В соответствии с утвержденным планом на 2003 год Северо-Западный филиал принимал активное участие во всех направлениях деятельности СОРОССа.
Для дирекции Северо-Западного филиала 2003 год был особенным и не простым. Морская столица России - Санкт-Петербург - отмечала свой 300-летний юбилей.
Это значимое для всей страны событие сопровождалось для Союза российских судовладельцев не менее значимой датой - 130-летием со дня создания "Общества для содействия русскому торговому мореходству". В рамках этих событий, а также в развитие положений "Морской доктрины Российской Федерации" в Санкт-Петербурге было подготовлено и проведено еще одно крайне важное мероприятие - Второй Морской форум России.
Его целью стало подведение итогов в решении проблем морского транспорта за период после Первого Морского форума России (октябрь 1998 г.), оценка состояния российского морского торгового флота на современном этапе и определение приоритетных направлений дальнейшего его развития в комплексе с другими элементами материально-технической базы морского транспорта.
Второй Морской форум России в деятельности филиала занял значительное внимание и место, так как вся организационная сторона была поручена Северо-Западному филиалу. Принимая во внимание, что Второй Морской форум России проводился в координации с Седьмой Международной выставкой и конференцией по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа "Нева-2003", филиалу пришлось одновременно вести подготовку трех серьезных мероприятий:
- Проведение общего собрания СОРОССа. посвященного 130-летию создания "Общества для содействия русскому торговому мореходству", был снят юбилейный фильм об истории "Общества для содействия русскому торговому мореходству" и Союза российских судовладельцев; организовано по представлению администрации СОРОССа награждение руководителей компаний - членов СОРОССа юбилейными медалями "В память 300-летия Санкт-Петербурга".
- Обеспечение участия СОРОССа в работе Седьмой Международной выставки "Нева-2003":
- подготовка материалов, оформление и организация работы юбилейного стенда Союза российских судовладельцев.
- Обеспечение всех необходимых организационных мероприятий по проведению Второго Морского форума России.
Кроме этого, делая основной упор на реализацию положений Морской доктрины Российской Федерации по запросу администрации полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе рабочей группой Северо-Западного филиала СОРОССа была подготовлена подробная "Информационно-аналитическая записка по вопросу совершенствования организации управления морской транспортной деятельностью с учетом специфики Северо-Западного федерального округа". В подготовленной СЗФ СОРОССа записке 7 разделов, охватывающих все сферы морской деятельности. По информации руководства представительства Президента РФ этот материал вошел в основу документов, подготовленных для президента и для Морской коллегии.
Большинство тем и вопросов рассматривались на заседаниях секций и рабочих групп, в результате с учетом мнения компаний-членов СЗФ СОРОССа подготовлены замечания и предложения:
- по проекту транспортной стратегии Российской Федерации,
- к проекту ФЗ по главе 30 Налогового кодекса "Налог на имущество организаций",
- по внесению изменений в гл. 21 Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость" в отношении "О" ставки,
- по внесению изменений в гл. 24 Налогового кодекса "Единый социальный налог",
- по снижению единого социального налога и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- к Уставу о дисциплине работников морского транспорта,
- по реализации программы "Модернизация транспортной системы России",
- к "Отчету о зимней навигации и ледокольной кампании в морском порту Санкт-Петербург и на акватории Финского залива за 2002-2003 годы",
- на тему "О выдаче разрешений на перевозку грузов и буксировки в каботаже иностранными судами",
- к проекту "Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на морских судах",
- к методическим рекомендациям по предоставлению капитанам судов освобождения от обязательной лоцманской проводки,
- к вопросу "Об изменениях на рынке страховых услуг и политика судовладельцев в современных условиях".
Безопасность мореплавания и техническая политика
Северо-Западным филиалом по предложениям своих членов - ОАО "СЗФ", ЗАО "Транзас-Евразия" и др., а также учитывая актуальность вопроса, проведено расширенное заседание на тему "Задачи судовладельцев по выполнению новых требований МК СОЛАС в части оснащения существующих судов оборудованием АИС. Требования, предъявляемые к АИС, и использование АИС".
Неоднократно проводились заседания рабочей группы на тему "Государственный контроль и регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на водном транспорте". Предложения и замечания были озвучены на семинарах в Российском морском регистре судоходства.
Представители Секции безопасности мореплавания СЗФ СОРОССа приняли активное участие в работе семинара "Обеспечение безопасности мореплавания и профилактика аварийности в морском транспортном комплексе", проведенного Минтрансом РФ. Сформулировано и доведено до сведения участников семинара мнение СЗФ СОРОССа.
Было принято активное участие в заседании германо-российской рабочей группы на тему "Повышение качества обслуживания судов в российских портах", на котором внесены предложения по улучшению организации ледовых проводок.
По инициативе судоходных компаний - членов СОРОССа организованы и проведены совещания в МАП (ледовый штаб) по вопросу улучшения работы ледокольного флота и организации этих работ.
Члены дирекции СЗФ СОРОССа и секции безопасности мореплавания принимали участие в работе:
- Семинара Российского морского регистра судоходства "Субстандартное судоходство
- проблемы и пути их решения через сотрудничество" на тему "Обеспечение безопасности и охраны - путь к устранению субстандартного судоходства";
- Научно-практической конференции "Информационные технологии в судостроении";
- Международного военно-морского салона;
- Второго Международного семинара "Контейнеры и грузы";
- Всероссийского семинара по повышению квалификации капитанов и заместителей капитанов морских торговых портов, где были приняты рекомендации, направленные на совершенствование организации служб капитанов портов с учетом мнений компаний-членов СОРОССа;
- Рабочей группы при РМРС "Человеческий фактор" по обращению Службы морской безопасности Министерства транспорта РФ, где были рассмотрены вопросы анализа аварийности судов в результате внедрения МКУБ;
- Заседания Ассоциации морских агентов по вопросам: о применении обязательных постановлений МАП Санкт-Петербург, о введении нового ГТК и некоторых аспектах лоцманской проводки в порту Санкт-Петербург,
- Круглого стола на тему "Совершенствование деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора на судах морского, речного и рыбопромыслового флота", СПб филиал ФГУ ВНИИПО МЧС РФ.
- Производственного совещания Штаба ледокольных операций на тему "О ходе подготовки и проведении ледокольного обеспечения судоходства в российские порты восточной части Финского залива в зимнюю навигацию 2003-2004 года".
Также были разработаны предложения компаний - членов СОРОССа к заседаниям рабочей группы СОРОССа и РМРС по вопросам практического взаимодействия. Материалы и решения всех семинаров, встреч и совещаний направлялись в компании-члены СЗФ СОРОССа.
Кроме этого, к открытию Второго Морского форума России была подготовлена и издана монография "Человеческий фактор в проблеме обеспечения безопасности судоходства".
Нормативно-правовая деятельность
За прошедший период наибольшее внимание было уделено вопросам страхования и введения нового Таможенного кодекса.
Вопросы страхования, которые с ростом страховых премий становятся все более болезненными, особенно для мелких компаний, были обсуждены на рабочем совещании.
В порядке предложения было решено вернуться к этому вопросу перед перезаключением страховых полисов на 2004 год с тем, чтобы через страхового брокера попытаться сформировать пакет судов нескольких судовладельцев и применить к ним более привлекательные условия страхования.
Вторым вопросом является введение с 01.01.2004 нового Таможенного кодекса. В целом было отмечено, что многие положения, ущемляющие интересы перевозчиков, старого ТК устранены, однако оценить заранее практику его применения весьма затруднительно.
Согласно опросу, проведенному среди членов СОРОССа - судовладельцев, основными проблемами являются:
- высокий уровень налогов и сборов,
- отсутствие государственной поддержки в получении доступа к грузовой базе экспортно-импортных перевозок,
- несовершенство нормативно-правовой базы.
По каждому из этих направлений проблемы судовладельцев доводились до сведения администрации СОРОССа (Москва), а также до региональных органов.
- Активно ставился вопрос о применении "О" ставки НДС, о снижении ставки налога на имущество.
- По вопросу закрепления грузовой базы была оказана юридическая консультация ОАО "Концерн "Аспол-Балтик".
Грамотная постановка вопроса позволила успешно решить проблему закрепления перевозок грузов 7-го класса за российским перевозчиком.
Новый КТМ в значительной мере восполнил пробел нормативно-правовой базы, однако неоправданно медленно идет работа по подготовке и изданию нормативно-правовых актов в развитие КТМ.
Например, не изданы Правила составления актов в развитие ст. 402 КТМ, а ведь с этим вопросом перевозчику приходится сталкиваться каждый день.
Неясен статус "Обязательных постановлений", изданных МАП. В целом отсутствующий перечень подзаконных актов весьма обширен. Безусловно, эти вопросы как-то решаются, в основном на базе устаревших правил, но при возникновении споров перевозчик не может отстоять свою позицию в арбитраже или суде.
В повседневной работе практическая помощь оказывалась в виде консультаций по различным правовым вопросам.
Социальные вопросы
За отчетный период организовано и проведено совещание-семинар с ведущими специалистами Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по проблемам взаимоотношений работодателей с Фондом социального страхования в 2003 году.
Рассмотрены и даны разъяснения по следующим вопросам:
1. Бюджет ФСС РФ на 2003 год.
2. Порядок начисления и выплат пособий и компенсаций за счет ФСС РФ.
3. Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
4. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2003 году.
5. Исчисление непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности.
6. Порядок финансирования санаторно-курортного лечения работников предприятий в 2003 году.
7. Особенности финансирования социальных гарантий работникам предприятий, применяющим упрощенную систему налогообложения.
8. Порядок финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
9. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2003 году.
10. Порядок взыскания недоимки с пеней со страхователей в 2003 году.
Кроме этого, в рамках работы секции по социальным вопросам сделаны сообщения и подготовлены замечания и предложения по следующим темам:
- Экономические условия реализации требований Конвенции МОТ 147 "О минимальных нормах на торговых судах";
- Анализ фактических затрат предприятий водного транспорта на охрану труда, аттестацию рабочих мест, улучшение условий труда и социального обеспечения работников;
- Установление максимальной продолжительности работы членов экипажей на судах морского флота;
- Установление, учет и контроль рациона бесплатного питания экипажей морских и речных судов в соответствии с постановлением Правительства РФ N 861 от 07.12.2001 г;
- О приказе Минтранса РФ от 30.09.2002 N122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных и воздушных судов";
- Особенности налогообложения предприятий морского и речного транспорта;
- Урегулирование проблемы с выплатой инвалюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания;
- Урегулирование проблем взаимодействия судовладельцев с ITF;
- О заключении Отраслевого соглашения на 2002-2004 годы по морскому транспорту.
Научно-практическая деятельность
Учитывая специфику Северо-Западного филиала, особое внимание уделяется научно-практической деятельности, которая осуществляется постоянно во многих направлениях.
Работу по этой тематике можно дифференцировать следующим образом:
- Глобальные мероприятия, отраженные в плане основных действий СОРОССа на 2003 год.
- Работа по запросам для удовлетворения потребностей судовладельцев.
- Научно-исследовательские или научно-практические разработки для решения запросов дирекции СОРОССа или конкретных судовладельцев.
- СЗФ СОРОССа активно в качестве согласования участвовал в крупной научно-практической работе, проводимой Ассоциацией Северо-Запад вместе с регионами Северо-Запада по совершенствованию инфраструктуры и увеличению пропускной способности Волго-Балтийского пути. Разработки филиала, судоходных компаний - членов СОРОССа, в частности ОАО "Северо-Западное пароходство", легли в основу глобальных решений по этому принципиальному вопросу.
- Филиал принимал участие в рабочей группе по подготовке морской части документа "Стратегия развития транспорта Северо-Западного федерального округа. Основные положения".
- В настоящее время одним из наиболее приоритетных вопросов в Северо-Западном регионе является проблема экологии в Финском заливе и Балтийском море, в связи с интенсивными перевозками нефти, ее доставкой в порт Приморск и морскими транспортировками на Запад. СЗФ СОРОССа был одним из организаторов Международного экологического форума - День Балтийского моря (19-22 марта 2003 года). На форуме присутствовали все руководители компании "Helkom", руководители Минприроды, представители администрации Санкт-Петербурга. Основной семинар форума - "Морские порты и транспортировка нефти морем" - проходил под руководством СЗФ СОРОССа. В работе форума и семинара приняли участие многие организации - члены СОРОССа. Был сделан ряд докладов и публикаций.
- Важной проблемой для Северо-Западного региона является безопасность судоходства в Финском заливе в связи с существенным увеличением интенсивности судопотоков. В этом вопросе большую помощь может оказать комплекс защитных сооружений в части последовательности достройки этого природоохранного сооружения. Северо-Западный филиал, учитывая принятие Президентом России В. Путиным решения о начале восстановительных работ по дамбе, выдвинул ряд научно обоснованных предложений, базирующихся на научных разработках. (См. журнал "Морская биржа" N 2, 2003 год).
- Большую научно-организационную и научно-методическую работу СЗФ СОРОССа провел, обеспечивая организацию и проведение Третьей Международной евроазиатской Конференции применительно к морской составляющей международных транспортных коридоров. В частности, два из четырех круглых стола Третьей Международной евроазиатской конференции в рамках выставки "Транстек" проводили руководители - члены СОРОССа. Наиболее крупный круглый стол посвящался транзиту российских грузов через российские порты и возглавлял его советник по науке СЗФ СОРОССа.
Кроме этого, была подготовлена и издана монография "Международные транспортные коридоры. Отдельные проблемы и пути их решения" и около 10 научных статей по теме конференции.
Представители СЗФ СОРОССа принимали участие в заседаниях Консультативного совета по таможенной политике Северо-Западного таможенного управления, где решались важнейшие для судоходных компаний и портовиков задачи:
- Обслуживание судов на терминальных комплексах Санкт-Петербурга.
- Перспектива развития складов СВХ в Санкт-Петербургском порту и портах Ленинградской области.
- "О взаимодействии таможенных органов и судоходных компаний в морских портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проблемы согласования и ускорения процедуры контроля".
На совещаниях подняты важные вопросы и сделаны предложения:
- Об упрощении оформления загрузки запасных частей на пароме в г. Калининграде на ремонтируемый флот. Вопрос решается в рабочей группе.
- Об упрощении таможенного оформления и определения критериев запасных частей и оборудования.
Силами представителей СЗФ СОРОСС была выполнена большая работа по организации водной части праздника 300-летия Санкт-Петербурга. Были выполнены научные и проектные разработки по вопросам безопасности проводки парусника "Мир" под мостами. Представители СЗФ СОРОССа принимали самое непосредственное участие в вопросе консолидации, в подборе флота и судоходных компаний для обеспечения важнейшей государственной задачи - проведения празднования 300-летия Санкт-Петербурга, так как весь основной праздник проходил на акватории реки Невы, была осуществлена доставка глав 45 государств по реке Неве и Финскому заливу в Стрельну (Константиновский дворец). Для осуществления этих мероприятий ОАО "Северо-Западное пароходство" переоборудовало 11 т/х "Метеор", в т.ч. 4 единицы для перевозки VIP, круизный т/х "Кронштадт" и "В. Белинский" для проживания обслуживающего персонала, построило 3 новых дебаркадера, осуществило переоборудование причалов на Английский набережной и т.д.
Взаимодействие с органами исполнительной и законодательной государственной власти
Дирекция СЗФ СОРОССа большое значение придает этому направлению деятельности и активно сотрудничает с органами государственной исполнительной и законодательной власти, представляя в них интересы СОРОССа. Филиал постоянно взаимодействует с общественными организациями и объединениями.
Как уже говорилось, Северо-Западный филиал успешно сотрудничает с администрацией полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, возглавляя постоянно действующую группу для содействия реализации положений Морской доктрины РФ.
Кроме этого, представители дирекции филиала входят в состав рабочей группы при администрации полномочного представителя Президента в СЗФО по разработке основных направлений развития транспортного комплекса Северо-Запад на долгосрочный период, представляя морской и речной транспорт.
Продолжается совместная работа со Штабом по координации деятельности в сфере транспорта в Санкт-Петербурге. По линии штаба члены дирекции СЗФ СОРОССа приняли активное участие в подготовке транспортной составляющей к проведению юбилейных торжеств, 300-летия Санкт-Петербурга.
- Распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 11.02.2003 N 330-ра был создан Морской совет при администрации Санкт-Петербурга. Цели деятельности Морского совета и СЗФ СОРОССа во многом совпадают: Морской совет при администрации Санкт-Петербурга создан "в целях реализации Морской доктрины Российской Федерации, а также укрепления позиций Санкт-Петербурга как морской, судостроительной и судоходной столицы России".
Создание Морского совета при администрации Санкт-Петербурга существенно поднимает политическое и представительское значение СЗФ СОРОССа. Членами президиума Морского совета стали практически все члены дирекции СЗФ СОРОССа.
Членами дирекции СЗФ СОРОССа разработаны и приняты на Морском совете предложения по вопросам организации, структуры и функционирования Морского совета при администрации Санкт-Петербурга, даны предложения в план мероприятий Морского совета при администрации Санкт-Петербурга на 2003 год.
- Ведется постоянная совместная работа по реализации планов на 2003 год.
Так, СЗФ СОРОССа при содействии Морского совета был сформирован оргкомитет по проведению профессионального праздника -
Дня работников морского и речного флота, возглавляемый вице-губернатором, председателем Морского совета, что позволило впервые сделать попытку проведения праздника как общегородского мероприятия:
- Вышло распоряжение администрации Санкт-Петербурга "О подготовке и проведении Дня работников морского и речного флота. В оргкомитет вошли, кроме СЗФ СОРОССа, Морской совет при администрации Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга, морская администрация порта Санкт-Петербург, Российский морской регистр судоходства, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", ОАО "Северо-Западное пароходство", ГБУ "Волго-Балт", Северо-Западный межрегиональный профсоюз работников водного транспорта, Морское собрание Санкт-Петербурга. Комитетом по печати и связям с общественностью организованы сообщения в СМИ и поздравления морской и речной общественности по радио и телевидению. Кроме этого, для привлечения внимания к морской тематике и популяризации самого праздника в Смольном была организована и проведена под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга пресс-конференция, посвященная проблемам и перспективам российского флота.
- По инициативе СЗФ СОРОССа Комитетом по транспорту администрации Санкт-Петербурга было подготовлено и вышло постановление "О поощрении". Грамотами от имени губернатора были отмечены 30 заслуженных работников отрасли.
К конкретным примерам взаимодействия и оказания содействия всеми властными структурами, безусловно, относится и проведение в Санкт-Петербурге Второго Морского форума России и поддержка в вопросе награждения руководителей компаний - членов СОРОССа, внесших значительный вклад в развитие Санкт-Петербурга, памятными медалями "В память 300-летия Санкт-Петербурга".
25 ноября 2003 года по инициативе Союза российских судовладельцев и Союза транспортников России по обращению Совета партии "Единая Россия" при активном участии администрации Санкт-Петербурга было подготовлено и проведено собрание руководителей предприятий и организаций транспортного комплекса Санкт-Петербурга с участием губернатора Санкт-Петербурга, где обсуждался ряд крайне важных вопросов:
- О Транспортной стратегии Российской Федерации
- О Союзе транспортников России и его задачах
- О представлении интересов транспортников Россия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Вопросы внутренней жизни СЗФ СОРОССа
В соответствии с планом СЗФ СОРОССа постоянно осуществляется комплекс мер по информационному обеспечению:
- сбор, обработка деловой информации по вопросам морского судоходства и направление ее членам СОРОССа,
- направление членам СОРОССа нормативных документов, поступающих из Минтранса и международных организаций,
- формирование информационного банка законодательно-нормативной базы СЗФ СОРОССа и накопление материалов по флоту,
- участие в разработке единой информационной системы транспортного комплекса.
Еженедельно по четвергам проводится консультативный день для организаций - членов СОРОССа по самым разнообразным вопросам их деятельности, а также совещания руководителей секций по решению текущих вопросов и разработке перспективных планов.
Практикуется проведение рабочих встреч в компаниях с лицами, ответственными за виды деятельности по направлениям, для оказания содействия в решении оперативных вопросов, возникающих в процессе производственной деятельности.
Систематически осуществляется заседание секций и рабочих групп филиала. Также следует отметить, что по-прежнему деятельность филиала постоянно освещается в газете "Морские вести России", на сайте информационного агентства "Sea News". Кроме этого, СЗФ СОРОССа активно сотрудничает и пропагандирует проблемы морского и речного судоходства в транспортных журналах.