1 июня исполняется двухвековой юбилей со дня рождения великого русского композитора, основоположника отечественной классической музыки, автора первых национальных опер "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки. Родился он в стороне от старой Смоленской дороги. Здесь, в нескольких десятках километров от Ельни, и расположена старинная усадьба Новоспасское, родовое имение Глинки.
- Главными впечатлениями своего детства Михаил Иванович называл смоленские народные песни, - рассказал председатель Смоленского отделения Союза композиторов, заслуженный деятель искусств России Николай Писаренко. - В воспоминаниях Глинки есть такие строки: "Они были первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку, живейшим поэтическим восторгом наполняли мою душу колокольные звоны и церковное пение".
Талант композитора раскрывался и формировался под воздействием хорового церковного пения в Новоспасской церкви.
На его произведениях воспитывались многие поколения истинных патриотов. Вспомним, еще совсем недавно мы просыпались и ложились спать под звуки его "Патриотической песни", которая была Государственным гимном России. В победном сорок пятом к подножию Кремлевской стены были брошены знамена фашизма под звуки величественного "Славься" из оперы "Жизнь за царя".
Михаил Иванович обожал свое родовое гнездо, родную природу. Большой господский дом когда-то окружал огромный пейзажный парк с каскадом из 7 прудов. В конце XVIII - начале XIX века слава о парке имения Новоспасское шла по всей России. Его основу составляли липы, дубы, вязы, клены, ясени. К сожалению, лишь малая часть деревьев сохранилась до наших дней.
Как в усадьбе, где расположен музей, готовятся к юбилею? Мы побывали здесь за месяц до празднеств. Картина оставила двойственное впечатление. С одной стороны, коллектив под руководством директора Владимира Кугакова делает все, чтобы святое для истинных ценителей музыки место предстало перед гостями во всем великолепии. Однако одного желания мало. Для ремонта нужны деньги, и немалые.
- На сегодняшний день реально выделено 6 миллионов рублей. Финансирование часто идет с задержками, - рассказал Владимир Федорович. - С рабочими не рассчитались, и они прекратили реставрацию. Но вы не сомневайтесь, даже если деньги вовремя не дадут и нам придется забивать последний гвоздь в ночь на первое июня, мы это сделаем. Родовое гнездо Глинки к празднику подготовим.
Искренние чувства хранителей музея-усадьбы понятны. Неясна позиция властей. Ведь двухсотлетие Глинки - событие отнюдь не районного масштаба.
- Представители творческих союзов Смоленщины - музыканты, художники, скульпторы -написали десятки писем-обращений. В какие только двери не стучали, - с горечью поведал Николай Писаренко. - К сожалению, бывший в ту пору министром культуры господин Швыдкой никак не прореагировал на наши предложения. Похоже, его больше беспокоят тема русского фашизма и культурная революция. Кстати, губернатор Смоленской области Виктор Маслов также встречался с Михаилом Швыдким. Кроме того, этот вопрос обсуждался вице-губернатором Юрием Сынкиным с бывшим вице-премьером Галиной Кареловой. Мы добивались, чтобы Правительство приняло специальное постановление и юбилей Глинки стал всероссийским праздником. Не получилось.
А что же отечественные промышленники, меценаты, бизнесмены? Или у них есть деньги только для пополнения собственных коллекций антиквариата яйцами Фаберже?
- Лет пять назад в Новоспасское вдруг стали частенько наведываться вполне конкретные бритоголовые крепыши на джипах, - рассказал директор музея. - Их интересовало, можно ли прикупить усадьбу и устроить здесь воровскую "малину". Очень уж им место приглянулось. Опять же прудики, где можно баньку соорудить, и дом просторный. По их словам, за "бабками" (деньгами) дело не станет. И ведь прибрали бы к рукам музей-усадьбу, но ее удалось включить в списки национального достояния. Другое дело, во что они ее превратили бы. В такие ли руки надо отдавать памятники истории и культуры?
Среди наследников Глинки есть люди известные и, надо полагать, небедные. Например, Борис Федоров - известный либерал, реформатор первого призыва, министр финансов в правительствах Силаева и Черномырдина, налоговый министр в правительстве Кириенко, политик и финансист. Одно время его имя связывали со скандалом по поводу вывоза из страны драгоценностей небезызвестным Андреем Козленком. Доказать ничего не смогли. Впрочем, речь не об этом. Федоров подарил музею ксерокс. Вещь, конечно, необходимая и полезная. Но на большее его не хватило.
Впрочем, мир не без добрых людей. Ныне покойного директора Смоленской АЭС Сергея Крылова работники Новоспасского вспоминают самыми теплыми словами. Сколько сделано смоленскими атомщиками для реставрации дома Глинки, восстановления местных родников, обновления Тихвинской церкви, издания великолепного альбома с письмами великого композитора, трудно перечесть.
Скажем и о подвижнической деятельности настоятеля Тихвинской церкви отца Николая, который вместе с композиторами Смоленщины организовал и провел четыре благотворительных концерта. Сбор от них был перечислен для восстановления иконостаса и росписи храма. Именно в нем крестили Михаила Глинку, здесь покоится прах его родителей и талантливого композитора Алексея Стачинского.
Кстати, при умелой организации дела усадьбу можно было бы содержать за счет туристов. Так, по словам директора, в прошлом году Новоспасское посетили 18 тысяч человек. До 92-го года приезжало около пятнадцати тысяч. Кто эти люди? Большая часть - школьники. Едут организованно, классами. Много и взрослых. Это уже не те граждане, которые лет пятнадцать назад получали бесплатные профсоюзные путевки, или заорганизованные посетители. Кстати, раньше до Смоленска ходили и турпоезда. Сегодня сюда едут истинные поклонники великого таланта композитора. Социальное положение - от министров до рабочих. Некоторые турфирмы договариваются с музеем напрямую. Правда, все деньги уходят в областное управление культуры. Проблема в том, что собственный счет музею-усадьбе не положен.
Тем не менее, помимо чисто житейских забот о сохранении дома, парка, музейщики думают о будущем. Хороший контакт у них налажен с людьми творческими. Директор музея два года "охотился" за автором и ведущим программы на радио "Орфей" Виктором Рябчиковым -учредителем Московского фонда Глинки, пианистом. Манера его игры очень интересная. Исполнение не механическое, а душевное. Рябчиков утверждает, что если исполняя Шопена, Рахманинова, можно спрятаться за традицией, техникой, то перед Глинкой ты стоишь максимально обнаженным. Простота, четкость, удивительная прозрачность музыки Глинки завораживают. В Швеции российский пианист записал два компакт-диска с произведениями Михаила Ивановича.
Между прочим, самая большая коллекция произведений Глинки находится у 90-летнего основателя фирмы "Филипс".
В Новоспасское едут туристы со всего мира.Однако здесь нет даже мало-мальски приличной гостиницы, хотя в усадьбе есть пустующие здания, которые можно было бы для этих целей переоборудовать.
В музее композитора нет ни одного специалиста с музыкальным образованием. Заведующий районным отделом культуры Выговский не может или не хочет пробить хотя бы одну ставку преподавателя музыки для села - "вживую" сыграть в музее, детишек музыке поучить. Что уж говорить об обустройстве села? Во многих жилых домах нет воды. Дороги такие, что "скорая" или пожарная машина утопает в грязи.
Поэтому молодежь и уезжает. Детишек по пальцам перечесть.
Правда, Ванечка, средний сын настоятеля храма отца Николая, который помогает родителю во время служб, твердо сказал, что никуда не уедет. Ведь кто-то должен смотреть за храмом и усадьбой.
Сергей ТРУНИН (фото).