Композитор Петров всегда мне казался строгим, властным и почему-то огромным. Петров в Филармонии, в Консерватории, на фестивалях - всегда элегантный в смокингах, производящий впечатление недоступного миллионера. Петров на банкетах, фуршетах в окружении дам в мехах и мужчин с обложек глянцевых журналов о финансах и экономике. Даже на интервью с корреспондентом "НП" Петров был не один.
В Театре эстрады, где нам была назначена встреча, композитора заметила дама-американка, очевидно поклонница творчества Андрея Павловича. Она уговаривала маэстро поужинать вместе до ее отлета в Штаты. Уговаривала очень по-женски - при каждом слове "Андрей" прикасалась к пуговице пиджака Петрова пальцами в брильянтах. "Сколько интервью продлится?" - обратился ко мне Петров, улыбаясь, и... подмигнул. Стало ясно - ужинать маэстро с дамой не очень хочется. "Часа два-три" - сказала я, прекрасно понимая, что у нас всего 30 минут в запасе. "Короче, до самой ночи!" - махнул рукой Петров. В тот же момент он перестал быть огромным и недоступным. По крайней мере, для меня.
- У нас рубрика называется "Частная жизнь". В ней мы разговариваем о вас и только. Не про планы дальнейшие, а про то, как у вас дела идут и какое настроение...
- И про здоровье, наверное, тоже можно? Я вот в простуженном виде немножко. У меня легкое ослабление слуха. Сначала горло болело, теперь насморк. Дела у меня ничего в общем-то. Очень много работы всяческой, творческой. Много разъездов. Несколько дней тому назад вернулся из Гатчины с фестиваля "Литература и кино".
Такой традиционный замечательный фестиваль. Скоро начинается детский фестиваль, который проводит Союз композиторов. В этом году он посвящен 60-летию со дня Победы, поэтому называется "Война и мир". Ну а, впрочем, кажется, я опять о работе...
Много разъездов говорите. За рубеж выезжаете часто?
- Если работать, то часто. Особенно в Штаты. А если отдыхать, то в Италию. Впервые чужую страну я увидел.
как только был принят в Союз композиторов, в 54-м. Тогда была организована специализированная поездка в Лондон. С музыкальной программой, встречами с английскими композиторами. Первый выезд заграницу. Да еще в такую респектабельную страну! На меня та поездка произвела огромное впечатление. Двенадцать дней другой жизни! Правда, денег было очень мало. И даже с этой небольшой суммы мы в обязательном порядке должны были отчислить на венок для могилы Карла Маркса и, мало того, сходить на кладбище. Вообще моя любимая страна после России - Америка. У меня там много друзей, много работы. Там я писал музыку к первому совместному советско-американскому фильму "Синяя птица", потом для американского мюзикла "Капитанская дочка". Он был поставлен в Бостонской консерватории.
- Мобильной связью пользуетесь? Если да, то какая у вас мелодия?
- Обязательно пользуюсь. Не представляю, что сейчас делал бы без телефона. Играет обычный звонок "трынь-трынь". Езжу когда в общественном транспорте, иногда слышу свои произведения на чужих мобильных.
- А отчисления за использование мелодий получаете?
- Вообще по закону полагается. А по факту... Некоторое время назад ко мне обратилось российское авторское общество за разрешением использовать мои мелодии. Поскольку я получаю авторские не только с телефонных компаний, но с кино и телевидения, я не могу отследить, за что конкретно и сколько я получаю. Кстати, мелодию в телефон можно легко написать самому. Мой внук Петя (он окончил консерваторию и играет в симфоническом оркестре) именно так и делает.
- У вас есть настольная книга?
- Одну назвать трудно. Могу назвать круг писателей, с которыми всю жизнь прошел, то есть читал-перечитывал помногу раз. Это Чехов и Бунин. Это не пухлые тома. Как сказал Пушкин, "точность и краткость - вот лучшее достоинство прозы". Мне нравятся писатели, которые так пишут. Из современных - таков Довлатов.
- Фильмы любимые у вас есть?
- "Сладкая жизнь" Феллини. Я могу смотреть его каждый раз как заново, каждый раз переживая. В общем, если литературу я люблю русскую, то фильмы европейские. Только что посмотрел несколько отечественных фильмов как раз на фестивале в Гатчине. Понравился фильм "Русское" по ранним произведениям Лимонова гран-при получил фильм "Анна" по пьесе Островского "Без вины виноватые" - музыкальный фильм, в главной роли Любовь Казарновская. Она себя показала в этом фильме как талантливая драматическая актриса.
- Какое в Петербурге у вас любимое место?
Набережная Лейтенанта Шмидта. Там всегда множество корабликов - и маленьких и больших. Дома нестандартные - они не соединяются с друг с другом. Стоят отдельно, иногда углом. Мне нравится этот район. Там я ощущаю, что живу в морском городе. Я и сам вырос на Васильевском острове, на 4-й линии, недалеко от Академии художеств.
- А живете вы...
- На Петровской набережной на седьмом этаже. Из окон виден домик Петра и перспектива на Летний сад. Живу там с конца 60-х годов. Сейчас вдвоем с женой, поэтому площадь достаточная, но не только из-за этого квартиру не менял столько лет. Потрясающий вид из окна! Второго такого не найдешь, мне кажется.
- В рестораны ходите?
- Обязательно. Их сейчас такое количество! Но любимыми остаются рестораны в гостинице "Астория" и в гостинице "Европейская". Не потому, что они сегодня лучшие рестораны, а потому что у меня с этими ресторанами многое связано. Когда я был студентом, первый раз получил Сталинскую стипендию - 600 рублей в месяц, но сразу за полгода. В тот день я пригласил свою будущую жену (я тогда за ней ухаживал) отметить присвоение стипендии в "Астории". Очень многие премьеры мы отмечали в "Европейской". Сейчас еще люблю "Пицекату". Она в подвале дома композиторов находится. Там прилично кормят, а стены заклеены старинными нотами. Кроме того, у меня там какая-то скидка.
- Одежду где покупаете?
- В молодости в студенческие годы я был стилягой. В комиссионном магазине покупал американские пиджаки. Тетя моя, художник по ткани, делала мне галстуки типа американских - в полоску, с ярким броским рисунком. Носил длинные волосы в то время, не поверите. Сейчас я, конечно, не стиляга. Раньше старался готовое за рубежом покупать, сейчас у нас одеваюсь.
- Что вам дарят на праздники?
- Я прошу друзей не дарить мне сервизы и вазы. У меня их столько, что можно открывать магазин. Поскольку мой любимый напиток - виски, я предлагаю дарить мне виски. После последнего дня рождения запасся на полгода точно.
- Какое виски вы предпочитаете?
- Виски, как водка, бывает хороший или очень хороший. Я люблю и скотч, и бурбон, и канадский. В каждом что-то есть. Я даже "Ред-Лейбл" с удовольствием пью. У него очень демократичная цена.
- Дача у вас есть?
- В Осиновой Роще. Это перед Песочным. Это очень близко от города. Езжу туда отдыхать и работать.
- Вы сказали, что у вас есть внук Петр, а про внучку ничего не сказали...
- Внучка на полтора года младше внука. Ее зовут Монана. Муж моей дочери - грузин, решили имя национальное дать младшему ребенку. Она окончила театральную академию, сейчас в аспирантуре ассистент по актерскому мастерству. Играет в театре "Приют комедианта" в спектакле "Тетка Чарлей из Бразилии", снялась в трех сериалах в ролях второго-третьего плана. К сожалению, внуками заниматься я не мог. В то время работа была тесно связана с Москвой - фильмы, к которым музыку писал, на "Мосфильме" снимались. Внуков помогала воспитывать жена.
- Звали в Москве остаться?
- Звали. В свое время из-за Шостаковича я стал председателем Союза композиторов Ленинграда. Он считал, что на такие должности должны приходить молодые люди. Сам он в 30 лет возглавил Союз композиторов СССР - еще до войны. И хотел, чтобы я сменил его на его посту. Я очень уважал Шостаковича, но тут отказался. У меня в Ленинграде родные, родственники, и вообще я очень люблю наш город - с каждым годом все больше и больше. А Москву все меньше и меньше...