Главная >> 5 >> 6

Самарские звездочки на европейском небосводе

"Газели" - таи прозвали польские музыканты самарских ребят из театра ледовых шоу "Льдинка", гастролировавшего недавно в Польше и Германии и вызвавшего восторг тысяч зрителей. Одновременно поющие и танцующие дети в европейских странах - большая редкость, ведь это требует не только таланта и вокальных данных, но особой настойчивости в занятиях, длительных тренировок и порой огромных усилий по борьбе с ленью и усталостью. В Германии, например, музыкальное образование практически не развито - дети могут два раза в неделю заниматься каким-нибудь видом искусства, но чтобы репетировать все дни кроме воскресений - это нереально. Поэтому удивительно то, что некоторые организаторы региональных российских фестивалей преувеличивают важность присутствия на том или ином конкурсе европейских музыкантов - как правило, не иностранцы, даже достигшие особых успехов, должны давать у нас мастер-классы. Обычные самарские дети - вокалисты Марина Петромаева, Лиза Климчук и Алекс Суховский, танцоры Марина Крыслова, Маша Анашкина и Даша Абросимова из коллектива "Льдинка", трудом и победами над собой завоевавшие признание не только в России, но и в консервативной Германии, - могут многому научить зарубежных коллег. Дети заняли первое место на престижном конкурсе в Польше и стали любимцами немецкой публики. Поэтому и их руководители Ольга Даниловна и Ольга Владимировна Безруковы пользовались у педагогов-иностранцев особым уважением.


Апофеозом и основной целью гастролей "Льдинки" стал 10-й Международный фестиваль "Поющие дети и молодежь" в Польше, куда руководители самарского детского театра заранее отправили диск с записями юных исполнителей. Этот фестиваль считается в Польше престижным конкурсом, и поэтому показать свои лучшие песенные достижения и поучиться у других съехались почти все юные и молодые таланты. Сложность фестиваля была в том, что ребенок должен был петь понравившуюся жюри песню из его репертуара не под привычную фонограмму, а вместе с бендом - ребятами из группы "Oscylator-179". Для привыкших работать с одними и теми же записями детей это достаточно трудно - ребенок слышит совсем другие звуки, иногда меняется темп песни, аранжировка. Поэтому такое испытание и проверяет подготовленность ребенка к серьезным выступлениям на сцене - непрофессиональный артист собьется, испугается. Для того чтобы подготовить детей, было организовано несколько репетиций.


- Наша солистка Марина даже не стала репетировать дважды - вступила как с листа, - рассказывает Ольга Даниловна Безрукова, - хотя польские музыканты-аккомпаниаторы внесли новое звучание в привычную для девочки песню. Но на самом деле, несмотря на строгость конкурсного отбора, на фестивале все сделано для детей. Уровень организации поразил нас до глубины души. Все подогнано так, что дети не должны уставать, волноваться, расстраиваться, ждать выступлений.


Всего на конкурс прибыло более 40 участников из Польши, Германии и других стран. Самарские дети оказались единственными русскими на этом конкурсе, но показали себя так достойно, что сразили наповал и жюри, и зрителей. Фестиваль проходил в двух подгруппах - от 10 до 13 лет - "поющие дети" и от 14 до 18 - "поющая молодежь". Несмотря на незнакомую языковую обстановку, воспитанники "Льдинки" были совершенно раскованы, как и на родной земле. Да и обстановка фестиваля способствовала наибольшему раскрытию личности детей и раскрепощенности. Так что ничто не помешало самарским звездочкам занять первое место. Впрочем, жюри вполне готово было отдать им Гран-при, однако "Льдинка" была на фестивале не в качестве участника, а в качестве почетного гостя, и поэтому удостоить главного приза жюри пришлось польскую участницу Марту.


Но тем не менее у российских артистов появилось в Польше много друзей и поклонников песня "Носорог", во время которой ребятишки катаются на коньках по сцене, особенно запомнилась публике. Ведь на роликах в Европе катаются лишь в парках или всерьез занимаются ими в качестве экстремального развлечения, но чтобы на коньках танцевать...


Кстати, организация фестиваля в Польше может быть примером для нас. В России, увы, пока несколько чуждо понятие "конкурса без конкурса", которое давно царит в образовательной сфере европейских стран. Там нельзя при всех детях выделять лучших, нельзя говорить, что кто-то выступил хуже, нельзя ругать - именно похвала считается лучшим средством воспитания. Именно поэтому организаторы не во время награждений, а на дискотеке, в веселой обстановке, когда дети развлекались и не могли сильно огорчиться, сообщили исполнителям, кто из них уедет домой, а кто выступит на гала-концерте. И перед этим каждый участник конкурса получил в подарок большую мягкую игрушку - уже завоевав такую поощрительную награду, ребята не чувствуют себя проигравшими.


- Когда мы выступали в детском садике "Матрешка", - вспоминает Ольга Даниловна, - проводили среди детей разные игры и хотели подарить самому активному наш традиционный русский сувенир - матрешку. Но нам объяснили, что выделять одного ребенка нельзя - другие обидятся, поэтому пришлось вручать подарок воспитательнице.


После ослепительной победы в Польше "Льдинка" отправилась покорять зрителя более консервативного и требовательного - немецкую публику. Но и сердца жителей городка Фюрстенвальде растаяли мгновенно. Благотворительные концерты на "Фабрике культуры", в детских садах "Анна Франк" и "Матрешка", в котором раньше занимались дети советских военных, в аквапарке "Shwapp", молодежном клубе "Норд", торговом центре собирали огромное количество зрителей.


- Русские иммигранты ходили почти на все наши концерты, - вспоминает преподаватель "Льдинки" известная самарская певица Ольга Владимировна Безрукова, - люди узнавали, где мы выступаем в следующий раз, и там мы обязательно видели их счастливые лица. Среди постоянных зрителей были и немцы - они очень ценят качество и высокий уровень детских выступлений, потому что в Германии школьники выступают лишь на самодеятельном уровне, а профессиональных детских театров там почти нет.


Поражались немцы и подготовленности самарских "льдинок" к любым выступлениям - обычно перед концертом детям надо показать, кто откуда выходит, кто где встает, а наши артисты как будто заранее репетировали. Приезжали на площадки они всегда едва ли не с опозданием - то не могли привыкнуть к европейскому времени (один раз не перевели часы и поехали кормить лебедей, так что чуть потомили зрителей ожиданием), то просто останавливались у красивых мест. Так что "разводить" детей не было времени и нужды. А что говорить об уровне исполнения! Немцам так и осталось непонятно, как солистка Марина Петромаева могла петь и танцевать одновременно - ведь, по идее, ребенок должен задыхаться. Но длительные тренировки и упражнения привели к желаемому результату - ценить самарских исполнителей теперь стали не только жители нашего города и других городов России, но и иностранцы. Один молодой немец долго сомневался, что ребенок поет "живьем", а не под фонограмму. Пришлось ему продемонстрировать уровень подготовки юной певицы.


- А вы хотя бы успевали посмотреть окрестности, погулять, на экскурсии сходить? - спрашиваю ребят.


- В городке Браунсдофе, где мы жили, только в конце нашего пребывания обнаружили речку. Все время были заняты на концертах, но и побывать в Берлине удалось. Увидели Рейхстаг, знаменитые улицы города, больше всего нас поразил известнейший в Европе зоопарк. Там животные живут практически свободно, и чувствуешь себя словно в диком лесу, джунглях, океане. Порой это даже пугает.


Из-за большой загруженности ребята не успели посмотреть многие из немецких достопримечательностей. Но шанс вновь побывать в этой стране им дали сами немцы. Покоренные самарскими звездочками, они пригласили их в сентябре выступать на празднике урожая. И что важнее всего - увидев сильную и подготовленную группу артистов, немцы хотят, чтобы руководители коллектива провели для немецких талантливых ребят и педагогов мастер-классы. Вот и получается, что немцы учат наших и без того подготовленных детей, а сами готовы взять на себя все расходы, которые легли пока не плечи родителей, лишь бы самарские звезды порадовали их своими яркими выступлениями.