Главная >> 5 >> 44

Старушки на колесах

На "ГАЗ-­69" в День Победы с удовольствием ездили по Соколу ветераны.


На День Победы в Соколе коллекционеры раритетных авто подарили ветеранам парад с участием редких машин.


Великая Отечественная отразилась и на истории советского автомобиля, считают владельцы раритетов.


"Свой "Запорожец" я однажды даже продал. Но вся душа изболелась после этого! Пришел к человеку, купившему у меня машину, и говорю: "Продай обратно". Так и выкупил снова" , - Анатолий Кузнецов вертит в руках брелок с ключами от своего "ЗАЗ-685".


Даже ключи зажигания у "горбатого" сохранились "родные". "На брелке, как положено, ослик" , - любовно поглаживает ключи Анатолий Валентинович. Кузнецов - частный предприниматель, на работу чаще ездит на иномарке "Suzuki" модели "Самурай". А "Запорожец" 1965 года выпуска у него - машина-фаворит, только для праздников и особых случаев.


В День Победы технику для парада предоставили три сокольчанина - Анатолий Кузнецов, владелец "Запорожца" , Николай Игумнов, преподаватель автодела в школе и владелец моделей "ГАЗ-63А" и "ГАЗ-69" , и предприниматель Сергей Першичев. У Сергея Аркадьевича целых четыре раритетных машины. В его "ГАЗ-69" на параде ехали ветераны. В каждой части Сокола авто останавливались, люди подходили поздравить участников войны. При этом организаторы рассказывали о каждой машине, чья история связана с войной.


Альпинистс моторчиком


На выпущенном в 1951­-м году "ГАЗ-­67б" из коллекции Першичева когда­то ездил первый в Никольске автоинспектор.


К примеру, "ГАЗ-67б" из коллекции Першичева был сконструирован для нужд фронта на Горьковском автомобильном заводе и выпускался с 1943 года. Во время войны эти авто использовали для перевозки комсостава, разведки, связи и буксировки легких пушек.


"Мой автомобиль выпущен в 1951-м году, и на фронте, конечно, не бывал. Но у него тоже есть своя история" , - рассказывает Сергей Першичев. Эту машину он приобрел в Никольске. Когда-то на ней ездил первый в Никольске послевоенный госавтоинспектор.


Армейский внедорожник "ГАЗ-69" начали выпускать уже после войны - в начале 50-х. Модель служила доказательством, что и после военных лет советская военная техника лучшая в мире - "газик" экспортировали в 56 стран. Машина получила признание за невероятную проходимость - ею пользовались даже альпинисты для путешествий по горам! Сейчас и в России, и за рубежом есть клубы любителей этой модели.


Кроме того, на "ГАЗ-69" поднимали послевоенное хозяйство, и авто получило название "Труженик". Такой автомобиль есть не только у Сергея Першичева, но и у Николая Игумнова. Его раритет воистину "труженик": Николай Николаевич купил авто в одном из колхозов Вожегодского района в совершенно "заезженном" на тяжелой работе состоянии. Пришлось серьезно постараться над реставрацией, но сейчас его "газик" снова "живее живых".


Николай Николаевич - владелец и другой редкой машины. Это "ГАЗ-63А" , выпущенный в 1953-м году, специально для сборки понтонных мостов (в них послевоенная страна особенно нуждалась). В 1953-м еще далеко не все взорванные мосты были восстановлены. Для подвозки и установки понтонов машина снабжена лебедкой. За всю историю Союза выпущено лишь 6340 таких авто.


В Сокол этот автомобиль попал с Новой Земли из воинской части, где был списан. В 70-х годах его привезли в школу для преподавания автодела. Николай Игумнов выучил на ней на водителей не одно поколение сокольчан. А позднее "ГАЗ" списали, и педагог купил его себе.


Он рассказывает десятки случаев о необычайной проходимости этой модели. Однажды под Новый год Игумнов отправился с учениками за елкой для школы да и прочно завяз на этом авто в болоте. "Не будь у машины лебедки - долго б нам там сидеть! Так увязли - фар не видать!" - восклицает Николай Николаевич. А так он поступил, как барон Мюнхгаузен, - вытащил себя сам. Трос обмотал вокруг огромного ивового куста и с помощью лебедки вызволил "ГАЗ". "Еще и кусок грязи с полболота вместе с машиной лебедка вытащила!" - смеется Игумнов.


Старенький, да удаленький!


Мотоколяска "С­3А" , принадлежащая Сергею Першичеву, стала знаменитой благодаря комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".


У Сергея Першичева есть и две "мирные" легковушки, но их создание тоже связано с войной. Мотоциклетная коляска "С-3А" Серпуховского мотоциклетного завода сконструирована специально для инвалидов - их не мало было после Великой Отечественной. У нее полностью ручное управление - сцепление, газ, тормоза, скорости.


А знаменитой эта модель стала благодаря комедии "Операция Ы" и другие приключения Шурика": именно на таком авто ездил Евгений Моргунов, игравший роль Бывалого. "Кто здесь инвалид? - Ну, я - инвалид!" - с легкой руки Моргунова эта фраза "пошла в народ" , и в советское время ею нередко дразнили владельцев "С-3А". Потому что ездили на ней далеко не всегда инвалиды.


Легковых машин после войны не хватало, но правительству нужно было дать народу-победителю хотя бы иллюзию богатой жизни. С этой целью и выпускались дешевые "С-3А" (якобы только для инвалидов, на самом деле - не только) и "Запорожцы". На них власти запрещали поднимать цены. Сергей Аркадьевич приобрел мотоциклетную коляску в Сокольском районе и отреставрировал в точности, как с заводского конвейера - даже окраска была подобрана в соответствии с "родной": сам автомобильчик светло-зеленого цвета, а вот крылья у него голубые.


А самый старый в его коллекции "автомобиль победителей" "Победа" М-20 - первая послевоенная легковушка с символическим названием. "В ней все работает до сих пор, хотя она выпущена в 1949-м году. Даже радио можно слушать. Вот только ловит один "Маяк" , - смеется Сергей Аркадьевич.


И он, и Анатолий Кузнецов, и Николай Игумнов ни за что не расстанутся со своими машинами, пусть кто-то и скажет: "Ненужное старье". Кому "старье" , а кому - родная история...