Недавний визит в область представительной делегации федеральных чиновников продолжает оставаться в центре внимания калининградской общественности.
С подготовкой к юбилею все более или менее понятно. Что-то уже делается, что-то вот-вот начнут. Идет поиск дополнительных средств, проводятся плановые мероприятия. На каких-то объектах дела обстоят лучше. Но в целом председатель оргкомитета по подготовке юбилейных торжеств Герман Греф остался доволен увиденным, хотя и высказал тревогу по поводу недостатка временного ресурса, который, как известно, невосполним. Но праздник все равно состоится. Уйдет в прошлое прогнозируемый многими кошмар штурмовщины и о юбилее постепенно забудут. А вот озвученная полпредом Президента в СЗФО Ильей Клебановым идея о возможном придании нашему региону статуса "заграничной территории", на мой взгляд, обречена на долгую жизнь.
По этому поводу уже высказались многие региональные и федеральные СМИ. Есть комментарий МИДА России, оценки местных политиков и экспертов. Но интрига осталась. Поэтому предлагаю читателям некоторые свои суждения на эту тему, причем без всяких претензий на истину в последней инстанции.
Справедливости ради, надо сказать, что идея "заграничной территории" не нова. Первые высказывания Калинин градских экспертов-международников на этот счет появились еще в середине 90-х годов прошлого века. Именно тогда ЕС озвучил концепцию своего развития как простую формулу "15+11", где 15 - члены Союза, а 11 - кандидаты. В число кандидатов попали и наши соседи - Польша и Литва. После этого стало совершенно очевидно, что в самом ближайшем будущем область будет вынуждена развиваться в уникальных условиях от основной части страны, находясь внутри иного, отличного от российского экономического, правового и таможенного пространства. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что это за последствия, мы с вами сейчас, но истечении многих лет, хорошо знаем.
Многим, но не всем, стало ясно, что в такой ситуации область не сможет успешно решать вопросы экономического развития без учета тех правил, по которым "играет" Евросоюз.
Действительно, регион оказался в положении российского гражданина, постоянно проживающего, ну, скажем, в Берлине. Вот и представьте, если наш человек, имея российский паспорт и находясь под юрисдикцией России, станет в Берлине жить по нашим законам, то перспектив у него, мягко говоря, мало. Так и с областью в целом. Поэтому и появилась, причем в Калининграде, идея "пилотного региона". Предлагалось опробовать на территории области новые технологии, управленческие механизмы, правовые схемы. Тем самым превратить область в своего рода локомотив, который постепенно "втянет" Россию в интеграционные процессы.
Эти идеи и озабоченности были услышаны и, главное, поняты в Москве. Поэтому в 1999 году В. В. Путин, будучи на тот период премьер-министром, на саммите ЕС в Хельсинки озвучил документ под названием "Стратегия взаимоотношений России с Евросоюзом в 21-м веке". В этом документе дословно сказано: "Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, вести дело к его сближению и гармонизации с законодательством Европейского союза в областях наиболее активного сотрудничества между Россией и ЕС, в том числе по линии комитета парламентского сотрудничества". (Глава 9, ст. 9.3).
Таким образом, необходимость адаптации региона к новым условиям получила документальное закрепление. Теперь возник главный вопрос - каким должен быть механизм реализации данного положения. Вариантов, конечно, может быть несколько. Один из них был озвучен 11 февраля. На мой взгляд, это не самая удачная идея. Я считаю, что в стране, где население очень чувствительно к разного рода новациям, где еще есть инерция центробежных, раскольнических тенденций, связанных с распадом СССР, такие инициативы могут быть восприняты, как минимум, неоднозначно. Они невольно могут стимулировать деятельность разного рода "политических террористов", готовых погреть руки на тлеющем огне своих неудовлетворенных амбиций. Согласен, что де-факто Калининградская область является заграничной территорией России. Но, юридическое оформление этого состояния создаст прецедент с далеко идущими и непрогнозируемыми последствиями. Кроме того, я не думаю, что такое изменение политической конфигурации найдет всеобщее одобрение в объединяющейся Европе. Это будет оценено как дестабилизирующий фактор в общей системе европейской безопасности в прибалтийском регионе. Хотя могут появиться какие-то "доброжелатели", почуявшие запах возможного реванша. Вспомните письмо депутатов Бундестага или деятельность некоторых восточно-прусских землячеств с претензиями на историческую справедливость. По-разному можно к этому относиться. Уже слышу упреки в том, что я сгущаю краски. Но то, что на последних выборах в Ландтаг Саксонии неонацисты получили более 10% голосов, - это объективная реальность и не учитывать ее нельзя. И реальность эта сильно диссонирует со статусом "заграничной территории" такой очень деликатной области, как наша. Так зачем мы сами будем создавать для себя целый ряд проблем? Их у нас и так много. Я уже не говорю о том, что предложенный вариант потребует внесения изменений в Конституцию РФ. И потом, я не очень понимаю, как можно использовать новый статус в качестве инструмента для "сближения и гармонизации" законодательства. Логично предположить, что следующим технологическим шагом должно стать изменение системы управления такой территорией. И вот тут мы плавно подошли ко второму из возможных вариантов. Концепция его проста. Зачем менять статус области, когда можно изменить статус органа управления, подняв его до федерального уровня, и выйти на результат. Это и предлагалось в правительственном варианте Закона об ОЭЗ. Согласитесь, мы ведь постоянно находимся в состоянии трепетного ожидания, что к нам приедет кто-то важный из Москвы и решит все проблемы. Вспомните, все лето мы ждали приезда Фрадкова, который, со слов губернатора, должен был придать импульс нашей экономике. Премьер не приехал. Что касается импульса, неизвестно. Придал его кто-нибудь или нет - осталось за кадром. Потом с великой надеждой на прорывные решения ждем приездов Клебанова, Ястржембского, Грефа, Левитина и т.д. С Москвой мы согласовываем все свои действия, посылаем туда докладные и челобитные. И, кстати сказать, виновных во всех наших бедах мы тоже ищем в столице. Т.е. в любом случае решение практически всех проблем находится в Москве. И это не очень правильно. В наших условиях более логичным и рациональным будет то, если региональная власть сама станет частью федерального правительства со всеми дополнительными полномочиями и, естественно, ответственностью.
Ведь сегодня проблема заключается в том, что региональный уровень ответственности областного чиновника не соответствует федеральному уровню тех задач, которые ему необходимо решать. На различные согласования уходит время, теряется инициатива, утрачиваются реальные возможности принятия выгодных для области решений. Зачастую мы вынуждены, что называется, "бить по хвостам". Предлагаемый вариант имеет ряд ощутимых преимуществ. Во-первых, нет необходимости вносить изменения в Конституцию. Во-вторых, такая модель управления гармонично вписывается в общую идеологию административной реформы, направленной на укрепление государственности особенно. В-третьих, получив дополнительные полномочия, делегированные центром, региональная власть сможет более оперативно и с большей эффективностью решать многие вопросы на месте без излишних согласований. Далее. Глава региональной исполнительной власти, имеющий федеральный статус, вполне может рассчитывать на ранг федерального министра. Став членом правительства, он получает возможность влиять на принимаемые решения еще на стадии обсуждения. Таким образом, исключается вероятность выхода в свет губительных для региона постановлений. Например, таких, как постановление ГТК в 2002 году. И, наконец, заметно усилится непосредственное влияние и контроль со стороны Правительства за проходящими в регионе процессами. С одной стороны, область получает дополнительные преференции. С другой - центр усиливает контроль. И это нормально. Что особенно важно для Калининградской области в нынешних геополитических условиях.
Для удобства восприятия предлагаю схематическую версию всего вышесказанного. Допускаю, что моя точка зрения небезупречна. Наверное, в ней есть изъяны. Но в одном убежден - выйти на уровень гармонизации законодательства и тем самым обеспечить устойчивое экономическое развитие региона можно только через укрепление федерального присутствия на территории области.
Александр СУВОРОВ, полковник ФСБ России запаса