Гномы приглашают нас в новый год. Новогодняя поздравительная открытка начала ХХ века
Сто с лишним назад Владивосток новогодний представлял собой довольно забавное зрелище. На его улицах можно было увидеть немало любопытных сценок, а в домах горожан - совсем не одинаковые радости от праздника
Новогодние владивостокские картинки столетней давности сегодня многим покажутся... знакомыми. Вот изрядно подвыпившие курсанты мореходных классов (узнаете себя, двимушники?), вдоволь накатавшись на извозчике по городу под задорную музыку гармошки, вместо платы за проезд под эту же музыку мутузят пьяного извозчика...
Или вот - солдатик местного гарнизона, купив под Новый год по случаю в лавке отрез ситца, как видно, на подарок, пытается в той же лавке обменять его, так как ситец оказался дрянной, подгнивший. "Но получил не свои последние гроши обратно, а порядочную вздувку"...
А вот во всю прыть бегут по Экипажной слободке ряженые, спасаясь от пуль револьвера чиновника Г. , который заподозрил в них мошенников...
Какой же Новый год без выпивки? Нонсенс!
Рождественская открытка начала 20-х годов, выпущенная Восточным издательством "Даль" в Шанхае для распространения на территории Советской России,
А вот на Пологой два нижних чина - попросту говоря, солдаты - отобрали у бедного манзы (кто еще до сих пор не знает - китайца) бутылку водки и тут же выпили ее, и им все равно, что ближайшие несколько суток они проведут в полицейском участке.
Известный русский историк Костомаров отмечал, что "русские пили водку не только перед обедом, но и во время обеда, и после обеда, и во всякое время дня". И Владивосток, конечно же, не был исключением. Читаем газету "Владивосток" за 1905 год:
"Водки выпито на праздники если не море, то, несомненно, маленькое озеро. Это видно из того, что одна из местных фирм, торгующих водкой, наторговывала до 2000 рублей в день..." Ведро водки (основная оптовая мера) стоила семнадцать с половиной рублей, что, кстати, считалось весьма дорого. Помимо водки, в праздничные дни большой популярностью у владивостокцев пользовались шустовская "полтавская варенуха" с весьма символическим названием "Спотыкач" , пиво "темное Баварское" Русского пивоваренного завода по три рубля за 20 бутылок (ящик. - Прим. ред. ). Причем последнее часто доставлялось заказчику на дом. А вино "Сен Рафаэль" - лучший друг желудка" - продавалось не только в виноторговых, но и аптекарских магазинах.
Ну и какой же праздник без мордобоя?
Типичное объявление из раздела "Хроника" газеты "Владивосток" конца 1890-х годов:
"На праздниках по обыкновению не обошлось без побоев и буйств. Было несколько случаев поранений в питейных заведениях. В Матросской слободе в результате новогоднего застолья в пьяной драке одному несчастному откусили... нос". Что стало с бедным малым, остается только догадываться...
Картонный серебряный петух - елочная игрушка из второй половины прошлого века, согласитесь, уже история
На коньках... за так нельзя
Любимым местом отдыха и развлечений владивостокцев в праздничные новогодние и рождественские дни был каток.
Открытый 29 декабря 1895 года на средства, собранные Владивостокским обществом любителей гимнастики, он в течение многих лет привлекал к себе любителей активного вида отдыха.
Приглашение на елку в Пушкинский театр
Каток располагался в районе нынешней Корабельной набережной, был обустроен теплым помещением "для одевания коньков" и буфетом, где можно было подкрепиться. На катке регулярно играл военный оркестр, исполнявший популярные мелодии. В сумерках, в основном в праздничные дни, в том числе и на Новый год, там устраивались вечерние катания под электрическое освещение.
В сезоне 1895-1896 годов таких вечерних катаний было всего... три. Увы, электричество и тогда было довольно дорогим удовольствием...
Вход на каток был платным и дифференцированным. Сезонный билет (а сезон длился с конца декабря до начала марта) для учащихся и любителей просто приобщиться к забавам общества, посидеть, на других поглядеть, себя показать стоил три рубля. Семейные сезонные билеты стоили от 56-ти до 15 рублей - в зависимости от количества членов семьи.
Разовое помещение стоило 20 копеек. В праздничные дни цена возрастала до 50 копеек. Много это или мало, судите сами: прокатиться извозчике из одного конца Светланской до другого стоило 20 копеек. Для привлечения публики, особенно в праздничные дни, на катке регулярно устраивались спортивные мероприятия, соревнования конькобежцев - как среди учащихся, так и просто среди любителей пробежаться с ветерком. Победителей ждали небольшие призы. Желающие могли запечатлеть себя на память у приглашенного для этих целей фотографа. За дополнительную плату, конечно.
За чистотой и порядком на катке строго следили. После окончания катания каток тщательно убирали, собирали забытые вещи, мусор. Для предотвращения инцидентов - то есть драк - и поддержания общественного порядка вблизи катка обязательно дежурил постовой городовой.Все лучшее - детям
Новый год - это прежде всего праздник и, в первую очередь, для детей. В преддверии 31 декабря, как правило, в разных концах Владивостока устраивались новогодние елки для детей разных сословий.
В Военном и Морском собрании на елку собирались дети представителей преимущественно привилегированных сословий - дворянства, духовенства, купечества. В зал Галицкого приходили дети бедных горожан. А в Саперной слободке силами самих солдат проводили утренник для солдатских детей. И весьма непритязательное угощение - чай с пряниками и орехами - сглаживало детям, по крайней мере на несколько часов, тяготы повседневной жизни.
А уж чему стоит поучиться нынешнему поколению предпринимателей у своих предшественников, так это благотворительности. Принять участие в традиционной благотворительной елке, проводившейся в Собрании приказчиков (ныне Пушкинский театр), считали за честь лучшие предприниматели города: Бриннер, Даттан, Скидельский и другие. Свыше 500 ребятишек со всего города получали на утреннике по солидному мешку со сладостями, в который помещалось 200 граммов шоколадных конфет, 24 пряника, коврижка, яблоко и апельсин. Кроме того, всем детям выдавались материя на брюки для мальчиков и на платье для девочек, теплые платки, рубашки, обувь. Магазины игрушек выделяли для проведения конкурсов в качестве призов различные игрушки. Если их не хватало, снимали прямо с елки, но никто не оставался без подарка. Танцы и конкурсы проводились под музыку специально приглашенного оркестра.
Деньги на благотворительный утренник собирались заранее по подписным листам. В ходе подготовки елки тщательно учитывалась каждая копейка, а на неиспользованные деньги покупались и рассылались подарки детям, которые по причине болезни не смогли принять в ней участие. Отчеты с постатейными затратами на утренник печатались в ближайших номерах газет "Дальний Восток" и "Далекая окраина". Но главное, что память о новогоднем празднике оставалась у детей на всю жизнь...
Если отнять - то у взрослых
Впервые после введения Петром Великим традиции устанавливать рождественскую елку ее актуальность с началом Первой мировой войны подверглась сомнению. Нешуточная дискуссия по поводу отмены этой традиции разгорелась на страницах владивостокских газет в канун Рождества 1914 года. На волне популярного в те дни отрицания всего "германского" досталось и бедной елочке.
Некоторые читатели высказывали мнение: дескать, негоже в трудную для страны пору веселиться, следует экономить и т. д. Однако им противостояли более трезвые умы, доказывавшие, что нельзя ни при каких обстоятельствах "отнимать у детей елку, обманывать их ожидания, ведь они целый год с таким нетерпением ожидают Рождество Христово, ждут, что в этот день дед "Мороз" принесет им разукрашенную елку с подарками. Дети не должны лишаться чего-либо из-за переживаемых событий... Если бы взрослые урезали себя в посещении иллюзионов, театров и кофеен, то сумма, каковую противники елок предполагают сэкономить, отобрав у детей рождественскую елку, удесятерилась бы, и раненые и больные воины и их семейства получили бы большую помощь".
Последним вторили старшины Собрания приказчиков: "Неужели отцы и матери, ища развлечений себе, найдут в себе мужество отказать в этом ребенку?"
Сошлись на мнении, что маскарады, вечера и утренники необходимы - на радость детворе победил здравый смысл. Властям ничего не оставалось делать, как поддержать мнение большинства, однако с оговорками, что, согласно правилам военного времени, "следует уведомлять их о каждом планируемом мероприятии с целью получения соответствующего разрешения. Проводить мероприятия следует исключительно в благотворительных целях, направляя все вырученные средства в пользу нуждающихся воинов".
Что разрешено - то не запрещено
Тут же на стол военному губернатору Приморской области Сташевскому посыпались прошения господ предпринимателей. Совета старшин Собрания приказчиков ходатайствовал "о разрешении устроить в Пушкинском театре встречу Нового года до трех часов ночи, приняв во внимание, что чистый сбор поступит в распоряжение Объединенной комиссии фонда торгово-промышленных служащих для изготовления принадлежностей для нужд воинов".
"Разрешить до 12 часов" - неумолимо гласил вердикт военного начальства. "О продлении означенного вечера до двух часов ночи надлежит обратиться к Приамурскому генерал-губернатору". Гораздо оптимистичнее звучала телеграмма: "Генерал-губернатор разрешил арендаторше "Золотого рога" Мироновой устройство тридцать первого декабря маскарадного бала продолжением до... трех часов ночи".
Подарки дарить согласно правилам... 1829 года
Практически все дореволюционное население Владивостока подходило к выбору и обряду дарения рождественских подарков, руководствуясь "Правилами светского обхождения и вежливости". Существовало множество правил, регламентировавших, кто кому дарит подарки и как следует их принимать.
К примеру, подчиненные должны были дарить подарки своим начальникам только в исключительных случаях. Причем рекомендовалось дарить подарки только одного рода - корзины, в которых носится дичь (позднее замененные приветственными адресами). Ценные подарки начальникам считались неприличными и оскорбительными для должностных лиц (ей-богу! - Прим. ред. ).
Обмен подарками начинать следовало старшим по возрасту, а в ответ - младшим. Не зря мудрая русская поговорка гласила: "Подарки любят отдарки".
На Рождество и Новый год подарки следовало преподносить в первой половине дня, до наступления радостного события. Подарки, преподнесенные на следующий день, считались сомнительными: дарителя могли заподозрить в "передаривании" ненужных ему предметов или в приобретении их после праздника, когда купцы резко понижали цены.
Особые правила, которые и сегодня актуальны, были связаны с тем, как следовало себя вести при получении подарка. Получив подарок, необходимо было тут же его развернуть и, нравился он вам или нет, начать усердно его расхваливать. Подаренными конфетами следовало сразу же угостить окружающих. Делать подарки малознакомым личностям было непринято. Особенно неприличными считались подарки посторонних мужчин дамам или девицам. Исключение в этом случае составляли лишь цветы или конфеты. Дарить эти вещи было всегда позволительно и везде принято...
Ах, как далеки мы нынче от всего этого...