Всю прошлую неделю
Москва отмечала праздник покровителя кельтов
В России массовый, интерес к кельтской культуре возник в 1996 году, когда в День святого Патрика - покровителя Ирландии был проведен первый парад на Новом Арбате. Тогда же возникли и первые серьезные музыкальные фолк-проекты. Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове и Астрахани существуют около десятка групп, играющих кельтскую музыку. Создано Кельтское общество, популяризирующее творчество зарубежных коллективов.
Чаще всего русских исполнителей кельтской музыки спрашивают: "Почему вы не играете отечественный фольклор?". На что те невозмутимо отвечают: "У нас его не существует". С тех пор как наша страна была объявлена государством рабочих и крестьян, народная культура стала официальной. Быть правильно-идеологическим и одновременно народным искусство не могло; последний шанс возродиться из балалаечных коллективов мы утеряли, кажется, в восьмидесятых. Тысячелетняя традиция незаметно утекла в матрешки.
Из музыкального творчества до наших дней дошли лишь несколько лубочных хитов.
В Ирландии к собственной музыкальной истории - принципиально иной подход. Сегодня четверг, а значит, завтра вечером в небольшом баре местное население соберется для того, чтобы выпить пива за окончание рабочей недели, а еще спеть и сыграть народное. Так происходит уже не одну сотню лет.
Уважение ирландцев к своим культурным традициям передается другим. Тот, кто не умеет сохранить свои традиции, проникается чужими.
Сегодня в Европе и США кельтская музыка популярна примерно так же, как у нас - сборные концерты "имени Филиппа Киркорова". В любом крупном музыкальном магазине Европы можно обнаружить огромный отдел кельтской музыки, которую играют повсюду.Коммерциализация фолка началась примерно с шестидесятых годов.
Наши благодарные слушатели "русских кельтов" состоят из аудитории панк-группы "Король и Шут" и сумрачных подростков - поклонников творчества Толкиена.
Редким исключением являются фестивали в Центральном доме художника. Там фолк выходит из андеграунда и неожиданно превращается в семейное мероприятие, куда приводят даже детей и активных пенсионеров.
Рецепт ирландского фолка прост: построение композиции и традиционные инструменты. Это скрипка, флейта, гитара, бойран - специальный бубен - и, конечно, волынка.
В Москве мирно сосуществуют несколько разноплановых кельтских коллективов. "Традиционалисты" - "Воинство Сидов" - играют музыку, звучавшую сто лет назад на деревенских свадьбах. Они воздействуют не убойными ритмами, а "умной" музыкой.
"Прогрессивные" кельты сохраняют изначальный композиционный рисунок, но могут использовать контрабас и фортепиано - инструменты, изначально народной музыке не принадлежащие.
Но самые популярные у нас - фолк-рок-группы. Они добавляют к традиционному звучанию бас-гитару и барабаны, часто исполняя свои песни a la Celtic на русском языке. Здесь ритм-секция призвана заглушить недостатки в освоении "родного" материала и усилить воздействие искусства на массы. Такой подход менее честен, но зато более востребован. Фолк-рокеры таких московских команд, как, например, "Мельница" или "Тинтал", могут собрать даже зал ДК им. Горбунова.
Интерес к чужим корням, бесспорно, похвален. Забитые залы на этнических фестивалях и кельтских концертах - приятный показатель. Но что будет, когда в русской деревне умрет последняя аутентичная бабушка?