя ни за что ни про что отбирать у людей праздник выстраданной, отработанной победы. Надо уметь радоваться за других и ценить наших талантливых художников, которые работают здесь и теперь. Именно они представляют наш город, нашу область достойно. Их творчество - один из лучших брэндов нашего региона.


Справедливости ради нужно сказать и о недостатках нынешнего конкурса. Точнее, об одном, но, на мой взгляд, серьезном. "Салон" был задуман как мероприятие по поддержке отечественных производителей тканей и одежды. С первых салонов его участников и зрителей встречала выставка и ярмарка тканей, на которой работал совет профессионалов, определяющих в различных ассортиментных группах лучшую ткань года. Сегодня, как известно, ивановские предприятия перепрофилировали свою продукцию на домашний текстиль, а проще - на КПБ. Организаторы "Салона", подчиняясь обстоятельствам, заявили о вы-ставке, ярмарке и конкурсе тканей для постельного белья. Такой конкурс был бы нужным делом для художников и производителей, поскольку по качеству этой продукции сегодня нареканий пока больше, чем похвал. И вот этой-то выставки нынче и не было. Очень жаль.


Я бываю на очень многих российских и международных конкурсах моды. У каждого из них свои задачи, свой колорит. Но нигде - я это заявляю ответственно - я не встречала такой четкой организации, как на ивановском "Текстильном салоне". Это, между прочим, тоже нужно уметь, этому нужно учиться. "Текстильный салон" уже многому научил своих участников. И пусть учит дальше.


Наталья МИЗОНОВА, профессор, заведующая кафедрой дизайна ИГТА.