Среди любителей научной фантастики у Василия ГОЛОВАЧЕВА есть масса поклонников и немало противников. Выход каждой его новой книги неизменно сопровождается бурными дискуссиями на "фантастических" форумах. Истина в подобных спорах, конечно, не рождается, но один вывод из этих дискуссий сделать можно - после прочтения книг писателя есть о чем поспорить. На вопрос о том, сколько же всего вышло у него книг, писатель точно ответить не смог: "Более сорока. Недавно вот еще узнал, что их суммарный тираж превысил двадцать миллионов экземпляров". Наверное, у кого-то может создаться впечатление, что свои романы писатель печет как блины. А это совсем не так. В фантастику Головачев пришел больше двадцати лет назад и всегда выписывал далекие миры и своих героев очень кропотливо и тщательно. В каждой его книге заложен серьезный философский подтекст. Наверное, в сплаве захватывающего сюжета, легкости языка и размышлений о жизни и заключается секрет успеха его книг.
- Василий Васильевич, какая ваша книга наиболее популярна у читателей?
- Пожалуй, "Смерш-2". Во всяком случае она вышла десять лет назад, но до сих пор часто переиздается. А ее суммарный тираж уже превысил два миллиона экземпляров.
- Вы садитесь за письменный стол каждое утро или ждете, когда вас посетит вдохновение?
- Если я начал роман, то для меня не существует ни выходных, ни праздников. Наиболее продуктивно я работаю утром. Во-первых, голова свежая, а во-вторых, внучка уходит в школу. Черновик я всегда пишу ручкой, а вечером все написанное за день переношу в компьютер и правлю текст.
- Некоторые писатели начинают свой роман с написания финальной сцены?
- Никогда у меня такой идеи не было. Тогда ведь писать совсем неинтересно будет. Обычно я начинаю роман, когда имею хорошую идею и пухлую пачку набросков. Я зачастую даже не знаю, чем завершится глава, над которой работаю. Хотя древо событий в общем и целом для себя я представляю.
- Кто является вашим первым читателем?
- Редактор издательства. Домашние книги читают только после того, как они вышли в свет.
- Многие авторы очень тяжело придумывают заголовки к своим романам?
- Заголовок я придумываю обычно еще до того, как напишу первую фразу романа. На уступки издательству я шел всего раза три-четыре. К примеру, роман "Посланник" у меня назывался "Тень Люциферова крыла". Спорить с редактором я не стал, но в некоторых переизданиях я настоял на авторском названии.
- Что у вас сейчас готовится к выходу?
- К Новому году должен выйти фантастический боевик "Ко времени моих слез". Сюжет я пересказывать не буду. Скажу лишь, эта настолько необычная для меня очень лиричная вещь, что я настоял на подзаголовке "роман дождя".
- Свою литературную деятельность вы начали в Днепропетровске, и насколько я знаю, ваши первые книги выходили на украинском языке. Вы так хорошо его знаете?
- Нет, я всегда писал только по-русски. Впрочем, украинский язык я знаю неплохо. Правки в переводные варианты во всяком случае сам вносил.
- Правда ли, что в начале литературной карьеры вы сами иллюстрировали свои книги?
- Да, но это было еще в Киеве в начале восьмидесятых. Затем я понял, что на рисунки уходит слишком много времени. А я всегда хотел именно писать.
- Когда и почему вы в Москву из Днепропетровска решили перебраться?
- У меня просто выхода не было. Как только Украина отделилась, три мои книги мгновенно вылетели из всех издательских планов. В тот момент я и понял, что нет смысла тратить время и деньги на постоянные поездки в Москву, и пришла пора перебираться в столицу. В 1994 году мы продали свое жилье в Днепропетровске и купили квартиру в Москве. После чего я года три долги друзьям и родственникам отдавал.
- На каких языках ваши книги издавались?
- На английском, немецком, болгарском, чешском и польском плюс чуть ли не на всех языках СНГ.
- На своем сайте вы частенько отвечаете на вопросы читателей. Не жалко тратить на это свободное время?
- Так мне и самому это интересно. Но на собственный сайт я захожу лишь пару раз в неделю. А жить в Интернете и ежедневно общаться в чатах со своими поклонниками, как это делают некоторые фантасты (скажем, Васильев и Лукьяненко), я никогда не смогу.
- У вас на сайте вывешен огромный список книг, которые вы ищете...
- Я заядлый библиофил. Практически каждую субботу выезжаю в спорткомплекс "Олимпийский", где находится лучшая в Москве книжная ярмарка. Много лет собираю фантастику, и коллекция у меня, поверьте, на данный момент очень-очень приличная. Буквально в это воскресенье приобрел в "Олимпийском" двухтомник Уэллса, вышедший в 1956 году. Причем у меня сложилось впечатление, что никто ни разу его не открывал.
- По специальности вы конструктор радиоэлектронной аппаратуры. Это вам сильно помогает в творчестве?
- С поста начальника конструкторского отдела солидного научного института ушел пятнадцать лет назад. Однако научные журналы я и сейчас читаю постоянно. Пристально слежу за всеми новыми научными разработками, информация о которых появляется в Интернете. Интересуюсь медициной, психологией, астрологией, космофизикой, физикой плазмы и физикой струн... Я же не в жанре беллетристики работаю, а научно-фантастические книги пишу.
- С коллегами-фантастами часто общаетесь?
- Конвенты, на которые нас приглашают, происходят чуть ли не каждый месяц. Там мы не Только с читателями общаемся, но и друг с другом.
- А времени, которое вы тратите на эти конвенты, вам не жалко?
- Так я на них не только отдыхаю, но и работаю. Причем для этого мне даже ноутбук не нужен - достаточно ручки и бумаги.
- Почему вы в последнее время не печатаетесь в научно-фантастических журналах?
- Дело в том, что я рассказы пишу очень редко. Меня более масштабные вещи интересуют. Хотя папка с идеями рассказов у меня довольно приличная. Однако лишь, написав роман, я могу отдохнуть на рассказе.
- За какой самый короткий срок вам удавалось написать роман?
- Быстрее, чем через полгода, не выходило никогда. Конечно, в этот срок входят месяц-полтора, за которые я собираю информацию для новой книги. При этом я еще считаю, что пишу довольно торопливо. Да, мои романы переиздаются уже более четверти века, но я-то понимаю, что для поддержания читательского интереса новая книга должна выходить два раза в год. Вот время и заставляет меня писать жестко и быстро.
- Кто-то из маститых писателей, давая советы начинающему коллеге, сказал, что на гонорары можно жить лишь после пятого опубликованного романа. Согласны с этим?
- Категорически нет! Все зависит от мастерства писателя и от того, проявят ли читатели интерес к его книгам. Есть масса писателей, которые пишут и интересно, и довольно много, а их книги все равно выходят мизерными тиражами. Сейчас в основном люди читают литературу двух направлений: убил время, выкинул, забыл, и книги, которые заставляют думать, которые надо не в метро пролистывать, а в спокойной обстановке вдумчиво читать.
- Я вот часто вижу, что ваши книги пассажиры в метро читают...
- Ну и пусть себе читают на здоровье. Только те, кто читает в метро мои книги, в их содержание особо не вникают, они лишь ловят кайф от остросюжетного действия. Но ведь и эти читатели между боевыми сценами обязательно проглотят и философское наполнение.
- В ваших книгах очень четко выписаны сцены единоборств. Вы сами боевыми искусствами случаем не занимаетесь?
- В свое время я серьезно занимался волейболом, до мастера спорта даже дошел. Чуть позже я три года махал руками в секции карате, самбо немножко занимался... Да и сейчас форму стараюсь поддерживать. Да, я знаю, что действительно могу хорошо описать любой боевой прием. Но при этом всегда стараюсь в своих романах именно через боевые сцены выражать философию жизни. Знаете, когда читаю совершенно дилетантское описание боев у того же Бушкова, то зачастую просто выпадаю из штанов от смеха.
- В одном из интервью вы сказали, что вокруг нас существуют тролли и эльфы. Это шутка такая была?
- Нет, я действительно убежден, что рядом с нами существует целый пласт жизни, недоступный нашим органам чувств. Возможно, это остатки древней магической цивилизации. У меня, например, в квартире уже много лет Домовой живет.
- А в чем его деятельность выражается?
- Если мы Домовушку раз в неделю не покормим хлебом или сыром, то он начинает о себе разными звуками напоминать.
- Может, это мышки хлеб и сыр на кухне съедают?
- Хлеб и сыр из мисочки никуда не исчезают - Домовые питаются исключительно запахами. Очевидно, они ими энергетически насыщаются.
- Интересно, откуда Домовой в вашей московской квартире появился?
- Мы его из Днепропетровска привезли. Вы можете смеяться и шутить, но у знакомого жил Домовой, которого мы и попросили поселить к нам какого-нибудь друга, которому в своем доме несладко живется. Кстати, в квартиру к злому человеку это существо не придет никогда.
- Скажите, а польза от Домового хоть какая-то есть?
- В предыдущей квартире мы попросили его, чтобы он извел тараканов. Как он с ними боролся, я не знаю, но у себя тараканов мы не видели несколько лет. При этом у соседей они плодились и размножались - дом-то тот старенький очень был.
- Слышал, что после выхода "Ночного дозора" кинокомпании скупили на корню права на экранизацию книг чуть ли не у всех российских фантастов?
- Ко мне с таким предложением пока еще никто не обращался. Но процесс-то уже пошел. Знаю, что сейчас снимается фильм по роману Марии Семеновой "Волкодав" и бюджет у него в два раза выше, чем у "Ночного дозора".
- А если кто-то предложит снять на основе ваших романов не фильм, а сериал, согласитесь?
- Вряд ли я на это пойду. Сериалы у нас буквально за гроши делаются. А то, что за копейку снимается, на копейку и смотрится. Отсутствие хороших спецэффектов на корню -погубит идею любого фантастического романа.