Главная >> 5 >> 44

Социальный аспект

Цены растут. Доходы индексируют?


Кошелек


Все мы, увы, стали очевидцами того, как стремительно подорожали продукты питания в течение нескольких последних месяцев. Народ тихо ропщет и негодует по поводу того, что цены на яйца как подскочили перед Новым годом до 5,40 грн. за десяток (а кое-где в столице а ж до 6,00 грн.), да так и застыли на этой «несусветной» высоте. По данным сайта «Проект аграрного маркетинга», исследования розничных цен, проведенные в нескольких областях Украины, показали, что только за декабрь минувшего года «продукция несушек» подорожала в среднем на 30 процентов.


По мнению экспертов, столь резкий скачок объясняется не только повышенным спросом перед новогодне-рождественскими праздниками, но и снижением с 2003 года производства яиц в личных подсобных хозяйствах на фоне того, что спрос на этот продукт в целом по стране увеличился примерно на 7 процентов.


Дошло до того, что цены на украинские яйца сегодня выше, нежели в некоторых странах Европейского Союза. Специалисты считают, что подобный расклад должен стать серьезным стимулом для дополнительных инвестиций в производство "яиц уже в ближайшие месяцы.


Не стояло на месте и мясо, цена на которое увеличилась в среднем по стране на 19 процентов, а свинина — на все 20. Как и в ситуации с яйцами, цены на мясную продукцию вопреки ожиданиям не упали после продолжительных январских праздников.


Существенно подорожали также овощи и фрукты. Рост розничных цен на основные овощи (картофель, капусту, морковь) не превышал 10 процентов, в то время как тепличные помидоры «обнаглели» до передела. В супермаркетах за кило оных запрашивают порядка 20 грн.! Стоимость сладкого тепличного перца увеличилась на 78 процентов, огурцов — ровно в два раза. Зеленый лук несколько полегче — он «подскочил» в цене всего на каких-то жалких 20—25 процентов.


Цена бананов в рознице увеличилась почти на 30 процентов. Столовый виноград стал еще более дорогим лакомством, «увеличившись» в цене на 50 процентов. За корзинку киви вместо 12 грн. просят 20—22 грн. Эксперты считают, что традиционное повышение цен на овощи и фрукты было достаточно резким, что обусловлено целым рядом фактором — подорожанием импорта из-за роста курсов наличных евро и доллара, а также снижением в декабре поставок продуктов в связи с политической ситуацией в Украине.


Чтобы хоть немного защитить наши кошельки от инфляции, в Украине был введен механизм автоматического повышения доходов в случае роста цен — индексация. Напомним, что проводится она, если «ценоповышение» в стране за определенный период превысит один процент. Если после этого ваш доход (зарплату, пенсию, стипендию и так далее) повысили, то этот месяц считают базовым. Причем это касается как случаев, когда на государственном уровне повышаются основные социальные гарантии (например, минимальная зарплата, пенсия), так и тех, когда фирма повышает зарплату своим сотрудникам по собственной инициативе.


Как вы помните, минимальная зарплата в сентябре прошлого года увеличилась до 327 грн. Так вот, для тех, кому в связи с этим повысили выплаты, отсчет инфляции начался с октября (месяц, следующий за сентябрем). А для остальных людей (которым в сентябре зарплату и пенсию не повышали) базовым месяцем остался тот, в котором им в последний раз увеличили выплаты. Как видите, когда и как проводить индексацию зависит не только от вида выплат или предприятия. Фактически у каждого человека свой «индексационный график»...


Инфляционный порог для индексации определяется нарастающим итогом: цены за все последующие периоды сравниваются с уровнем цен в базовом месяце. Для этого применяются индексы инфляции, которые ежемесячно рассчитывает Государственный комитет статистики Украины.


В целом индексация проводится с первого числа месяца, следующего за тем, когда был опубликован индекс инфляции. Например, цены в ноябре выросли на 2,2 процента.


Ноябрьский индекс инфляции был опубликован в декабре. Стало быть, выплаты следует повысить в январе.


Согласно действующему законодательству в Украине индексируются доходы, не имеющие разового характера, причем в пределах


прожиточного минимума для соответствующей категории. Например, при повышении пенсий будет учитываться прожиточный минимум для нетрудоспособного населения (в законе о госбюджете на 2005 год он установлен на уровне 300 гривен), при увеличении зарплат прожиточный минимум для трудоспособных лиц (в 2005-м) — 409 грн.


Чтобы рассчитать сумму индексации, нужно умножить доход (зарплату, пенсию, стипендию) за базовый месяц на величину прироста индекса потребительских цен. При этом обратите внимание: в расчетах участвует только сумма в пределах соответствующего прожиточного минимума.


Например. В сентябре 2004 года работнику подняли заработную плату до 800 грн. Этот месяц стал базовым. Прирост индекса инфляции для сентября 2004 года в январе 2005-го составил 3,8 процента. Зарплата должна быть проиндексирована в пределах ПМ для трудоспособного человека. Подсчитаем: 409 грн. х 3,8 процента = 15 гривен 54 копейки. Остальная часть заработка остается неизменной. Таким образом, зарплата работника после индексации увеличится на 15 грн. 54 коп; и «грязный» заработок за январь составит 815 грн. 54 коп. Эти деньги, как вы понимаете, человек получит в феврале.


А вот пенсии, как известно, выплачиваются «месяц в месяц», стало быть, январские выплаты наши престарелые соотечественники получат в январе.


***


Решено


Призрачные льготы для детей войны


Сам по себе отраден тот факт, что государство на законодательном уровне все-таки признало, что в страшное военное лихолетье немало горя и страданий выпало и на долю тех, кто по причине весьма нежного возраста не мог воевать на фронте или ковать победу в тылу. Парламентарии приняли Закон «О социальной защите детей войны». Правда, с одной оговоркой: документ наберет силу через год, то есть с 1 января 2006 года. Дескать, столько лет его прождали — потерпите еще немного. А между тем самому маленькому «ребенку войны» сегодня уже исполнилось 60 лет, самому старому — 80...


Под новую категорию «детей войны» подпадают граждане Украины, которым на 2 сентября 1945 года исполнилось 18 лет. Таким образом, воспользоваться новыми правами смогут родившиеся не раньше 2 сентября 1927 года.


В отличие от получения статуса ветерана войны или приравненного к ним лица данный закон не предусматривает предоставления каких-либо документов, кроме паспорта гражданина Украины. Но и сами льготы составляют куда более короткий перечень. Причем частью из них «дети войны» уже вряд ли когда-нибудь воспользуются.


Статья 5 Закона предусматривает такие льготы:


— право на преимущественное оставление на работе при сокращении численности или штата работников;


— использование очередного отпуска в удобное время;


— дополнительный отпуск без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год;


— пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов средней заработной платы независимо от стажа работы;


— бесплатный проезд во всех видах городского транспорта, в автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, железнодорожном и водном транспорте пригородного соединения и автобусах пригородных маршрутов в пределах области (Автономной Республики Крым) по месту жительства. Согласитесь, из этих четырех перечисленных льгот нет ни одной, представляющей реальную ценность. Трудно себе представить 60-летнего пенсионера, не имеющего 8-летнего стажа для оплаты больничного листа в полном объеме или не отработавшего необходимого стажа для получения статуса «ветеран труда» (аналогичные льготы предусмотрены среди прочих в законе о защите граждан преклонного возраста для ветеранов труда). Хотя не исключено, что самые «молодые» получат определенные преференции при сокращении или предоставлении отпуска.


Закон предусматривает и такие «практические» льготы, как:


— первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества;


— право на 25-процентную скидку при плате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и т.п.) в пределах средних норм потребления.


В последнем случае это меньше, чем для других категорий льготников, но все же хоть что-то.


Наконец, закон устанавливает, что «детям войны» пенсии, ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, выплачиваемая вместо пенсии, повышаются на 30 процентов минимальной пенсии по возрасту. При сегодняшней минимальной пенсии по возрасту в 24,9 грн. это составит аж 7 грн. 47 коп.


Каких-либо дополнительных разовых выплат, например, по случаю Дня Победы, закон не предусматривает.


Хотя об этом рановато говорить, но обратим внимание, что отказ в предоставлении перечисленных льгот можно будет обжаловать не только через суд, но и в местные госадминистрации, которые обязаны осуществлять надзор за соблюдением этого закона.


Если же вы пользуетесь льготами в соответствии с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», то вряд ли этот новый закон даст вам дополнительные преимущества: и перечень скуднее, и размер льгот гораздо меньше. А по двум законам сразу льготы на дадут, что вполне объяснимо и логично.


Собственно, отсрочка вступления данного закона в силу была обусловлена строгим соблюдением требований Бюджетного кодекса (что, впрочем, не всегда мешает парламентариям принимать поправки в «льготные законы», если они этого захотят). Учитывая, что в 2005 году будет отмечаться 60-летие победы в Великой Отечественной войне, а «детей войны», оставленных без внимания государства другими законами, не так уж и много, Верховная Рада вполне могла бы не прятаться за требованиями бюджетного законодательства.


Остается лишь пожелать всем тем, кто прошел тяготы войны, крепкого здоровья и долголетия, чтобы через год они смогли воспользоваться запоздалой государственной поддержкой.


***


Решено


200 долларов для новорожденного


Верховная Рада утвердила предложенные изменения к Закону «О государственной помощи семьям с детьми», которыми существенно повышается сумма единоразовой выплаты при рождении ребенка.


В частности, размер разовой помощи мамам и папам новорожденного повышен с двух до трех прожиточных минимумов. Учитывая, что средний ПМ в этом году составил 423 грн. на человека в месяц (в 2004-м ПМ равнялся 362,23 грн.), молодым родителям вместо прошлогодних 724,46 грн. причитается на приданое для малютки уже 1269 грн., причем независимо от того, состоят ли они в системе общеобязательного социального страхования: ведь раньше незастрахованным платили гораздо меньше.


Кроме того, парламентариям разрешается ежегодно, начиная с 1 января 2006 г., устанавливать размеры помощи по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и помощи на детей, которые находятся на попечении, в зависимости от размера прожиточного минимума, но не меньше 50 процентов оного. Сейчас указанные виды помощи ограничены соответственно 23,5 процента и 21 процентом от ПМ. И в этом году, опять же с учетом повышенного ПМ (до 423 грн.), эти выплаты должны составить приблизительно 100 и 90 грн. Точные цифры будут известны после пересмотра госбюджета.


Соб. инф.