25 апреля Федерации Интернет Образования (ФИО) исполняется четыре года. Накануне этой даты мы беседуем с Ответственным секретарем ФИО Сергеем Монаховым
- Сергей Владимирович, как на протяжении четырех лет менялось понимание целей Федерации Интернет Образования и проекта "Поколение.ru"?
- Нашей целью было и остается содействие информатизации российского образования. Мы пытаемся создать модель, прообраз государственно-общественной системы обучения педагогов новым, в первую очередь информационным технологиям.
- Основной постулат ФИО -"партнерство власти, бизнеса, общественности - основа развития российского образования". Удалось ли Федерации установить такое сотрудничество?
- Я считаю, что нам удалось на конкретном примере показать, что такое партнерство возможно, оно может быть эффективным. В создании и поддержке наших центров участвуют администрации регионов, большой и средний бизнес.
ФИО проводит много мероприятий в регионах. Только в этом году мы провели два межрегиональных интернет-фестиваля для учителей юга России в Нальчике и Центральной черноземной зоны в Липецке. Такие крупные мероприятия были бы невозможны без сотрудничества с региональной властью, и прежде всего с органами управления образованием.
- Будет ли ФИО в дальнейшем делать упор на сотрудничество с властью или все же продолжит поиски общественных инициатив в развитии образования?
- Мы продолжим искать варианты эффективного многостороннего партнерства с властью, бизнесом и общественностью. Я уверен, что это ключевой момент, определяющий успешность как отдельных образовательных проектов, так и развития российского образования в целом.
- С Федерацией Интернет Образования работают несколько бизнес-партнеров. Какими мотивами обычно руководствуются бизнес-структуры, начиная благотворительную деятельность?
- Возникновение и реализация проекта "Поколение.ru" - производная от позиции ЮКОСа как корпоративного гражданина нашей страны. Этот проект не коммерческий, но и не благотворительный. Изначально он задумывался как партнерский. Пока аналогов нашему проекту по его масштабу, системности и долгосрочности в России нет.
Я знаю о том, что многие бизнес-структуры ведут свои благотворительные программы в области образования, культуры, здравоохранения и т.д. Мотивы могут быть разные, главное, чтобы были необходимые нашему обществу результаты.
- Вы начинали в трудных условиях, когда система образования не имела даже примерных стратегических ориентиров. На Ваш взгляд, какие изменения произошли за это время в российской школе? Какой она стала?
- За эти годы мне приходилось общаться с сотнями и сотнями педагогов. И я могу утверждать, что в сознании российского учителя произошел некий перелом. Педагоги поняли, что информационные технологии в образовании - это не какая-то научная фантастика, а реальность.
Государство стало заниматься не только социальными проблемами учителей, но и созданием условий для их творческой самореализации. В педагогическом сообществе укрепилось понимание, что получение общего образования не самоцель. Главная задача школы - подготовить ребенка к будущей не всегда простой жизни. Классно-урочная система давно уже перестала отвечать новым общественным вызовам, но это не причина для ее уничтожения в одночасье. В школе необходимо внедрять новые проектные и игровые формы и методы обучения. Не повсеместно, но это уже происходит. Процесс, что называется, пошел.
- Появилась ли у российского образования системная стратегия и насколько она адекватна основным принципам вашей работы?
- Пока я не вижу системного подхода к обновлению системы образования. Но меня радует, что из обихода уходит само понятие "реформа системы образования". Если бы меня спросили, какой лозунг нужно повесить над зданием, которое называется "Система образования", я бы сказал: "Нет - реформе!" Проблема тут не в названии, а в понимании того, что систему образования, как и любую консервативную систему, можно либо обрушить (вопрос только: зачем и что дальше?) или реформировать, понимая, что это очень сложный, длительный и ресурсоемкий процесс. К слову, консервативность системы образования позволила ей устоять в самые сложные постсоветские годы. Образовательной системе нужно помогать, в том числе создавая новые, адекватные современным вызовам образовательные институты. Один из таких институтов - единая информационная образовательная среда. Я счастлив, когда мне говорят, что деятельность ФИО является одним из факторов создания этой среды.
- За четыре года деятельности ФИО уже создан 41 центр интернет-образования. Открытие какого центра вам более всего запомнилось?
- Запомнились все открытия. Каждое - праздник и для региона, и для ФИО. И каждый центр ежедневно вносит свой вклад в общее дело обучения педагогов. На сегодняшний день выпускников Федерации уже более 100 тысяч человек.
- В 2002 году Вы были удостоены президентской премии за научно-практическую работу "Общественно-государственная система формирования информационной среды образовательного учреждения". Что такое "информационная среда образовательного учреждения"?
- Премия Президента России в области образования за 2002 год была присуждена творческому коллективу, я был только его руководителем. Информационная среда формируется в условиях присутствия школы в открытом информационном образовательном пространстве. Для эффективной работы школы в этом пространстве ей необходимы компьютерная техника, устойчивый канал выхода в Интернет, электронные образовательные ресурсы и подготовленные педагогические кадры. При этом должно быть понимание, что компьютеры и Интернет - это только средства сделать для ребенка образовательный процесс более интересным и доступным. Ведь не стоит задача усадить всех учителей и учеников за компьютеры. Но если в каждом предметном классе есть компьютер, мультимедиа-проектор, экран, коллекции цифровых образовательных ресурсов и есть учитель, который использует все это при подготовке к уроку и во время его проведения, - это то, что нужно.
- Создание центров ФИО -уже отлаженный процесс. Какие новые информационные технологии в системе образования видятся вам в перспективе? Что еще ФИО хотелось бы реализовать в ближайшем будущем?
- Наше главное направление на ближайшие годы - обучение учителей. По мере того, как будут идти государственные программы информатизации образования, с неизбежностью будут создаваться районные и муниципальные центры обновления профессионализма учителя, эти центры будут ближе к школе. А наши центры при этом будут больше заниматься инновационной деятельностью. Наши ближайшие планы: к 2006 году увеличить количество наших центров до 50, а к 2007 году организовать обучение не менее 250 тысяч российских педагогов. Впереди у нас пятый год работы на благо российского образования.