Эти строчки - об автомобиле "ЗИС-5" , он же трехтонка, он же трудяга, он же "Захар"... Наряду с горьковской полуторкой "ГАЗ-АА" (ММ, ААА) это был самый массовый народнохозяйственный грузовик. "ЗИС-5" отличался такой же солдатской простотой и неприхотливостью: легко заводился в мороз, без капризов работал на самом низкосортном топливе, был несложен в обслуживании и ремонте.
- Летом 2001 г. , - рассказывает Александр Беликов, директор Елизовского подросткового центра "Россия" , - мы с участниками клуба автомотостарины совершили недельную экспедицию в п. Таежный Мильковского района, доставив оттуда фрагменты газогенераторной машины "ЗИС-5В". (Разыскали мы его гораздо раньше, еще в 1996 году, но вывезти тогда не смогли). Остов кабины, рама, газген лежали в таких дебрях, что пришлось полдня делать просеку. Даже сквозь кабину и раму проросла береза сантиметров 20 в диаметре...
Грузовые автомобили "ЗИС-5" широко применялись в Красной Армии в 30-е годы и во время Великой Отечественной войны. Производились они на Московском автозаводе им Сталина с 1933 по 1941 гг. Машина представляла собой дальнейшее развитие автомобилей "АМО-2" и "АМО-3" , в основу конструкции которых был положен американский грузовик "Отокар-5А". По сравнению с предшественниками объем шестицилиндрового двигателя у "ЗИС-5" был увеличен с 4882 до 5555 куб. см, степень сжатия была повышена с 4, 55 до 4, 7. В результате мощность возросла с 66 до 73 л. с. Были изменены передаточные числа в коробке передач. Вместо двух карданных валов (один из них - промежуточный с мягким карданом) ввели один вал с жестким карданом.У "АМО-3" привод тормозов задних колес был механический, передних - гидравлический. "ЗИС-5" получил механический привод на все колеса. Подвеска осталась прежней - зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах.
На базе ЗИС-5 были созданы трехосный (6х4) грузовик "ЗИС-6" , полугусеничные "ЗИС-22, "ЗИС-42" и другие машины. По данным на 20 июня 1941 года, в Красной Армии находилось 104 200 автомобилей "ЗИС-5".
- Во время Великой Отечественной войны, когда немцы подошли к Москве, Завод имени Сталина (ЗИС) в числе других был эвакуирован, и производство таких грузовиков было сосредоточено на Урале" , - рассказывает А. Беликов. Штампованные круглые крылья в условиях военного времени заменялись крыльями попроще, из листового железа, сваренными в четырех местах. Они были более легкими и дешевыми в производстве. Найденный нами "ЗИС" имеет точно такие же крылья. Кроме того, на радиаторе сохранилось клеймо "Урал-ЗИС". Значит, грузовик был собран именно на Урале.
Крупнейший производитель автомобилей - Московский "ЗИС" в первые месяцы Великой Отечественной продолжал выпускать грузовики. Однако фронт приближался к столице, и 15 октября 1941 г. завод получил указание о срочной эвакуации автомобильного производства. На оставшемся оборудовании начался выпуск автоматов ППШ, минометов, боеприпасов...
Кузнечно-прессовое оборудование с "ЗИСа" было эвакуировано в Челябинск, где со временем вырос большой специализированный завод. Карбюраторный и деревоотделочный цеха, а также некоторые другие службы переехали в Шадринск, образовав автоарматурный завод. Оба этих предприятия работали на автостроение. Но выпуск собственно грузовиков был налажен в Ульяновске, куда тоже была перевезена часть московского оборудования. Несмотря на огромные трудности, уже 30 апреля 1942 года здесь была собрана первая трехтонка. При этом частично использовались детали, привезенные из Москвы. В мае заработал главный конвейер, рассчитанный на выпуск 60 машин в сутки.
Оборудование по производству двигателей и коробок передач было отправлено с "ЗИСа" в г. Миасс на Урале. Промышленный Урал стал тогда арсеналом страны, всесоюзной кузницей оружия. Здесь выпускались танки, самолеты, артиллерийские орудия, другая боевая техника. Не было обойдено вниманием и автомобильное производство. Уральский автомобильный начинался так: 10 декабря 1941 года на станцию Миасс прибыл первый эшелон с оборудованием. Не было здесь еще ни цехов, ни складских помещений, станки выгружали прямо на мерзлую землю. А затем развернулась невиданная стройка. Работали день и ночь, невзирая на морозы, усталость, неналаженный быт... Это была даже не работа, а настоящее сражение, под стать тем, что разворачивались на фронтах. Темпы строительства были ударные. Так, например, здание инструментального цеха было построено за 21 день, а помещение электроподстанции за неделю. Оборудование начали монтировать, не дожидаясь окончательной сдачи зданий, в недостроенных коробках, под открытым небом...
16 марта 1942 г. дала продукцию линия обработки поршневых колец. Ровно через месяц собрали первую коробку передач. А еще две недели спустя, 30 апреля, накануне славного первомайского праздника, выпустили первый автомобильный двигатель. До конца года завод дал фронту 9303 мотора и 15375 коробок передач.
В следующем, 1943 г. Государственный комитет обороны принимает решение: преобразовать моторный завод в автомобильный. Снова предприятие превращается в большую стройку: сооружаются цеха главного конвейера, шасси, третий литейный, возводится жилье. И вот наступил незабываемый день 8 июля 1944 г. В торжественной обстановке с главного конвейера степенно съехал первый уральский грузовик-трехтонка "ЗИС-5В". С каждым днем все больше и больше таких машин с маркой "Урал-ЗИС" на бачке радиатора уходили из ворот завода в самое пекло войны.
"ЗИС-5В" (буква "В" обозначает "военный") - модификация военного времени, когда все материалы дефицитны, а жизнь автомобиля коротка, имела до предела упрощенную конструкцию: сварные Г-образные гнутые крылья, кузов, у которого был откидным только задний борт. Отсутствовали передний бампер, тормоза передних колес, на части машин - и правая фара. Обод рулевого колеса изготовлялся из дерева. Форма деревянного каркаса кабины была упрощена. Вместо металлической облицовки, применена дощатая. Доски обшивки крепились к каркасу гвоздями, обшивка дверей выполнялась из узких досок (так называемой "вагонки"). Взамен фанерной обшивки крыши использовались рейки, поверх которых натягивался дерматин.
Но все эти упрощения в случае "ЗИС-5В" не означали ухудшения параметров самого автомобиля. Он сохранил все те качества, за которые его любили шоферы. Отремонтировать трехтонку можно было с минимальным количеством инструмента. Особой похвалы заслуживал двигатель - он хорошо пускался в холодную погоду и работал на любом бензине. В годы Великой Отечественной десятки тысяч трехтонок, окрашенных в зеленый защитный цвет летом или в белый маскировочный - зимой, действовали на фронтовых дорогах. Уже после окончания войны среди трофейных гитлеровских документов были найдены акты испытаний попавших в руки врага советских машин "ГАЗ" и "ЗИС". Немецкие специалисты, которых никак нельзя заподозрить в симпатиях к советской технике, давали высокую оценку простоте конструкции, ремонтпригодности и отличной для автомобиля колесной формулы 4х2 проходимости.
Не счесть и подвигов, совершенных советскими водителями за рулем трехтонок. Расскажем лишь об одном из них.
Это случилось летом 1942 г. в междуречье Дона и Донца, в районе деревни Закотное. 716-я авторота подвоза 285-й стрелковой дивизии попала в окружение. Солдаты вместе с машинами укрылись в небольшом лесу и стали готовиться к прорыву. Ефрейтору Николаю Даниловичу Подольному было поручено особое задание: любой ценой отвлечь на себя внимание немецких машин, патрулирующих дорогу. На своей верной трехтонке боец отправился в опасный рейс... Вскоре он заметил открытый легковой автомобиль с фашистами, затем еще один. Оба повернули к советскому грузовику. В секунды Подольный принял решение: идти на таран! На предельной скорости "ЗИС-5" устремился вперед. Гитлеровцы открыли по трехтонке огонь, но было поздно - грузовик подмял их под себя... Воспользовавшись замешательством врага, наша авторота вырвалась из окружения.
За этот подвиг ефрейтор Подольный был награжден орденом Ленина. В момент тарана водителя-героя выбросило из кабины. Его - изломанного и израненного - восемнадцать месяцев выхаживали врачи. И солдат выжил. Вернувшись с фронта домой, еще много лет трудился он за рулем автомобиля.
В победные дни в Берлине было сделано неисчислимое множество снимков. Солдаты фотографировались на память - в одиночку и с боевыми друзьями. Особенно часто снимались у стен рейхстага. В архиве Центрального музея Вооруженных Сил хранится среди прочих и такой снимок: бойцы не позируют специально, а просто проезжают на трехтонке мимо рейхстага. Проезжают спокойно, не обращая на него особого внимания, как мимо чего-то уже привычного и обыденного. Такими их и запечатлел фронтовой фотограф. Легендарный "ЗИС-5" на фоне рейхстага! Снимок глубоко символичный. Ведь эти машины тоже причастны к тому, что мы дошли до фашистского логова и разгромили его. Именно на таких вот автомобилях солдаты за рулем внесли свой вклад в Великую Победу. За годы войны ими было перевезено 145 млн. тонн военных грузов. А сколько после войны!
- В Щапино (п. Таежный п. Мильковского района) в 40 - 50-х годах был один из крупнейших тогдашних лесхозов, - рассказывает Александр Беликов. - Лес сплавляли по р. Камчатке "топляком" , т. е. не вязали плотов, а просто пускали бревна по течению. Нам во время поездки встречались в тех местах пни, оставшиеся от огромных, вековых елей и лиственниц, - сотни, тысячи пней. Так вот, "ЗИСы" этот лес как раз и возили. А потом, видимо, пилорам не хватало, и наши народные умельцы, как говорят, "с помощью кувалды и какой-то матери" приспособили газогенераторный "ЗИС-5В" под шпалорезную машину. Сзади машины устанавливалась циркулярка, вместо заднего колеса был барабан, который с помощью приводного ремня или специального лемеха крутил пилораму. Все гениальное просто: подобный агрегат мог работать без всякого бензина неделями, может быть, даже месяцами. Своего рода безотходная технология... Кстати, нашли мы там и чурочки, недогоревшие и даже совсем целые. Видимо, машина поломалась во время работы, и больше ее не заводили.
Грузовик этот тем более уникален, что работать мог на дровах, как печка. От углекислого газа. Раньше шоссейных дорог не так много было, да и бензин в дефиците. А в тайге и подавно, вот на деревяшках и приспособились.
В Таежном, на 13-й базе, где были эти лесоразработаки, подобных машин, наверное, было несколько: газгены лежат в лесу. Видимо, вырубили лес, закрылась сначала 13-я база, затем 14-я (это 20 дворов); дома бросили, забытый "ЗИС" остался стоять...
Самое ценное из его деталей, как это всегда бывает, пошло на запчасти нуждающимся. А остатки забрали мы. Сегодня, после многих экспедиций, деталей от "ЗИС-5В" и "ЗИС-26" у нас гораздо больше, и, как уже писали "В" , на их основе строим "Катюшу" - думаю, успеем к Дню Победы. Восстановленный "ЗИС" станет еще одной жемчужиной нашего будущего музея - помимо "Студебеккера". Но об этом - в следующий раз.
В статье использованы материалы из книги Л. Д. Гоголева "Автомобили-солдаты".