Главная >> 5 >> 44

Петр Тодоровский и его команда

СЕРГЕЙ ШАКУРОВ: "ПЕТЯ - МЯГКИЙ, БЕЗЗЛОБНЫЙ ОДЕССИТ"


МЭТР КИНО ТОДОРОВСКИЙ - ПОТРЯСАЮЩИЙ ГИТАРИСТ


ПЕТРУ ЕФИМОВИЧУ ТОДОРОВСКОМУ - 80. ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ НАРОДОМ РЕЖИССЕРОВ ПОДАРИЛ НАМ ФИЛЬМЫ, СТАВШИЕ КЛАССИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО. ОН УШЕЛ НА ФРОНТ 19-ЛЕТНИМ ЮНОШЕЙ, КОМАНДОВАЛ ВЗВОДОМ, НАГРАЖДЕН ТРЕМЯ ОРДЕНАМИ. ИМЕННО ТАМ ОН УВИДЕЛ ВОЕННЫХ ОПЕРАТОРОВ И ЗАГАДАЛ: ЕСЛИ ВЫЖИВЕТ, ВЫБЕРЕТ ЭТУ ПРОФЕССИЮ. ОН СТАЛ ОПЕРАТОРОМ, АКТЕРОМ, РЕЖИССЕРОМ, СЦЕНАРИСТОМ И ДАЖЕ КОМПОЗИТОРОМ. "РОДНАЯ ГАЗЕТА" ОТ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕТ ПЕТРА ЕФИМОВИЧА С ЮБИЛЕЕМ.


- Мы познакомились с Петром Ефимовичем на картине "Был месяц май" Марлена Хуциева в 70-м году. Он тогда еще не был режиссером, так же, как и я, играл в этом фильме одну из ролей. Это потом он вырулил в режиссуру. У меня такое ощущение, не без влияния Марлена Мартыновича Хуциева. Марлен мягкий режиссер, шепотом снимает кино. Его практически не слышно, такая интересная режиссерская манера. Они с Петей в этом чем-то похожи. Мы там очень подружились. Поэтому он вспомнил про меня, когда искал Гаврилова на фильм "Любимая женщина механика Гаврилова". Я там появляюсь только в финале на несколько минут. За эти несколько минут я ему ужасно благодарен, но сделал эту роль я себе сам.


По сценарию Сергея Бодрова я появлялся перед героиней Люси Гурченко в инвалидной коляске, которую санитары выкатывали из кареты "скорой помощи". Нога в гипсе, рука в гипсе. И вот такой, как из комиксов Гайдая, я должен был ехать навстречу любимой женщине, которая ждала меня весь фильм. Баба весь фильм мучилась, страдала, и вот такое к ней приезжает. С синяком под глазом. Мне это ужасно не понравилось. Я приехал в Одессу - уже декорации построили, санитарная машина стояла и эта коляска - и Люсе Гурченко говорю: "Люсь, я эту х... играть не буду". "А что ты будешь играть? " - "Я сейчас придумаю". И прямо на съемочной площадке придумал весь этот финал, который в конечном итоге вошел в картину. Я придумал милицейскую машину, выбрал несколько милиционеров из оцепления, с ними сам отрепетировал и вот таким подошел к окну фотоателье, где меня ждала моя "любимая женщина".


Петр Ефимович очень обрадовался этому решению. Пошел на это удивительно легко. Моментально принял. Петя очень хороший человек, мягкий. Он вообще очень мягкий, совершенно беззлобный. Такой остроумный. Он весь одесский. Очень трудно, наверное, приживался в Москве. С ним ни у кого из актеров нет никаких проблем. Даже в фильме "Был месяц май" он был абсолютно как пай-мальчик. Что Марлен говорил ему, то он и делал. За исключением того, что он сказал: "Я хочу попеть". Он там играет на гитаре и поет. У меня такое ощущение, что гитара - его самый любимый приятель.


НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: "Я ЧИТАЛ ЕГО СЦЕНАРИЙ И ПЛАКАЛ"


- Я ждал своей роли всю жизнь. Когда помощница Петра Тодоровского принесла мне сценарий "Военно-полевого романа", она сказала: "Вам понравится". Я подумал: "Вот тебе заявочка! .." Я около тысячи сценариев за всю жизнь прочел, и никто мне так не говорил. Но я читал сценарий и плакал над ним. Первый раз над сценарием я плакал. Пришел на пробу, обнял Тодоровского, поцеловал и сказал ему на ухо: "Заканчивайте -кинопробы. Эту роль я никому не отдам". Он меня потом тоже обнял, поцеловал как брата и сказал, что пробы закончены, потому что герой найден. Я был последним, кто пробовался на эту роль. Если в "Ивановом детстве" я играл маленького Тарковского, то образ главного героя в "Военно-полевом романе" почти полностью списан с самого Тодоровского. Он на фронте влюбился в боевую подругу своего комбата и уже в мирное время встретил ее торгующей пирожками возле ЦУМа. Ко мне на долгие годы приклеился образ нервного мальчика. Эксплуатация нарочитой эмоциональности шла от Андрея Тарковского, у которого я мальчиком играл в фильме


"Иваново детство" и в "Андрее Рублеве". Он заставил меня так играть. Нервно. Усилил это "Игрок", потому что там вся роль предельно эмоциональна. После "Игрока" вышел негласный указ: отставить от экрана меня, Инну Чурикову и Ролана Быкова как несоветских по типажности актеров. На четыре года мне закрыли дорогу на экран. Меня считали несоветским. Достоевского, мол, играл, азартного игрока. Хотя на самом деле я другой. Мне ближе "Военно-полевой роман". Вот это - мое.


***


СЕМЬ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛЬМОВ ПЕТРА ТОДОРОВСКОГО


1965 - "Верность"


1981- "Любимая женщина механика


Гаврилова" 1983 - "Военно-полевой роман"


1986- "По главной улице с оркестром"


1989 - "Интердевочка" 1992 - "Анкор, еще анкор!1998 - "Ретро втроем"


***


ИСКРЕННЕ


Александр Лазарев, актер:


- Лет десять назад мы с Петро Ефимычем, как в нашей семье зовут Тодоровского, были на Шпицбергене, выступали. И очень стали дружны именно во время той поездки - по-настоящему узнали друг друга. Это человек огромного обаяния, таланта и удивительной порядочности. Да каждый его фильм говорит об этом! Петр Ефимович - человек очень прямой, потому с ним не всем просто, ведь он не будет молчать, если видит несправедливость, не станет заискивать ни перед кем. Я играл в нескольких картинах Тодоровского. И до сих пор сохранил то удивительное чувство восторга, которое испытывал на съемочной площадке. Уверен, Петро Ефимыч снимет еще много хороших картин!


***


Гарик Сукачев, музыкант:


- Когда я только начал работу над своим короткометражным фильмом "Праздник" о судьбе еврейской девочки, в первые дни войны попавшей в гетто, то знал, что в качестве композитора я приглашу знаменитого кинорежиссера, фронтовика Петра Ефимовича Тодоровского. Ведь он не только мэтр нашего кинематографа, но и совершенно потрясающий гитарист. Исполнителей такого уровня и такого качества почти не осталось. Культура, носителем которой Тодоровский является, уже вымирает... Для меня почетно было петь с ним на концерте фронтовых песен, который мы давали пару лет назад в День Победы в "России".


***


- Сергей Маковецкий, актер:


- Не хотелось бы говорить дежурные слова о Петре Ефимовиче -слишком незаурядный это человек. Талантлив безмерно! Для меня лично было счастьем сниматься в его фильме "Ретро втроем". Вспоминаю, сколь тонко, деликатно работал Тодоровский с актерами, как комфортно было на площадке. Очень надеюсь, что он продолжит снимать фильмы, писать сценарии и музыку. Петр Ефимович, мы вас любим!