Главная >> 5 >> 6

Маленькая страна или Большой мир?

где жить ребенку, не похожему на других


МАРК ТВЕН как-то сказал, что в истории человечества есть двое великих людей - Наполеон и Елена Келлер. Мемуары этой необыкновенной женщины недавно изданы и в России. Она прожила потрясающую жизнь, написала несколько полных юмора и добра книг, встречалась и дружила со многими знаменитостями, будучи ...слепоглухонемой.


После тяжелой болезни в раннем детстве маленькая Елена полностью лишилась зрения и слуха. Но ее личность была спасена благодаря любящей семье. Девочку не бросили, не отдали в дом призрения. Она научилась общаться с окружающими с помощью ручной азбуки. Потом научилась читать и писать. Потом вместе со здоровыми сверстниками закончила колледж. В общем, приложила много труда, пытаясь, насколько возможно, ...быть счастливой в этом мире. "Но не всем инвалидам везло так, как мне",


- честно признавалась она в своих воспоминаниях.


О сложных проблемах воспитания детей с ограниченными возможностями, о жизненной необходимости их интеграции в мир здоровых людей говорилось недавно на семинаре "Из "Маленькой страны" - в открытый мир", состоявшемся в Обществе помощи детям имени Выготского. В нем участвовали социальные педагоги, учителя, воспитатели,


родители, не понаслышке знакомые с проблемами детей-инвалидов. Рассказывает координатор благотворительных программ общества Лидия магнитская:


- Как-то наш знакомый инвалид-колясочник ехал домой с компанией знакомых. Мужчины дружно подняли парня на заднюю площадку троллейбуса. Граждане сочувственно потеснились. А одна женщина лет 35, глядя в глаза человеку в коляске, сказала: "А какая необходимость таким жить?". Наверное, так думает не одна она. В родильных домах и сегодня уговаривают мать отказаться от "неперспективного" ребенка, например, с синдромом Дауна, хотя в мире уже давно не прячут "неправильных" детей за стенами интернатов, и многое делается для того, чтобы дать равные права, объединить всех людей независимо от их социального статуса и здоровья.


Например, специалисты Общества Выготского и Центра "Нейро" представили участникам семинара модель помощи детям с душевными расстройствами. Она уникальна тем, что базируется на работе с семьей ребенка, имеющего отставание в развитии.


- S чем ее суть, если коротко?


-Медики и педагоги словно забывают, что к семи годам все познавательные процессы у человека сформировались. Патология закрепилась. Начинать работать с такими малышами нужно как можно раньше, с рождения. Программа раннего вмешательства в развитие ребенка в Волгограде осуществляется в нашем Обществе. Первый ее шаг - ребенок остается в семье. Второй - родители должны адаптироваться к особенностям своего малыша. И третье: ребенку с самых первых дней жизни, а также его близким оказывается педагогическая, медицинская и психологическая помощь. Следуя рекомендациям специалистов, родители воспитывают своего малыша в любви и заботе. Ему помогают войти в мир здоровых сверстников, в Большой мир. Он может посещать детский сад, школу и думать о будущем.


Это не просто акт гуманности по отношению к ребенку и его семье. Смысл гораздо глубже, и об этом на семинаре интересно говорила врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор Центра "Нейро" Ксения Борисовна Магнитская. Она считает, что милосердие, толерантность являются необходимой биологической основой выживания человечества. Естественный отбор и внутривидовая борьба свойственны и человеческому сообществу. Но только понимание ценности каждого человека независимо от его особенностей, особых потребностей может противостоять агрессии, унижению и истреблению себе подобных.


Причем, как отметила президент клуба ЮНЕСКО "Достоинство ребенка" Ирина Маловичко, процесс интеграции труден не только потому, что соцзащите не хватает денег, но и потому, что часто мешают привычные стереотипы, пассивность. Между тем прогрессивные технологии


помощи базируются на том, чтобы ребенок с особыми потребностями жил так, как все семьи рядом. Например, не в интернате, не в казенном заведении, а дома. Интеграция - это не отдельные акции и праздники, а качество жизни ребенка-инвалида.


- Есть ли в Волгограде детские садики и школы, по вашей оценке, реально занимающиеся интеграцией детей-инвалидов ?


- По нашим сведениям, школа-интернат N 7 для детей с ограничениями слуха в Советском районе реализует эти идеи. Привлечены ученики соседней школы N 10о. 20 подростков встречаются в театрально-игровой студии, там общаются слышащие и неслышащие школьники. Слышащие и глухие дети младшего возраста вместе в смешанной группе занимаются с психологом с целью развития познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы, повышения самооценки.


В специализированном детско-юношеском центре Ворошиловского района более ста ребят посещают кружки и студии, причем в работу центра включены и здоровые дети из школы N 130.


Во многих садиках практически в каждом районе Волгограда открываются группы "Особый ребенок", а также группы интеграционные, кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями.


Однако школьные учителя тут куда более осторожны. Ведь учебная нагрузка не рассчитана на особых учеников. Но то, что совместное обучение возможно, доказывают опыт школы N 51 (Тракторозаводский район) и начавшаяся работа в начальной школе - детском саду N 4 (Дзержинский район).


-А программа "Богдан"? Как в нее попасть?


- Ей уже седьмой год, и она существует при поддержке общества Выготского. В творческих студиях рисуют, играют, поют, участвуют в спектаклях дети с особенностями в развитии и их здоровые сверстники. Это своеобразная модель общества, в котором им всем предстоит жить. И кроме пения, игры на инструментах, работы над ролью, они учатся разрешать, часто с помощью педагогов, конфликты, находить компромиссные варианты поведения, быть терпимыми, переживать обиды, разделять радость.


Диагнозы наших детей: Даунсиндром, ранний детский аутизм (сильная замкнутость, иногда отсутствие речи), фенилкетонурия (нарушение обменных процессов, влекущее за собой интеллектуальные нарушения). Поэтому сначала воплощать "безумные" творческие идеи было непросто. Но результаты... они появились неожиданно. И оказалось, что Аня может проявить невероятную усидчивость, если ожидается выступление. Дима, ходивший на занятия вместе с младшим братом и до 10 лет нигде не обучавшийся, проявлял удивительное упорство и стремление ходить на студию, а однажды даже "героизм", заставив маму и Никиту ехать на занятия в страшный гололед. Начал ходить в детский садик и Богдан, которого раньше принимать туда не хотели...


Всего в программе около 30 семей. Попасть в программу можно, обратившись к руководителю Юрию Ивановичу Остапенко. В "Нейро" ребенка проконсультируют и распишут программу реабилитации.


- А какая польза от интеграции здоровым детям?


- Больные для здоровых - такая же коррекционная среда, как и наоборот. Дети здоровые становятся милосерднее, лучше начинают понимать проблемы ближнего, сострадать.


В Волгограде из общего числа детей (2 10 тысяч) 4 тысячи - дети-инвалиды, при этом 2200 из них больны нервно-психическими заболеваниями. Подавляющее число детей имеют эти заболевания с рождения или раннего детства (детский церебральный паралич, эпилепсия, интеллектуальная недостаточность, задержка развития речи, генетические нарушения). И количество их увеличивается. Человечество в целом не становится здоровее. И общество здоровых должно быть готово принять людей с ограниченными возможностями.


Сегодня в мире практически общепринята позиция, что отношение к слабым ярко отражает степень моральной зрелости общества, его культуры и цивилизованности. И мы рады, когда эти идеи находят сочувствие не только у "заинтересованных" специалистов. но и у представителей ведомств, занимающихся проблемами инвалидов, и просто у обычных волгоградцев.