Главная >> 5 >> 4

МОСКОВСКОМУ ИНСТИТУТУ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ - 40 ЛЕТ

Увидит смотрящий


Всех, кто переступает порог главного корпуса Московского института электронной техники в Зеленограде, встречает величественное изображение человека с закрытыми глазами. Барельеф площадью 1000 кв. м, созданный скульптором Эрнстом Неизвестным, посвящен духовному становлению личности. Тысячи студентов, заходящих в здание альма-матер, каждый день видят погруженного в себя мыслителя. Наиболее пытливые юные умы, не исключено, задаются вопросом: а может ли исследователь познавать тайны мироздания с закрытыми глазами? Скорее всего, этот символ имеет обратный смысл: задача-то у вуза как раз в том, чтобы открывать глаза мыслителям! Чем МИЭТ и занимается вот уже 40 лет. О том, как это делается, незадолго до юбилейных торжеств нам рассказал ректор член-корреспондент РАН Юрий ЧАПЛЫГИН.


- Юрий Александрович, если позволите, начну беседу с вопроса о научных работах, которые выполняются в университете. Ведь ваш вуз все отчетливее позиционирует себя не только как образовательное учреждение, но и как научный и инновационный центр.


- В МИЭТе всегда уделялось большое внимание исследовательской работе, и штат научных сотрудников всегда превышал по численности преподавательский. Наш первый ректор член-корреспондент РАН Леонид Николаевич Преснухин, который руководил вузом 22 года, с самого начала ориентировал научные исследования на достижение конечного результата. Например, в структуре университета есть НИИ вычислительных средств и систем управления, в котором сотрудники не только занимаются научной работой, но и производят вполне конкретные изделия и продукцию специального назначения. А опытные образцы новейших разработок, созданных в МИЭТе, изготавливает наш экспериментальный завод "Протон". Эта цепочка работает уже более 30 лет, и даже в самые сложные 1990-е годы она у нас не обрывалась.


- В какой период обучения в эту работу начинают вовлекаться студенты?


- Чем раньше студент придет на работу в то или иное подразделение МИЭТа или на предприятие, тем больше вероятность, что он там закрепится и в последующем будет работать по своей специальности. Несомненно, мы стараемся заинтересовать ребят в этой работе: регулярно проводим студенческие научные конференции, организуем их встречи с исследовательскими группами МИЭТа. В основном все студенты в этом плане "пристроены" уже на 4-5 курсах, но некоторые находят себя и гораздо раньше.


- Большинство ребят проводят в университете значительную часть своего времени. Что делается в вузе для того, чтобы они чувствовали здесь себя комфортно?


- Мы очень много внимания уделяем воспитательной работе. Особенно эта деятельность активизировалась в МИЭТе в последние 10 лет. Возродились традиционные праздники: Посвящение в студенты, День первокурсника, День студенческого городка. В этом году прошла серия мероприятий, посвященных 60-летию Победы. Каждую весну у нас очень весело проходят дни факультетов. Долгое время нам не удавалось активизировать деятельность студенческих советов, а сейчас у нас помимо общеинститутского созданы советы на факультетах и даже в общежитии. Особенно хотел бы отметить роль отдела социально-профилактической работы со студентами, который работает уже семь лет, а его руководитель Галина Сафонова стала настоящей мамой для студентов, особенно для тех, кто проживает в общежитии.


- Насколько востребованы выпускники МИЭТа? Где в основном они находят себе работу?


- Ежегодно мы выпускаем более тысячи студентов. Промышленные предприятия, на которые когда-то было очень престижно распределяться, вновь заинтересованы в них. Однако ребята идут на производство неохотно: те оклады, которые там предлагают, их не устраивают. Хотя с некоторыми предприятиями у нас налажены очень тесные связи: там работают совместные базовые кафедры. В этом плане мне хотелось бы отметить концерн "Научный центр", завод "Элма", ГУП "Спурт" и другие. Кстати, на днях мы проводили семинар для руководителей предприятий радиоэлектронной промышленности по подготовке и переподготовке кадров разработчиков электронной компонентной базы и систем. Очень важный вопрос для отечественной промышленности! То есть прилагаем усилия для того, чтобы наши выпускники выбирали производство. Однако многие студенты находят достойное применение своим силам в малом и среднем наукоемком бизнесе, который, к счастью, в Зеленограде, да и в Москве, развит достаточно хорошо.


- Известно, что МИЭТ не только готовит кадры для бизнеса, но и содействует созданию новых компаний, а также оказывает поддержку уже существующим фирмам. Как это происходит?


- Наш вуз был одним из первых университетов в России, который начал заниматься инновационной деятельностью. В 1990 году мы создали научно-технологический парк, основной задачей которого была поддержка научных коллективов и небольших фирм, стремящихся построить свой бизнес в области высоких технологий. Когда эти малые компании более-менее встали на ноги, появилась идея создания более крупной структуры - инновационно-технологического центра. Открытие в 2000 году зеленоградского ИТЦ стало важным событием - на церемонии присутствовал Президент России Владимир Владимирович Путин. Проект постепенно рос, расширялся, и мы уже ввели первую очередь Технологической деревни. Сейчас она представляет собой комплекс сооружений около 10 тысяч квадратных метров, треть из которых - это производственные площади, а 2/3 - офисные, арендованные малыми наукоемкими компаниями. 90 с лишним процентов сотрудников этих фирм - выпускники МИЭТа. Будучи заинтересованными в привлечении на работу наших студентов, руководители этих бизнес-структур идут на какие-то вложения в учебный процесс и лабораторный практикум. Так что нам удается формировать комфортную высокотехнологичную среду, которая очень выгодна и университету, и частным компаниям.


- Что обеспечивает высокий профессиональный уровень ваших выпускников?


- Мы знакомим их с передовыми мировыми достижениями в электронике. Этому способствуют тесные контакты с ведущими мировыми фирмами, работающими в этой области. Они поставляют нам вычислительную технику, программное обеспечение, платят стипендии. Мы создали учебные центры с такими компаниями, как Cadence, Synopsys, Freescale Semiconductor, и другими. Наши студенты в стенах университета могут получить доступ к самым современным знаниям и технологиям, что и определяет их успех в трудоустройстве и получении достойной зарплаты в дальнейшем.


- Какие интересы преследуют зарубежные компании, столь активно участвуя в российском образовательном процессе?


- В первую очередь они хотят, чтобы их технологии пришли в Россию, а здесь были люди, готовые адекватно воспринимать новшества. Если говорить конкретно, то речь идет о подготовке специалистов по разработке интегральных схем. Чтобы вести эту деятельность на современном уровне, люди должны владеть современными пакетами проектирования. А компании, которые я перечислил, являются мировыми лидерами в этой сфере.


- Какие планы строит университет на ближайшее будущее и перспективу?


- Повторю, что наш вуз всегда развивался как учебно-научный и инновационный комплекс. Вернее, слово "инновации" появилось лет 15 назад, до этого был учебно-научный производственный комплекс. Так мы планируем развиваться и дальше: строить учебный и научный процессы в тесной связи с инновационными структурами, ориентироваться на достижение практического результата в научных исследованиях, стремиться к тому, чтобы наши выпускники были готовы сразу включаться в работу промышленных и инновационных компаний.


Сейчас мы должны сосредоточиться на приоритетных научных направлениях. Это микроэлектроника, микросистемная техника, разработка и проектирование интегральных схем и аппаратуры, нанотехнологии, программирование, телекоммуникации, науки о жизни. МИЭТ располагается в центре электронной промышленности, поэтому наши сильные стороны традиционно связаны с электроникой. По этим направлениям мы будем готовить специалистов, укреплять материально-техническую базу. Наша задача - быть в своей области ведущим вузом в России и одним из ведущих в мире.


***


Мы с вами где-то встречались


Бывшие школьники, поступившие на первый курс высшего учебного заведения, меняют образ жизни, включаются в учебный процесс с иной системой, с более высокими нагрузками, нежели в школе. А преподаватель, скажем, по математике у них... тот же, что и в старших классах. В МИЭТе такое возможно. Как? Об этом рассказывает проректор по учебной работе доктор физико-математических наук профессор Алексей ПОСПЕЛОВ.


- У нас большой объем довузовской подготовки, - говорит Алексей Сергеевич, - в Зеленограде мы работаем с 12 школами, гимназией, лицеем. Также сотрудничаем с образовательными учреждениями Сходни, Химок, Солнечногорска, Клина, Твери, наладили партнерские отношения с еще 10 регионами. Совместно с администрациями школ составляем дополнительную программу подготовки по математике и физике для старших классов. Кроме того, у нас есть очень много курсов - вечерних, коротких, длинных, даже двухгодичных... Мы стараемся как можно больше своих абитуриентов отбирать до поступления. Большой конкурс в вуз не должен быть самоцелью. Ведь система вступительных экзаменов - это в определенной степени лотерея, это стресс, дискомфорт. Конечно, мы гордимся тем, что на 715 мест к нам каждый год приезжают поступать больше двух тысяч ребят. Можно делить одно на другое, получать среднюю цифру конкурса. Но не этот показатель для нас главный. Важно, что процентов 30-40 наших будущих студентов мы сами целенаправленно готовим к поступлению. Именно эти объемы мы будем стараться наращивать.


- Ваши преподаватели работают и в школах?


- Бывает и такое. Один преподаватель может вести ученика, начиная со школы, затем - в институте, постепенно привлекая к научно-производственной деятельности. Таких педагогов немного, но они есть. Например, Игорь Кожухов, Александр Прокофьев. Зеленоградские первокурсники приходят на занятия, и тот же Кожухов, их школьный учитель, для них теперь становится лектором по линейной алгебре. И студенты вздыхают: "Ну вот, опять Кожухов !.." Потому что это требовательный и в то же время очень сильный преподаватель.


Уже на втором курсе учащиеся начинают искать себе подработку. Мы создали отдел, который помогает им найти место для практики и трудоустройства. Хотим, чтобы их работа хотя бы в общих чертах была связана с будущей специальностью. Окружающий МИЭТ научно-производственный комплекс позволяет успешно решать эти задачи. А с третьего курса лучшие из учащихся начинают уже трудиться на кафедрах или на предприятиях-партнерах МИЭТа.


- Вы отслеживаете, как трудоустраиваются ваши выпускники?


- Да, это удается делать без особых усилий. Немногие вузы могут похвастать такими пропорциями, какие получаются у нас. Треть наших выпускников остается в вузе на кафедрах, идет в магистратуру, аспирантуру. Вторая треть остается на предприятиях, на которых университет создал базовые кафедры, а также пополняет число сотрудников инновационно-производственного комплекса МИЭТа. Ну и последняя треть устраивается на работу в другие места. У инженеров соотношение еще удачнее: 40% - МИЭТ, 40% - к нашим партнерам, 20% - "на вольные хлеба".


- У такого вуза, как МИЭТ, наверняка есть и "штучный товар"...


- Вы правы. По специальностям "Прикладная математика" и "Нанотехнологии", например, мы готовим, скажу без ложной скромности, суперпрофессионалов. У математиков, где преподаю и я на пятом курсе, наверное, самая сложная программа подготовки. При переходе на старшие курсы, при выборе той или иной специализации мы даже порой предупреждаем студентов: "Подумай хорошо, а вдруг не выдержишь..." На объемы здесь не рассчитываем. Но те специалисты, кого мы выпускаем, ценятся на вес золота.


Каждый год несколько наших выпускников поступают в аспирантуру Института математического моделирования РАН. Это люди науки, они не боятся маленьких зарплат, для них главное - исследования...


А вот остальные легко находят высокооплачиваемую работу, в частности, как разработчики математических моделей микроэлементов. Зарплата в 800 долларов их, к примеру, не устраивает. Что понятно, ведь их берут такие фирмы, как CQG. Эта компания является владельцем программного продукта по постоянному мониторингу мировых финансовых бирж.Мы им даем по пять-семь выпускников каждый год. Вот эти теоретики и практики - наш "штучный товар".


Есть у нас очень интересные и сильные магистерские программы подготовки, которые мы осуществляем вместе с рядом крупнейших иностранных компаний, работающих в сфере электроники.


Вуз расширяет свои внешние связи в первую очередь ради наших выпускников. Вокруг МИЭТа сейчас концентрируется большое количество инновационных фирм. Они с удовольствием берут у нас ребят. А нам в свою очередь дают современные сведения о передовых инженерных технологиях в электронике. Сами сотрудники фирм преподают у нас и преподносят курсы "свежими и горячими, как из печи". Это естественным образом привлекает студентов, желающих быть на передовой в области микроэлектроники.


***


Базовые элементы


Для того чтобы получить деньги на исследования, в наше время недостаточно быть просто хорошим ученым. Нужно еще убедить государство в необходимости тех работ, которыми ты занимаешься. А значит - быть на передовых рубежах науки и соответствовать самым высоким стандартам. О новых тенденциях организации науки в МИЭТе и технологиях, которыми гордятся ученые вуза, рассказывает заместитель проректора по научной работе доктор технических наук Борис РЫГАЛИН:


- Результаты научно-исследовательской деятельности свидетельствуют о ведущей роли МИЭТа среди вузов России в области электроники. Что, кстати, подтверждают и показатели финансирования научно-исследовательской работы нашего университета. Например, в 2004 году на научные исследования мы потратили 430 миллионов рублей. А ведь добыть такие средства довольно непросто. Сегодня их можно получить исключительно на конкретные исследования, на реальные технологии и образцы техники и все чаще только на конкурсной основе из разных источников. Поэтому необходим постоянный мониторинг новых перспективных направлений исследований. И мы уделяем этому вопросу пристальное внимание.


Из научно-исследовательских работ МИЭТа, а это примерно 400 тем в год, выделю те новые направления, которые активно развиваются у нас в последние пять-семь лет. Это исследования в области нанотехнологий в электронике; микро - и наносистемной техники; технологий, материалов и устройств волоконной и интегральной оптоэлектроники; телекоммуникационных технологий. Сегодня это приоритеты и на федеральном уровне. Для того чтобы эффективнее развивать и координировать исследования, ориентироваться на выполнение крупных комплексных проектов, полтора года назад в университете были образованы два научно-исследовательских института: НИИ нанотехнологий и НИИ вычислительных средств и систем управления (НИИ НТ и НИИ ВСиСУ). Руководство НИИ нанотехнологий взял на себя ректор Юрий Чаплыгин.


Ученые НИИ НТ разработали технологии изготовления базовых элементов для функциональных оптоэлектронных устройств. Одно из таких устройств - трехосный волоконно-оптический гироскоп, разработанный под руководством профессора Юрия Коркишко. Этот прибор используется на спускаемом аппарате космического корабля "Союз-ТМА7", который доставляет грузы на МКС. Также разработаны научные основы создания модулей микросистем на базе КНИ-структур (КНИ - кремний на изоляторе), технологии получения интегральных схем на основе резонансно-туннельных диодов и гетероструктур с акустическим переносом заряда и многое другое.


Особенно хотелось бы выделить работы таких подразделений НИИ НТ, как центр коллективного пользования "Нанотехнология в электронике", которым руководит Владимир Неволин, лаборатория элементной базы наноэлектроники во главе с профессором Александром Горбацевичем и лаборатория микро - и наносистемной техники, которую возглавляет профессор Сергей Тимошенков. Все исследования в НИИ НТ в основном фундаментального характера, проводятся в рамках национальных и международных проектов.


История НИИ ВСиСУ начинается еще с советских времен. В 1972 году в МИЭТе была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория Миноборонпрома СССР, научным руководителем которой стал первый ректор нашего вуза Леонид Преснухин. Лаборатория была головным разработчиком вычислительных средств для систем управления в отрасли, и это уникальный факт. Позднее на ее базе был создан НИИ ВСиСУ. Сейчас этим институтом руководит проректор по научной работе, доктор технических наук, профессор Вячеслав Бархоткин. Работники НИИ ВСиСУ ведут исследования в области создания интеллектуальных систем управления для автономных роботизированных комплексов, портативных вычислителей различного назначения, радиотехнических средств связи и передачи информации, элементов информационно-вычислительных систем авиационных комплексов. Многие разработки переданы в серийное производство и находятся на вооружении.


За цикл исследований и разработок в этой области и подготовку высококвалифицированных специалистов для электроники в 1984 году МИЭТ был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Более 40 ученых в 1970-1990-е годы стали лауреатами Государственной премии.


Потребность в таких работах с каждым годом возрастает, и не только для военных, но и для гражданских целей. Например, в МИЭТе была разработана и внедрена информационно-управляющая система для средств городского пассажирского транспорта. Благодаря таким работам финансирование науки в МИЭТе осуществляется из разных источников, что дает возможность постоянно наращивать объемы исследований и привлекать к ним молодых ученых.


Несколько наших работ были отмечены премиями: Правительства РФ в области науки и техники за 2001 год и в области образования за 2003 год, а также Президента РФ - в области образования. Последняя награда - за научно-практическую разработку для системы образования и научно-инновационной инфраструктуры регионов - присуждена в январе 2005 года.


***


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА


Московский государственный институт электронной техники (технический университет) был образован приказами Минвуза СССР и Минвуза РСФСР от 9 декабря J 965 года.


В МИЭТе обучаются более 6000 студентов, в том числе более 4800 - по очной форме. В университете работают 480 преподавателей и 540 научных сотрудников, среди которых 105 докторов и более 300 кандидатов наук.


85 сотрудников МИЭТа удостоены государственных наград, 48 человек стали лауреатами Государственных премий и Премий Правительства СССР и Российской Федерации в области науки и техники, 4 - лауреатами премии Президента РФ и 2 - премии Правительства РФ в области образования.


В состав университета входят факультеты:


- микроприборов и технической кибернетики;


- электроники и компьютерных технологий;


- электронных технологий, материалов и оборудования;


- информатики и микроэлектроники (контрактный);


- экономики, управления и права;


- иностранных языков;


- вечерний;


- дополнительного и дистанционного обучения;


- довузовской подготовки, а также Колледж электроники и информатики, реализующий программу среднего профессионального образования.


В структуре МИЭТа работают НИИ нанотехнологий и НИИ вычислительных средств и систем управления, завод "Протон", ГУ НПК "Технологический центр", научно-технологический парк, два инновационно-технологических центра.


Подготовка в аспирантуре и докторантуре МИЭТа осуществляется по 5 отраслям и 18 специальностям. В настоящий момент в вузе обучаются более 300 аспирантов и докторантов.


МИЭТ сотрудничает с ведущими вузами Европы и США, участвует в программах обмена студентами, аспирантами, преподавателями. В настоящий момент в вузе обучаются свыше 100 студентов из стран дальнего зарубежья.


В университете созданы прекрасные условия как для учебы, так и для занятий спортом и творчеством. Имеются клуб, спортивный комплекс с бассейном, стадион. В благоустроенном общежитии МИЭТа проживают около 2000 студентов и аспирантов.


Последние три года в официальном рейтинге Минобрнауки России МИЭТ входит в десятку лучших среди 170 технических и технологических вузов страны.


***


Деревенское техно


Далеко не каждый вуз может продемонстрировать столь развитый инновационный комплекс, какой имеется в МИЭТе. В университете вот уже более 15 лет создается режим наибольшего благоприятствования для тех, кто занят разработкой и выведением на рынок новой наукоемкой продукции. Но время постоянно подсказывает новые формы организации инновационного сектора и ставит все более амбициозные задачи. В том числе - имеющие государственную важность. Сегодня такая задача - наращивание выпуска конкурентоспособных изделий электроники, которые были бы в состоянии вытеснить с российского рынка аналогичную зарубежную продукцию. Именно с этой целью в МИЭТе взялись за новый проект - организацию Технологической деревни.


"Новая научно-производственная структура должна дать импульс развитию уже существующих наукоемких производств, которые сосредоточены вокруг вуза, а также расширить связи университетского инновационного комплекса с региональной промышленностью и наукоемким бизнесом, - рассказывает проректор по инновационной и финансовой деятельности доктор технических наук Владимир БЕСПАЛОВ. - Таким образом мы намерены создать условия для разработки, освоения, мелкосерийного выпуска и апробации на рынке новой электронной и микроэлектронной продукции, соответствующей мировым стандартам".


Строительство зданий и сооружений Технологической деревни ведется поэтапно. В этом году сдано в эксплуатацию 9500 кв. м площадей. В декабре 2007 года планируется полностью сдать в эксплуатацию весь комплекс зданий и сооружений общей площадью 25 000 кв. м. Функционально эти площади будут разделяться на два типа. В одной части - лабораторной - будут располагаться дизайн-центры по разработке микросхем, компании - разработчики радиоэлектронной аппаратуры и информационных систем. Во второй - сеть центров коллективного пользования, оснащенных современным исследовательским, проектным и технологическим оборудованием, которые станут основой для развития новых направлений технико-внедренческой деятельности.


В сотрудничестве с ведущими мировыми компаниями уже готовится к открытию Центр микросистемной техники и электронной компонентной базы, который обеспечит разработку и освоение производства изделий микроэлектроники. Другой центр будет работать в области технологий сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры.


В результате фирмы, не распыляя собственные ресурсы, в тесном взаимодействии друг с другом и университетом смогут размещать комплексные заказы на дизайн микросхем, выполнять работы по сборке электронных узлов, выпускать конкурентоспособную аппаратуру. География их внешней кооперации при этом будет весьма широкой - от Подмосковья до Тайваня.


Переплетение инновационного, производственного, образовательного и бизнес-процессов на пользу всем. Мощная инновационная инфраструктура помогает компаниям развиваться. Встав на ноги, те, в свою очередь, испытывают потребность в кадрах и организуют при МИЭТе учебно-научные центры. Там студентам дают возможность более тщательно узнать производственную специфику, предоставляют рабочие места для практики, помогают в выборе тематики для защиты дипломов и диссертаций. Это значительно повышает уровень знаний выпускников, а значит, их востребованность как специалистов, способных создавать передовой наукоемкий продукт.


"Мы направляем разрозненные ручейки небольших инновационных проектов в единое русло, сосредоточивая ресурсы в крупных комплексных проектах государственного значения, - рассказывает один из руководителей инновационной структуры МИЭТа Владимир ЛЕОНТЬЕВ.- Все они нацелены на создание производств высокотехнологичной продукции. Уже сейчас реализуются проекты по организации производства микромеханических акселерометров и инерциальных модулей, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации и управления нового поколения. В таких проектах участвуют научные подразделения МИЭТа, НИИ, промышленные корпорации и объединения, малые и средние предприятия России, зарубежные компании - лидеры в области микроэлектроники и электроники. Так что уже сейчас можно сказать, что Технологическая деревня становится особым звеном, связывающим университетскую среду, наукоемкий бизнес, научные организации и промышленные предприятия в единый отраслевой кластер электроники, микроэлектроники и информационных технологий".