Главная >> 5 >> 44

ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: ЦЕНЗУРА ТОЛСТОГО КОШЕЛЬКА ХУЖЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ

Приступая к съемкам нового полнометражного фильма о жизни и творчестве великого сказочника Ганса-Христиана Андерсена, 77-летний Эльдар Александрович Рязанов сделал сенсационное сообщение о том, что эта картина станет его последней режиссерской работой. После окончания съемок он планирует вплотную заняться своим новым киноклубом "Эльдар".


- Эльдар Александрович, неужели в наши дни так тяжело стало снимать кино? Неужели при "совке" работалось легче, чем сейчас?


- Да, тогда было легче, как ни парадоксально это прозвучит. Легче потому, что мы уже понимали эту систему, мы понимали, как ее можно обмануть. Конечно, нас калечили. И в наших фильмах что-то вырезали, убирали, заставляли переозвучивать. Но мы в принципе понимали, что придется переделывать. Приведу пример. В фильме "Гараж" я переозвучил всего шесть реплик. Например, герой Глеба Стриженова говорит героине Ольги Остроумовой: "Я мечтаю всегда идти законным путем". А Остроумова отвечала: "Законным путем идти можно. Дойти нельзя". Нам сказали: "Ну, как это?!" Пришлось поменять на "дойти трудно". Валентин Гафт кричал: "Надеюсь, родное правление вы пожалеете?" Нам сказали: "Не надо "родного" правления". Потому что возникала ассоциация с родным правительством. Оно ведь для нас всегда было "родным". Или Ия Саввина говорила: "Звонили из высокой организации". Нам "порекомендовали" слово "высокой" заменить на "весомой". Но могу вам сказать, что если раньше была идеологическая цензура, то теперь появилась не менее жесткая цензура толстого кошелька.


Вы даже не представляете, какое количество кабинетов я вынужден каждый раз обходить в поисках денег на новую картину. Я уже ощущаю себя профессиональным попрошайкой.


- Ну, все-таки вам как-то удается обходить цензуру толстого кошелька?


- К сожалению, далеко не всегда. Перед съемками нового фильма мы буквально бились в финансовых судорогах. Конечно, наше поколение уже многого не понимает в современной жизни. Иной раз я бываю на концерте "попсы" и думаю: "Елки-палки, на каком языке они разговаривают?"


- Но ведь глупостей всегда хватало. А "бредовые" высказывания звучали не только со сцены, но и в правительственных кабинетах?


- Согласен. Так было. В этой связи мне всегда с ужасом вспоминается, как мы добивались утверждения на главную роль в фильме "Берегись автомобиля" Иннокентия Смоктуновского. Актер тогда только сыграл роль Ленина, причем сразу в двух картинах. Едва мы начали снимать, как меня вызвали в высокий кабинет и спросили: "Это правда, что вы взяли на главную роль Смоктуновского?" - "Правда. А что?" - "Ну, как же?! Он же только что сыграл Ленина, а у вас будет играть жулика".


Не буду вам пересказывать этот бессмысленный и долгий разговор. Спасло меня только то, что на следующий день министр уходил в отпуск. При нашей следующей встрече он мне подарил гениальную фразу: "Да, все-таки неразборчивый у нас Смоктуновский!"


- Смешно... Эльдар Александрович, сейчас в нашем российском календаре появилось много нововведений. Как вы относитесь к появлению в нем "больших новогодних каникул" или, скажем, к упразднению праздника 7 ноября?


- Ну, я всегда 7 ноября воспринимал как трагический день в истории нашего государства. И я считал, что его надо было демонстрировать в рамке черного цвета, а не раскрашивать красным. Потому что в этот день произошло непоправимое событие для нашей Родины, которая пошла после этого в запасный путь цивилизации. И мы никак с этого запасного пути выбраться не можем. Я понимаю, что народ не хочет согласиться с самим фактом упразднения выходного дня, в который можно погулять, выпить, покуражиться. Поэтому и возникают новые идеи с названиями: день примирения, день согласия, день победы в Куликовской битве. Чтобы людей не разочаровывать. Но я вообще-то считаю, что мы слишком много празднуем и гуляем. Иногда полезно было бы и поработать.


- Ну а как вы сами отдыхаете?


- У нас есть рыбацкая хижина в одной из деревенек на Валдае. И мы туда каждое лето ездим. Заодно посещаем и Великий Новгород.


- Ваши ленты постоянно показывает телевидение, особенно под Новый год. А вот интересно, какая из рецензий на ваши картины вам больше всего понравилась?


- Не могу не вспомнить одну замечательную рецензию к моему фильму "Берегись автомобиля", которой очень горжусь. Это было достаточно давно, я лежал тогда в Институте питания. Надо сказать, что я там бываю регулярно: каждый раз худею на 25 кило, но ненадолго. И вот там в отделении для сердечников лежала одна женщина. Она была постарше меня. Мы познакомились, вместе гуляли по парку. И я ее однажды спросил: "А чем вы занимаетесь?" - "Я - стоматолог, профессор, занимаюсь зубами. А вы кинорежиссер? А что вы поставили?" Я назвал "Гусарскую балладу", "Карнавальную ночь" и "Берегись автомобиля". И она сказала: "А, понятно! Это тот самый фильм, где Смоктуновский играл еще со старым прикусом".


- Эльдар Александрович, ходят слухи, что ваш фильм "О бедном гусаре" состоялся во многом благодаря Валентину Гафту?


- Был период, когда мы с Гришей Гориным были уже в отчаянии и собирались картину закрывать: нас замучили поправками еще до начала съемок. Утром мы приняли решение от съемок отказаться, но вечером должны были быть кинопробы у Гафта. И у нас не хватило духу эти пробы отменить. Так вот в тот вечер Гафт сыграл так замечательно, так прекрасно, что у нас с Гришей Гориным дрогнули сердца, и мы решили, что не будем сами отворачивать голову своему ребенку. В этом смысле фильм действительно состоялся благодаря Гафту.


Вообще Валентин Гафт - замечательный артист, он рыцарь кино и театра, он рыцарь профессии. Он может убить халтурщика (и я это говорю почти без преувеличения), но он ляжет под ноги таланту и сделает для него все, что можно.


- Когда вы поняли, что режиссура - это ваше призвание!


- А я это не понял до сих пор. Просто я к этому привык.