Начало весны в Томске ознаменовалось символичным событием: на территории Воскресенской церкви состоялась церемония закладки звонницы, предназначенной для подъема и установки Большого колокола - гиганта весом в 16 тонн, который в народе называли сибирским "царь-колоколом".
История этой святыни, полная трагичности и мистики, - своеобразное зеркало томской и российской истории в целом. С колоколами вообще всегда было связано много легенд и тайн: им давали имена, ими гордились, их "наказывали" и отправляли в ссылку и на переплавку. И вновь восстанавливали.
В Сургуте жители гордятся своей достопримечательностью - на колокольне Преображенского храма установлены два богатыря по 4 и 6 тонн, украшенные иконами и рисунками. В Москве общественная организация "Красный звон" мечтает отлить колокол весом в 202 тонны - копию царь-колокола, лежащего на площади в Кремле с отколовшимся осколком. Вскоре вернется в Томск и наш сибирский исполин.
Он был установлен в Воскресенском храме в конце XIX века. Рассказывают, что его звон был слышен за 40 верст от Томска. Его "весомостью" гордились: в Сибири это был самый большой колокол после Иркутского и Тобольского, он имел необыкновенно густой мощный голос. К тому времени иркутского и тобольского колоколов уже не существовало, и долгое время наш был единственным на обе Сибири - Западную и Восточную. Но прожил он всего 33 года (символично, что это возраст Христа), окруженный любовью и гордостью томичей... В 1930 году его сняли, разбили на куски и отправили в переплавку на нужды индустриализации.
Но Томск о нем не забыл, и весной 2003 года томич Виктор Чурин, ныне московский предприниматель, и известный томский архитектор Михаил Городилов учредили Благотворительный фонд содействия сохранению памятников истории и просвещению и охране здоровья населения "Благовест". Среди прочих задач и целей этого фонда было и воссоздание Большого Воскресенского колокола. Был начат сбор средств и пожертвований на его изготовление, каждый желающий томич внес свою лепту: кто-то - 10 рублей, кто-то - сотни тысяч.
Одним из крупных благотворителей стал Роберт Эйджи, руководитель компании "Сиско Системс". Когда американский бизнесмен узнал о деятельности томичей по возрождению старинного колокола, он сразу же выказал желание помочь. Оказалось, что у Эйджи - томские корни, его родственником был Платон Сапожников.
- Мне кажется, очень важно, что горожане и томичи за пределами города САМИ собирают необходимые средства, - говорит В. Чурин, - что это делается искренне, от души. Томский царь-колокол должен стать символом и знаком Томска, сумевшего не только переплавить, но и воссоздать святыню. В этом деянии я вижу большой внутренний смысл, который не всегда можно выразить словами. Возможно, в нем усматривается и деятельное (то есть не только на словах) покаяние, и желание видеть родной город еще более прекрасным.
Судьба Большого Воскресенского колокола долгие годы волновала общественность и наконец прояснилась: сибирский царь-колокол начал свое возвращение в Томск. Первым этапом этого возвращения к истокам стала церемония освящения фундамента звонницы. И начал ее епископ Томский и Асиновский Ростислав с освящения камня из прежнего фундамента.
- Я никогда еще не испытывал таких чувств, как сегодня, - сказал владыка. - Мы совершаем закладку звонницы, которая возводилась на этом же самом месте нашими благочестивыми предками. И когда в годы лихолетья она была уничтожена, многие томичи жили надеждой на то, что она будет возрождена. А вместе с ней будет возрожден во всей красоте и колокольный звон нашего города.
На торжество в Воскресенской церкви собрались прихожане храма, священники и семинаристы, а также представители власти и предприниматели. Все участвовали в процедуре закладки основания фундамента.
- У каждого города - свой характер, свой лик, свои традиции, - сказал В. Чурин. - Томск - город с убеждениями, город с памятью, умный, как говорят о нем горожане и приезжие. Не самые первые, но в числе оных томичи приступили к воссозданию одной из своих святынь - Воскресенского колокола, являвшегося редкой для Сибири достопримечательностью, частью культурно-исторического облика старинного центра, идущего навстречу своему 400-летнему юбилею. Я живу в столице, где много великолепных храмов, где по большим церковным праздникам звонят колокола-великаны: Большой - на храме Христа Спасителя, Большой Успенский - в Кремле... Я слушаю их и мечтаю о томском исполине, о времени, когда и он наконец заговорит.
- Многие трудности и организационные хлопоты остались позади, - поддержал его М. Городилов, - но впереди еще немало работы: надо завершить стройку, встретить колокол. Но было бы гораздо труднее, если бы народ не поверил в нас и не поддержал. Я хочу сказать искреннее спасибо администрации города и области, депутатам, архитекторам, строителям - всем, кто поучаствовал в деле возрождения томского царь-колокола. Особые слова благодарности хочется сказать в адрес Томской домостроительной компании во главе с А. Шпетером, строительной фирме "Форма М" и ее директору В. Мамонтову, а также многим другим людям, пожертвовавшим на восстановление колокола свои личные сбережения.
Но впереди еще много работы. Перед началом строительства пришлось провести проверку на "прочность": не повредит ли царственный бас огромного колокола древней конструкции Воскресенской церкви.
Необходимо подчеркнуть, что благотворительный фонд "Благовест" продолжает сбор пожертвований на отливку томского царь-колокола. Отливать томский гигант будут в Воронеже и, возможно, в канун 400-летия нашего города над томской землей поплывет колокольный звон - вестник добра и радости.