Главная >> 5 >> 44

После Виктории вышел конфуз

"Если бы мне ничего не предлагали, - пожаловалась старушка, живущая по соседству, не было бы причин расстраиваться. Но перед праздником раздался звонок. Внучек снял трубку, а добрая тетя его спросила: "Скажи, пожалуйста, что твоей бабушке ко Дню Победы подарить: холодильник, а может, стиральную машину?" И с тех пор - тишина..."


Долг - от слова долго


Сотрудники СПб ГУ "Центр" или справочной службы "004", в должностные обязанности которых входит прием и учет обращений петербуржцев по вопросам, связанным с ЖКХ (водоотведение, соблюдение нормативных режимов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения), столкнулись с неожиданным шквалом звонков непрофильного плана. То и дело к ним поступают жалобы от представителей старшего поколения - ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников на неисполнение или незавершенность адресной благотворительной программы "Долг".


Более 300 таких обращений зафиксировали сотрудники "Центра". В списке - фамилии, имена, телефоны и суть претензий. В основном суть их сводится к одному: зачем обещали?..


Однажды я слышала, как шутники-родители спросили своего трехлетнего ребенка: "Тема, персик хочешь?" Когда ребенок радостно закивал, развели руками: "А нету!" Возможно, неудачная аналогия, но именно этот случай вспоминается в связи с программой, благодаря которой петербургские власти, объединившись с бизнес-сообществом, решили поддержать в юбилейный год ветеранов Великой Отечественной войны, и, увы, для многих такая поддержка осталась пустым обещанием. Говорят, старый, что малый. Но ни со старым, ни с малым так поступать не следует.


К слову, "Центр" - далеко не единственная организация, куда обращаются люди с претензиями по поводу "Долга". Резкое обращение направила главе города председатель комиссии по социальным вопросам, депутат Наталия Евдокимова, в приемную которой тоже поступили сотни таких писем:


"Ко мне обращаются жители нашего города - участники Великой Отечественной войны с жалобами на то, что их в очередной раз обманули, - написано в депутатском запросе. Участникам ВОВ были обещаны дополнительные подарки в виде бытовой техники или ремонта квартир. До каждого из них дозвонились работники органов социальной защиты населения и уточнили, какой именно подарок они хотят получить. Многим действительно подарили обещанное, но далеко не всем... Никто не потрудился объяснить этим старикам, что у города нет средств на всех участников ВОВ, что помогать власти будут только тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и что подарок к юбилею Победы - это и есть помощь ветерану, а помощь положена не всем. У кого в семье все благополучно, кого поддерживают дети, а не государство, те не имеют на это права, потому что на самом деле это не подарок, а материальная помощь. За помощью многие из тех, кому звонили и предлагали бытовую технику или ремонт квартиры, никогда не обращались, и когда их спрашивали о том, что они хотят получить к юбилею Победы, естественно, воспринимали это, как обещание того, что они заслужили. В связи со сложившейся ситуацией прошу сообщить, не считаете ли Вы правильным либо продолжить программу "Долг", либо принести персональные извинения всем участникам ВОВ, которые посчитали себя обманутыми".


Ответа на этот запрос пока не последовало (правда, положенный срок еще не истек - запрос датирован 15 ноября 2005 года).


Отложенная забота


Объясняя проблемы "Долга", городская власть ссылается на то, что старые люди не поняли, что дополнительная поддержка (т. е. та самая бытовая техника) причитается лишь одиноким и неимущим. Или кивает на районные власти, утверждая, что бизнес-сообщество, привлеченное к 60-летию Победы петербургским правительством, обязательства перед ветеранами выполнило... естественно, в рамках соответствующих соглашений о совместной работе.


Подтверждая это, чиновники приводят длинный список организаций и фирм, поддержавших в юбилейный год городские стационарные учреждения, в частности дома ветеранов, и непосредственно людей старшего поколения, судьбы которых так или иначе связаны с Великой Отечественной войной.


А районные власти (администрации 18 районов города и муниципалы) в свою очередь вели аналогичную работу с предприятиями малого и среднего бизнеса. В официальных бумагах указаны фирмы и финансовая оставляющая "Долга". "На городском уровне, в соответствии с губернаторской программой "Долг", заключено более 90 соглашений. Районными администрациями дополнительно привлечены денежные средства 1600 предприятий, организаций и учреждений в сумме свыше 49 млн рублей.


По отчетам адресную социальную поддержку получили более 40 тысяч ветеранов. За счет средств бюджета через администрации районов помощь оказана более 22 тысячам ветеранов, на что израсходовано более 18 млн рублей. За счет средств бюджета (поправки депутатов) помощь потупила 13 тысячам ветеранов на сумму 6,8 млн рублей...". Но простое перечисление спонсоров и общие цифры мало о чем говорят.


А, объясняя поздний старт программы "Долг" (начало ее пришлось буквально на предпраздничный апрель, хотя средства были перечислены двумя месяцами раньше), городские чиновники кивают на крупную фирму - основного партнера по части обеспечения ветеранов техникой.


Что тебе подарить, человек дорогой?


Кстати, и спонсоры признают, что при реализации программы "Долг" не обошлось без проблем. Скажем, по сообщению пресс-службы ЗАО "Энерговыбор", взявшейся проанализировать ситуацию, круг сложностей сводится к "медлительности районных служб в подготовке и предоставлении списков ветеранов, нуждающихся в предметах длительного пользования, а также необходимости для ветеранов платить налог за подарок, который стоит больше 2 тысяч рублей. Речь идет о налоге на доходы физических лиц, глава N 23 Налогового кодекса РФ. Кроме того, дарители утверждают, что нередко сталкивались с фактами спекуляции родных и близких ветерану людей на желании бизнес-структур помочь их родственнику.


А в целом, по мнению бизнесменов, возникающие трудности вполне закономерны, поскольку у городской власти и среднего бизнеса пока не было опыта в реализации настолько масштабных социальных программ. "В любом случае, возникающие проблемы - показатели неформального подхода к проекту и реальной работы, которую ведут участники программы "Долг", - оптимистично утверждают в "Энерговыборе".


Между тем у горожан, к которым мне удалось дозвониться, несколько иная позиция. Преимущественно люди с обидой говорят о том, что ничего не просили, и не виноваты, что им звонили из районных социальных служб и любезно спрашивали: что бы вы хотели получить ко Дню Победы: кто-то выбирал холодильник, кто-то - стиральную машину и т.д. Вот они и решили, что ожидают обещанного с полным на то основанием...


Не говори, что не дюж


Самые нетерпеливые обращались в районы. Там их спешили "отбрить", отвечая по-разному: например, что программа завершена, денег нет или вообще (например, в Адмиралтейском районе) просили не беспокоиться, сообщив, что жалоб на эту тему не принимают.


Между тем в справке, подготовленной городским Комитетом по труду и социальной защите населения о тернистом пути программы "Долг", сказано: "Губернаторская программа "Долг" продлится до конца 2005 года. Администрациями районов города работа по оказанию адресной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны всех категорий, в том числе путем привлечения для этих целей спонсорских средств, будет продолжена".


Нередко как спонсоры, так и чиновники в неофициальных беседах ссылаются на стариковскую бестолковость, мол, пожилым людям тяжело разобраться, что им на самом деле положено, а что нет. Приводят примеры, когда ветерану привозили, скажем, холодильник, а он говорил: "Не возьму, слишком маленький!" (в этом случае дело, вероятно, в неловко составленных ветеранскими организациями списках). Или же возмущаются: город мог ограничиться посадскими платками и приемниками, программы "Долг" вообще могло не быть, а ведь именно благодаря ей очень многие ветераны получили нежданные блага.


Никто и не спорит. Но "если взялся за гуж, не говори, что не дюж".


К несчастью, есть тьма примеров тому, как рассыпаются даже самые стройные законы и программы, а потом власти терпеливо объясняют нам, бестолковым, в чем закавыка, привычной фразой: "Механизм был плохо отработан" и, стало быть, дал сбой. Но даже самый сложный механизм, если он стоящий, подлежит починке. Может, и "Долг" (кстати, понятие долговременное) еще можно отладить, не объявляя его завершенным?