"Сам народ против вина ничего не имеет, он его любит, без него жить не может. Вот и борись с пьянством при таком отношении", - писал в 1914 году симбирский священник Дмитриев. Но побороться все же пришлось, поскольку сам государь Николай II вдруг понял, что нельзя набивать казну за счет народного пьянства, и издал соответствующее распоряжение. Чиновникам ничего не оставалось, как "взять под козырек" - в итоге в Симбирске впервые в истории города прошел праздник трезвости. Как гласит календарь юбилейных дат, в апрельские дни отмечается 90-летие этого события.
При царе пили меньше
Однако бывает, что календари врут, и на этот раз получилась ошибочка - публичный отпор пьянству в Симбирске, оказывается, дали на год раньше, чем на это решился государь всея Руси. Об этом сообщил научный сотрудник областного архива Антон Шабалкин.
Судя по архивным данным, пьянство в Симбирске было поголовное. Хотя, если сравнить статистические данные, дело обстояло намного лучше, чем в советские времена. В 1912 году на почти два миллиона жителей губернии приходилось 11 716 758 литров водки. Или примерно 5, 8 литра на человека в год. К 1980 году потомки симбирян употребляли уже по 9 литров. После известных горбачевских указов за трезвый образ жизни в 1986 году норма упала до дореволюционной - 5, 12 литра на человека.
В старом Симбирске пили все: священники, купцы, учителя, врачи, жандармы, школьники. По алкоголизму среди детей в архиве данных нет, но можно предположить, что ситуация в целом по стране была схожей. Поэтому обратимся к архивам, например, в Воронежской губернии. Там в 1914 году исследовали свыше тысячи учеников школ. Выяснилось, что с алкоголем были знакомы 96 процентов мальчиков и 95 процентов девочек. Мужской пол предпочитал водку и пиво, женский - пиво и красное вино.
Человек с ружьем
Как выглядел пьяный Симбирск прошлого, можно судить по нескольким живописным картинкам, сохранившимся в архивных документах. Священник Исаак Мираксов из Сенгилеевского уезда приехал в Симбирск проведать сына, ученика духовной семинарии. Однако вместе с приятелем прошелся по Лосевой улице, не пропуская ни одного кабака. У одного из них пьяный поп уселся у входа, пел "Ивушку", входящим ставил подножки. Один солдат дал ему сдачи, Мираксов остался лежать на полу в буфетной. К приходу городового он был уже мертв. Врач поставил диагноз: паралич сердца вследствие чрезмерного употребления спиртного.
Филеры (агенты наблюдения) унтер-офицеры Никитин и Куров, приставленные следить за одним нарушителем порядка, самовольно оставили пункт наблюдения. Зашли в гостиницу, так хорошо выпили, что решили продолжить удовольствия в притоне, где еще пропьянствовали до следующего утра. Объект своего наблюдения офицеры, конечно, упустили. Пристав Алатырского уезда Кондратьев, пьяный до одури, носился по селу Кладбищи с ружьем и палил по крестьянам. К счастью, никого не убил. Мужики скрутили блюстителя порядка, как следует накостыляли и сдали властям.
Пили и священнослужители, жизнь которых была не легче, чем у филеров: после окончания семинарии их направляли в какой-нибудь медвежий угол, где не было школ, библиотек, культурного досуга. Порой приходилось в самую непроглядную ночь, в дождь, мороз тащиться за много верст крестить, причащать, исповедовать. Не всякий выдерживал столь тяжкую ношу. А "заглянуть в бутылку" оказывалось самым простым способом разрядки.
В то же время священники Симбирска стали и первыми борцами с пьянством. Первый праздник трезвости был устроен в апреле 1913 года церковными служителями, светская власть его фактически проигнорировала. Но в 1914 году с подачи государя здесь прошло аж два праздника. Присутствовали на них и губернатор Ключарев, и епископ Вениамин. Праздник проходил по такому сценарию: во время службы произносили специальные речи о вреде пьянства, разбавляя афоризмами типа "Вино кусает, как змея, и жалит, как аспид". После крестного хода устраивались различные чтения, раздача листков, брошюр, а также "кружечный сбор" на борьбу с пьянством. Священники создавали общества трезвости. Вступивший в него крестьянин после молебна должен был подойти к иконам и дать обет, что "завязывает навсегда" или что не пьет до Троицы.
Обет трезвости
Образцовое общество трезвенников существовало в селе Карлинское Сенгилеевского уезда, его основателем стал священнослужитель Сергей Петрович Петровский. Обратился он с паперти к народу, завтра, мол, в два часа ударю в колокол, приходите все в церковь, организуем вместе общество трезвости. На следующее утро он не находил себе места: не останется ли его призыв гласом вопиющего в пустыне. Однако из двух тысяч жителей Карлинского решили взяться за ум 105 человек, пришли и все дали обет трезвости. За пять лет существования этого общества Петровскому было дано семь тысяч обетов. Если некоторые мужики уходили на промысел в другие губернии и оступались, то не скрывались, а отписывали Петровскому: "Батюшка, грешен я, поддался на искус, как мне быть?". Священник отвечал: "Обратитесь к местному священнику". Оступившиеся брали у местного попа справку об отпущении грехов, чтобы потом представить Петровскому.
Такие общества были более действенны, чем те, что создавались в более поздние, горбачевские, времена. В том же Карлинском был построен дом трезвости, где располагались библиотека, крутились фильмы кинопередвижки о вреде пьянства. В селе дом трезвости стал играть роль культурного очага. И от кружечных сборов народу была польза. Случилось, что осиротела одна семья, старших детей куда-то пристроили, а пятилетнюю девочку никто не хотел брать, так как своих мал мала меньше. Общество трезвости постановило: ежемесячно выплачивать по три рубля одной крестьянке, чтобы взяла девочку к себе. Рассказали об этой истории в прессе, после чего какая-то дворянка из благотворительных побуждений взяла девочку на воспитание. Или у мужика одновременно пали лошадь и корова, общество на свои деньги корову ему возместило. Так что когда праздновалось пятилетие общества, на торжестве яблоку негде было упасть - народ своим присутствием показал, что приветствует трезвость. Однако сухие законы на Руси никогда надолго не приживались, Симбирск тоже не стал исключением. Праздники кончились. Начались хмельные будни.