Современная мода меняется со скоростью света. Тем не менее до сих пор существуют Дома моды, которые неподвластны времени. Самым ярким примером такого анахронизма является BRIONI - Дом стиля, существующий уже 60 лет. Имя BRIONI с момента начала своего существования превратилось в синоним роскоши и безупречного итальянского вкуса. Сегодня костюмы BRIONI носят представители политической, деловой и творческой элиты всего мира: Кофи Аннан, Герхард Шредер, Лучано Паваротти и другие VIР-персоны.
Истоки
В результате творческого союза Нацарено Фонтиколи и Гаэтано Савини на свет появился фактически первый в итальянской истории Дом моды, специализирующийся исключительно на пошиве мужской одежды. Партнеры назвали свое детище BRIONI в честь излюбленного места отдыха европейской элиты - шикарного островного курорта, расположенного в водах Адриатики. Выбор названия был весьма удачным решением - итальянцам, измученным войной и двадцатилетней диктатурой Муссолини, оно напоминало о довоенном благополучии и процветании.
Для своего первого магазина-ателье партнеры выбрали одну из центральных улиц Вечного города Рима - VIA BARBERINI. Сложно сказать, осознавали ли они весь риск своего мероприятия - ведь более неудачного времени для открытия ателье по изготовлению мужских костюмов высокого качества придумать было нельзя: некогда процветающую страну захлестнули бедность и дефицит. Нехватка материалов и неплатежеспособное население стали фоном, на котором BRIONI делал свои первые шаги в мире моды. Деньги водились только у приезжих американцев, на поиски нужных тканей уходило много времени, ассортимент был небогат, и поэтому Савини и Фонтиколи решили экспериментировать со всеми доступными материалами. Они работали с тканями, исконно используемыми для пошива женской одежды или для обивки мебели, изготавливая из них галстуки и жилеты; даже шелк был введен ими в обиход. Так, Дом BRIONI изготавливал повседневную летнюю одежду изо льна, а куртки и плащи - из джерси, что было достаточно смелым решением для того времени.
На создателей BRIONI во многом повлияли приезжие иностранцы и их манера одеваться. Благодаря влиянию "иностранного элемента" Фонтиколи и Савини удалось соединить в костюмах BRIONI исконно римскую культуру пошива с европейскими и американскими модными тенденциями, в результате чего получилось нечто новое и весьма привлекательное. Одежда от BRIONI оказалась на удивление интернациональной - она удовлетворяла и итальянцев, нуждавшихся в новых стилевых решениях, и иностранцев, оставшихся довольными отсутствием излишней пуританской чопорности доминирующего английского стиля мужских костюмов. Так родился эксклюзивный стиль BRIONI, позволивший Дому заработать лояльность представителей мировой аристократии.
За первое десятилетие своего существования Дому BRIONI удалось привнести в мир моды новое стилевое решение - прет-кутюр, или то, что позже получило название "континентальный стиль": элегантная и комфортная одежда, созданная для активного образа жизни, не умаляющая при этом яркости и даже некоторой павлиньей гордости.
Прозорливые американцы
В 1952 году маркиз Джованни Баггиста Джиорджини - идейный вдохновитель и основатель итальянской моды - пригласил Дом BRIONI во Флоренцию для демонстрации одежды в PALAZZO PITTI. На организованной Джиорджини ITALIAN HIGH FASHION SHOW произошло знаменательное событие - впервые в истории моды на подиум вышли модели-мужчины, причем одеты они были в смелые костюмы от BRIONI. Показ произвел неизгладимое впечатление на представителей американской "модной" элиты. Больше всего их поразило изобилие цветов: фурор произвел известный малиновый костюм. Американцы инстинктивно распознали радикально новую альтернативу преобладающему в то время IVYLEAGUE LOOK. Стиль BRIONI не был ни неряшливым, ни строгим. Благодаря легким материалам и другим инновациям он сочетал в себе элементы неформальности и идеально соответствовал возвращавшемуся изобилию послевоенной Америки. Первый контракт руководство BRIONI заключило с известным нью-йоркским магазином В. ALTMAN&CO. - так костюмы BRIONI появились в витринах респектабельного универмага на Пятой Авеню. С этого момента и началось триумфальное шествие BRIONI по всей Америке, а затем и по всему миру.
SHOW! SHOW! SHOW!
В 50-х годах мужская одежда BRIONI заняла почетное место в магазинах всех крупных городов США - от Бостона до Грин-Бэя. Савини, занимавшийся организацией показов, стал известен как "Диор для мужчин" и "король стиля". Это и неудивительно - показы мужской одежды BRIONI проходили в Канаде, Швеции, Финляндии и Великобритании. Ни одно место в мире не было слишком величественным или несоответствующим для этого бренда - от дворцов Ирана и Индонезии до круизных лайнеров и даже пассажирских самолетов. Всего с 1952 по 1977 год Домом BRIONI было проведено 288 показов. "Модные показы стали блестящим и довольно дорогостоящим решением на пути к обретению нашей целевой аудитории", - говорит исполнительный директор компании Умберто Анжелони.
BRIONI удалось завоевать сердца истинных ценителей мужского костюма. Об этом свидетельствуют теплые отношения, сложившиеся между Домом и Голливудом. Такие звезды, как Кларк Гейбл, Гарри Купер, Генри Фонда, Джон Вэйн и Кирк Дуглас, частенько приезжали в Рим, чтобы одеться на VIA BARBERINI. Именно в костюмах BRIONI щеголяет Джеймс Бонд начиная с выхода первого фильма "бондианы" в 1962 году. Во многом успех бренда был обусловлен тем фактором, что руководство BRIONI никогда не упускало из виду все изменения в стиле жизни их постоянных клиентов. Например, к концу 50-х годов популяризировался новый вид путешествий - аэроперелеты, и дизайнеры BRIONI не упустили шанс занять и эту нишу, разработав малосминаемую мужскую одежду, предназначенную для путешествий и активного образа жизни.
Возврат в прошлое для успешного будущего
К концу 50-х годов компания с небольшим офисом около VIA VENETO имела заказчиков более чем в 40 странах мира. Однако к 1959 году стало ясно, что 90 усердно трудящихся портных не могли больше справляться с растущим потребительским спросом - необходимо было срочно оптимизировать производственный потенциал BRIONI, и главный вопрос состоял в том, как это осуществить, не обращаясь за помощью к механизированному производству. Решение нашел Нацарено Фонтиколи. Будучи родом из городка Пене (провинция Абруццо, два часа езды к северу от Рима), Фонтиколи как никто другой знал, что город богат высококвалифицированными портными, чьи небольшие мастерские в эпоху приближавшегося постиндустриального общества приносили совсем крохотные доходы и подвергались риску вытеснения со стороны механизированного производства одежды. Фонтиколи не был заинтересован в индустриализации процесса шитья, но он был не против его модернизации. Для этого ему было необходимо убедить своих земляков собраться под одной крышей, и ему удалось осуществить свою идею без особых трудностей. Он вдохновил портных из Пене на повышение квалификации посредством изучения однофазного производства и предоставления им права наблюдать за работой занятых на службе BRIONI швей и вышивальщиц на каждом этапе создания костюма.
Это была простая, но в то же время гениальная предпринимательская идея. Первые 50 мастеров трудились в помещении, которое сегодня отведено под комнату для закройки. Благодаря новой системе стало возможно производить за двадцать часов такое количество работы, которое занимало у одного портного в два раза больше времени, и при этом продукция не несла потерь в качестве. "Благодаря своей всесторонней, всеобъемлющей и новаторской программе "тренинга" портных Дом BRIONI производит одежду, которая также хороша, а во многих случаях даже лучше, чем одежда, изготовленная на заказ, - говорит Уилкес Бэшфорд - владелец и основатель известного магазина в Сан-Франциско. - В итоге сделанный на заказ костюм хорош настолько, насколько хорош сам портной, который его изготавливает. Опыт, которым обладают сотрудники BRIONI, превосходит конкурентов в большинстве случаев".
Сегодня время ручной работы, приходящееся на каждый костюм, в особых случаях сокращается до минимума в 30 часов. К примеру, пиджак проходит через 100 разных ручных обработок, включая 40 глажек.
Viva academia!
В течение первых двух десятилетий функционирования мануфактуры все шло хорошо, но затем руководство Дома BRIONI осознало, что производство постепенно начало истощаться из-за недостатка портных, воспитанных в традициях старой школы шитья. Проблему решили просто и изящно - создали собственную Академию в 1978 году. Этот институт уникален - он предлагает способным студентам четырехгодичный курс обучения, преподаваемый непосредственно мастерами BRIONI.
В результате Дом BRIONI, в отличие от других аналогичных компаний, располагает собственным источником свежих кадров и идей, подкрепляемых энтузиазмом молодых студентов. "Этот энтузиазм основан на глубоком познании материалов и техник шитья", - говорит Жан Франко де Мате, управляющий мануфактурой BRIONI. Выпускники Академии сначала работают художниками, закройщиками и гладильщиками на мануфактуре. Позже они становятся модельерами, которые работают с частными клиентами, и председательствуют на пробных показах, причем один из старших выпускников является ответственным за контроль качества. Но все они без исключения знают ручное шитье вдоль и поперек.
Студенты находятся в непосредственной близости от святая святых Дома BRIONI - прямо на цокольном этаже Академии располагается мануфактура. Согласно свидетельствам очевидцев, у нее поистине гигантские размеры. Большой оазис анахронизма, наполненный атрибутами мануфактурного производства: рабочие столы модельеров и закройщиков, отдельные пространства отведены созданию подкладок, ложных карманов и рукавов, комнаты для монтажа и финальной глажки костюма.
Сегодня на мануфактуре трудятся около 1 200 человек, большинство из которых - женщины. Работают в две смены, ежедневно производя вручную 300 пиджаков или, как здесь принято говорить, 300 рукавов. Единственные люди, не занятые в непосредственном процессе производства на этаже, - это портные-аудиторы, которые внимательно осматривают, а иногда и бракуют каждый "рукав" на любом этапе изготовления.
По словам де Мате, при создании одних только петлиц требуется 60 женщин на каждую сорочку, 10 минут на каждую петлицу. В помещении, где создаются выкройки, можно увидеть множество рулонов тканей, на полках ждут своей очереди самые дорогостоящие материалы: шелковый твид, кашемир, лен из Ирландии и северной Италии; шерсть лучшего качества super 150 и super 200 хранится при специально поддерживаемой температуре. "Представители различных текстильных фабрик приходят предложить мне эксклюзив, когда у них появляется что-то новое, - говорит Анжелони, - потому что они знают, что мы производим одежду в большом количестве и сделаем лучшую презентацию тому или иному материалу".
В хранилище есть даже материал "эскориал", создающийся из шерсти овец, происходящих из стада, подаренного королю Испании Филиппу II, и теперь разводящихся в Австралии, Новой Зеландии и на острове Тасмания. Ежегодно производится очень ограниченное количество эскориальской шерсти. Она невероятно мягка на ощупь и обладает естественной эластичностью волокна, из-за чего способна растягиваться и совсем не мнется. Дом BRIONI имеет эксклюзивные права на половину используемых в производстве материалов. Анжелони объясняет это тем, что 90% материалов настолько дорогие, что никто больше не может позволить себе использовать их в своем производстве.
Кризис начала 90-х
У любой, даже самой успешной компании всегда бывают периоды кризисов и неудач. В истории BRIONI трудные времена наступили к концу 80-х годов, когда твердая приверженность к традициям и качеству потеряла свою актуальность. В мире произошли глубочайшие изменения: крушение социалистической системы, а вместе с ней и одного из самых великих мифов XX века - мифа о социализме. Мир, привыкший жить в постоянном напряжении между двумя полюсами распределения глобальной силы, вдруг оказался один на один с другим величайшим мифом - демократией. Новый мировой порядок вызвал потребность в изменениях, в том числе и в моде. Традиции и качество отошли на второй план, и на этом фоне руководство BRIONI упустило одну из важнейших задач - создание условий для выживания в новой реальности. Фирма, специализирующаяся на пошиве мужской одежды, удовлетворяющая прихоти частных клиентов и снабжающая бутики США и Европы одеждой прет-а-порте высшего качества, загнала себя в угол, заняв нишу рынка с низким потенциалом к дальнейшему росту. Несмотря на то что компания долгое время пользовалась симпатиями знатоков и ценителей, она так и не смогла получить более широкого признания.
Спаситель Анжелони
Как известно, любой кризис не всегда несет в себе негативную составляющую, если использовать его нужным образом. Для BRIONI кризис оказался промежуточным этапом на пути к новому успеху. Это стало возможным благодаря культовой фигуре мира моды и интеллектуально одаренному человеку, впервые присоединившемуся к Дому в 1982 году, - Умберто Анжелони. Став исполнительным директором BRIONI GROUP WORLDWIDE в 1990 году и имея экономическое образование, Анжелони моментально распознал риск исчезновения Дома BRIONI. Он знал, что у компании, находящейся в частном владении, на рубеже XX и XXI веков существует два пути: либо выбрать себе новое направление, либо медленно умирать. Анжелони сразу же предпринял серию антикризисных мер. Следует отметить тот факт, что он не стал срочно разбрасываться лицензиями (излюбленное занятие многих современных модных брендов). Вместо этого он выбрал более осторожную стратегию, которая сегодня приносит блестящие результаты. Анжелони поставил перед BRIONI цель творить свою собственную судьбу собственными же руками - позиционировать себя как влиятельный Дом моды и международный бренд.
Главным вопросом для Анжелони стало возвращение BRIONI роли арбитра на рынке мужских костюмов. И он нашел очень простой выход - выпуск серии книг, описывающих атрибутику роскошной жизни, начиная от одно-солодового виски и заканчивая мужскими часами класса "люкс". Эти книги стали яркими путеводителями для представителей аристократии по их собственной жизни. Одновременно вышли брошюры о самых шикарных курортах мира, где компания разместила свои розничные магазины. Так BRIONI удалось еще раз возродить вкус к роскошной жизни.
Ко всему прочему, клиенты BRIONI, и так избалованные вниманием, получили возможность превратить посещение бутиков BRIONI в маленький праздник жизни: миланский магазин, расположенный на VIA GESU, например, предлагает такие напитки, как DOM PERIGNON и MACALLAN, а также закуски из FOUR SEASONS, так что клиенты могут проводить в бутиках целый день, выбирая все, начиная от носков и ремней и заканчивая костюмами. Однако самым удивительным новшеством BRIONI нужно признать появление в 1999 году женской линии одежды от кутюр, что наконец отменило дискриминацию права женской половины аристократии носить одежду такого же качества, что и их мужское окружение.
Поддержание репутации бренда BRIONI как авторитетной марки в сфере ручного изготовления одежды остается приоритетной задачей для Анжелони и по сей день. "То, чего достиг Умберто Анжелони, - уникально, - говорит Бэшфорд. - Мы должны уже считать доказанной универсальность качества, которое всегда предлагал Дом BRIONI, высокий уровень компетентности и способность адекватно реагировать на новые пожелания клиентов". Сам Бэшфорд носит костюмы от BRIONI более тридцати лет, и в настоящее время он является одним из их самых крупных клиентов и основателем собственного магазина BRIONI в Сан-Франциско и Паоло-Альто. Гениальность Анжелони состоит в том, что ему удалось расширить круг богатых клиентов, таких как Бэшфорд, не принося в жертву качества.
Философия
"Если лацкан не вышит вручную, он слишком жесткий, - говорит де Матте. - Все должно быть изготовлено вручную... просто так лучше!" Это и есть тот самый бескомпромиссный подход, который объясняет, почему так мало компаний имеют такую же репутацию, как BRIONI.
"Мы занимаемся стилем, а не модой, - объясняет Умберто Анжелони. - Нас интересуют долгосрочные вещи, существующие вне времени, изменяющиеся лишь тогда, когда изменяются сами люди". Это означает, что убеждение современных модных дизайнеров в том, что "костюм мертв", не имеет значения для компании с 60-летней историей. Сегодня в BRIONI изготавливают костюмы теми же методами, что и в 1945 году, неизменными остаются и формы.
Согласно философии BRIONI, изменения исходят в первую очередь от самого клиента, а не зависят от прихотей капризных дизайнеров, которым быстро надоедают ими же придуманные модели и тенденции. Материалы, используемые BRIONI, теперь стали более легкими, более прочными и немнущимися. Куртка для путешественника, впервые заказанная частным клиентом в 1965 году, до сих пор предложена в ассортименте BRIONI; ее лекала и 17 карманов остались неизменными с того времени.
Как продукт, остающийся на полке 60 лет, не утрачивает своей актуальности? Вся хитрость в том, что BRIONI соотносит свою продукцию с ментальностью заказчика, приверженного таким высшим ценностям, как качество, функциональность и престиж. "Сегодня существует богаты и, процветающий потребитель, который хочет обладать вещами высшего класса, - говорит Роберт Берк, вице-президент и старший руководитель отдела моды магазина BERGDORF GOODMAN. - И они готовы платить за это. Они хотят самую лучшую куртку и лучший вариант верхней одежды. Они не хотят, чтобы вещи менялись. Они ищут такие вещи, от которых они могут зависеть".Скажи "нет" Азии!
"Большинство Домов моды сегодня демонстрируют тенденцию продвижения бренда по существу, а не его наследия, потому что они стремятся перевезти собственное производство куда-то в другое место, - говорит Анжелони. - Что хорошего в том, что представители той или иной компании говорят: "Да, фактически мы стартовали как мастера, делая все собственными руками", когда на самом деле они производят или подразумевают то, что производят в Китае?"
Руководство BRIONI не намерено переносить свое производство в Азию. Душа бренда навсегда останется в ателье Рима и Милана, где портные, воспитанные в традициях старой школы, до сих пор вручную кроят материал и лично снимают мерки со своих клиентов, чьи выкройки хранятся в архиве BRIONI. Записаться на изготовление костюма не так легко - все расписано на полгода вперед, плюс два месяца - стандартный срок изготовления костюма, который прослужит своему хозяину всю жизнь.
Роскошь по-итальянски
На вопрос журналистов о том, почему понятие "роскошь" в США и Европе в последнее время стало ассоциироваться в основном с Италией, Анжелони отвечает: "Итальянцы всегда имели вкус к хорошим вещам - богатые или бедные, не имеет значения. Если вы посетите деревушки в округе городка Пене, вы увидите, что каждый имеет по крайней мере одну красивую и дорогую вещь - пальто, шляпу, костюм. Я считаю, что истинная роскошь - это не просто вопрос денег. Она должна содержать в себе сильный элемент культуры познания, и я думаю, что американцы наконец начали это понимать, особенно в последние годы".
Таким образом, BRIONI, как и 60 лет назад, остается одним из немногочисленных воплощений явления, названного в 1960 году Федерико Феллини DOLCE VITA ("сладкая жизнь").