Главная >> 5 >> 7

ОТ БУЛЬДОЗЕРОВ ДО ЛЕДЕНЦОВ

ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА "АРТ-КЛЯЗЬМА"


БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ


Полдня свободы без пива


Странным образом они сошлись - два события, между которыми пропасть в три десятилетия. Очередная "Арт-Клязьма", прошедшая в минувшие выходные и именуемая фестивалем современного искусства, и так называемая Бульдозерная выставка -ее тридцатилетний юбилей отмечался вчера в акцией "Право творить свободно".


Хочется ворчать, ворчать и ворчать, что и вода была раньше мокрее, и люди масштабнее: "Богатыри - не вы!/ Плохая им досталась доля..." Картины художников, решившихся устроить выставку на природе, на пустыре в районе Беляево-Богородское, давили бульдозерами, а лейтенант 120-го отделения милиции Авдеенко (надо же, злобностью мыслей и действий своих остался в истории искусства!) кричал художнику Евгению Рухину: "Стрелять вас надо! Только патронов жалко..."


Цена искусства была другой - оно вроде как и не имело цены: никто не рассчитывал что-нибудь продать и, как принято говорить сегодня, себя пропиарить. Двигала всеми предельная - до спазм, до физической боли


- невозможность быть больше безмолвными изгоями. И на кон ставились не слава и деньги, а жизнь, своя внутренняя самооценка - будешь ли ты ощущать себя личностью или тварью безгласной.


И выставлялись художниками вещи, которыми они пробивали брешь в благостных дебрях единообразия псевдореалистического социалистического реализма - в какую-то новую, более многомерную жизнь изобразительного искусства. И, как ни парадоксально, даже тем, кому выпал скромный талант, эта одержимость творчеством и свободой придавала мощь, эмоциональную силу. На них снисходило вдохновение, которое не могло остаться бесплодным, не отозваться в мыслях, нервах зрителей.


Кстати, если кто-то не понимает сегодня, 1974 год (37-й, умноженный на два, то есть "вегетарианство" застоя) - это год высылки Солженицына, когда выдавливалась любая попытка свободомыслия - в данном случае бульдозерами.


Но бульдозерами никого не запугали. Скандал имел такой резонанс, что через две недели, 29 сентября 1974 года, все же была разрешена выставка в Измайловском парке, скромно названная Вторым осенним смотром картин на свежем воздухе.


Западная пресса назвала ее "Полдня свободы". Посещать ее тоже было большим вольнодумством.


Помню, как на платформе метро "Измайловский парк" нас с Сергеем Смирновым, одним из лучших художников-шрифтовиков, преподававшим в Суриковском институте, остановили представители его парткома - многих нервов потом ему стоили эти полдня свободы!


Но они состоялись. И тогда я увидел полотна и Оскара Рабина, и Олега Целкова, и Эдуарда Штейнберга. Сегодня их знает весь мир. А день был солнечный, вокруг парка стояли пожарные машины - на случай, если придется разгонять народ, время от времени втягиваемый в дискуссию юношами и девушками с комсомольской искоркой в глазах, говорившими заранее надиктованные кем-то речи о "безобразии", выставленном художниками.


Безобразия раньше были тоже великими. А теперь, после Клязьмы, все говорят о леденце Дмитрия Цветкова! Хороший художник, мне нравятся его пулеметы и ружья, обшитые бисером и стразами. Но нынче вот говорят о леденце, до этого говорили о писающем Буратино, выставлявшемся в Малом Манеже. Приколки все эти у него забавные, милые, как из ресторанного меню... Все сойдет под пиво с шашлыком.