Главная >> 5 >> 44

Поклонимся великим тем годам...

Все ближе и ближе знаменательная и священная для нашей страны дата - 60-летие Великой Победы. 15 апреля на сцене Кремлевского дворца Иосиф Давыдович Кобзон представит сольную программу "Письма с фронта". О том, как это будет выглядеть, корреспондент "Россiи" побеседовал с Евгением Анатольевичем Глазовым, главным режиссером Кремлевского дворца.


- Евгений Анатольевич, какова концепция предстоящего концерта?


- Название концерта очень точно отражает его суть - "Письма с фронта". Письма - это все, что дошло до нас из тех времен: песни, фотографии, фильмы, рассказы ветеранов и, конечно, сами письма. Это огромный пласт. Будет театрализованный концерт, где прозвучат военные и другие песни в исполнении народного артиста СССР Иосифа Давидовича Кобзона. В концерте принимают участие и пять драматических артистов - Валерий Золотухин, Олег Анофриев, Сергей Шакуров, Элина Быстрицкая, Анна Большова.


- Какова идея оформления сцены, какова драматургия концерта?


- Начинаем мы с современности. Место действия - парк, куда приходят мирные люди, где есть "ракушка", тумба афишная, где есть репродуктор, в котором звучит фонограмма песни "Поклонимся великим тем годам" в исполнении И. Кобзона. И на тумбе - афиша Иосифа Кобзона. А потом выходит Иосиф Давыдович, и мы возвращаемся в довоенную эпоху, звучат мирные довоенные песни и ничто не предвещает беды...


В концерте примет участие Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск


МВД России под руководством генерал-майора внутренней службы В. Елисеева. В какой-то момент музыканты "уйдут на фронт", потом хор появится снова, но уже в плащ-палатках военных... Весь концерт - целостное связанное действо. И закончится все уже нашим временем, Кобзон вновь исполнит "Поклонимся великим тем годам", но уже с хором и оркестром.


- Наверняка концерт Иосифа Кобзона - не единственное мероприятие, посвященное Дню Победы, которое вы готовите как режиссер?


- В Кремлевском дворце также состоится концерт Дмитрия Хворостовского, прозвучит его программа военных песен. Будет несколько концертов, посвященных ветеранам, - их проводят округа Москвы. И торжественный прием - встреча президента с ветеранами. Но самое главное, конечно, событие состоится на Красной площади. Традиционный концерт 7 мая обычно проходил в Кремлевском дворце, а в этом году он впервые пройдет как крупномасштабный спектакль под открытым небом. Художественный руководитель - Петр Михайлович Шаболтай.


- Ваши программы предполагают достаточную степень эмоционального соучастия публики. Раскройте, пожалуйста, хотя бы одни секрет, какими приемами режиссуры вы этого достигаете?


- Ну, например, был придуман на празднике Победы в


Кремле такой эпизод - "Концлагерь", который, как мне потом сказали, очень сильное эмоциональное воздействие оказал на людей. Наш дворец - вообще самая оснащенная площадка в Москве, и у нас есть плунжера. Это такая часть пола, которая может подниматься, она находится под сценой. Они очень медленно поднимаются. И мне пришла в голову мысль, что мы там сделаем "концлагерь", причем оставим тот дежурный свет, который там всегда горит... Так и поступили. Поднимался медленно плунжер, с таким зловещим скрипом, и показывались люди в полосатых тюремных робах, висящие на каких-то металлических конструкциях и смотрящие в зал. И Дживан Гаспарян, замечательный, всемирно известный музыкант, играл в это время на древнем армянском инструменте - дудуке. Многие потом говорили, что эмоционально это было очень сильно. То есть технически все просто, но дорогого стоит по задумке. Или, например, в позапрошлом году: мне почему-то показалось, что главным действующим героем, кроме солдата, которого играл Валерий Золотухин, у меня будет поезд. Сначала это эшелон, который уходит на фронт, потом это медсанбат, потом это Поезд Победы. И был придуман такой эффект. Стоит эшелон медсанбата, эшелон с солдатами. И вдруг начинается бомбежка. Все быстро садятся в этот эшелон, и вагон уходит за кулисы. Продолжается бомбежка, а буквально спустя несколько секунд этот вагон, только уже значительно меньших размеров, возникал вдалеке, - уже разбомбленный, горящий и дымящийся. Медленно, в полной тишине, под тревожный скрип колес, с тянущимися за ним бинтами и со сгоревшим красным крестом, проезжает вагон по дальнему краю сцены в абсолютно красном свете...


Или вот - Галя Хомчик пела замечательную песню Окуджавы "После дождичка". А на сцене в это время - такая картинка 1941 года: какие-то пацаны, девчонки во дворе, все сидят, играют в домино. И вдруг песня обрывается, и мы видим, как через этот мирный двор проходит строй солдат с оружием, все расступаются, этот строй как бы "разрезал" мальчиков и девочек на две группы, что символично, и Валерий Золотухин, который сидел в массовке, выходил, брал гармошку и начинал петь "Священную войну".


- Какие-то номера в таких программах из года в год неизбежно повторяются. И вам приходится каждый раз для нее придумывать какое-то новое обрамление...


- Безусловно. И ведь очень непросто придумать такую историю, которая была бы не затерта. Скажем, песня "Священная война" - это доминанта. Она должна обязательно звучать. Но в какой форме? Ведь она уже столько спета в разных вариантах! В прошлом году у меня выстроилась такая версия: экран, мирная картинка, воркующие голуби на крыше. Вдруг начинается бомбежка, и голуби на экране превращаются в немецкие самолеты. После первых же взрывов на крыши, по которым гоняли голубей, вылезали бабы с ведрами и щипцами для тушения зажигалок и без музыки, а капелла, начинали петь "Священную войну". Поворот был неожиданным, и это сработало.