Главная >> 5 >> 39

Культура

ВНИМАНИЕ! ОТХОДИТ ПОЕЗД МОСКВА - БАКУ..,


или О съемках новой кинокомедии в интервью с генеральным директором "Бу шехерде продакшн" и сценаристом фильма Мушвигом Аббасовым


Э.ГУСЕЙНЗАДЕ


Кризис азербайджанского кинематографа - тема заезженная.


К тому, что на государственном уровне сегодня снимается мизерное количество фильмов, следует уже привыкнуть. Как ни старайся, ничего тут не поделаешь. Тем не менее, несмотря на эти проблемы, отечественное кино, к счастью, пока не вымирает. Хорошие или плохие, но все же в последнее время стали появляться частные фильмы, которые делаются не на государственные дотации, а за счет собственных вкладов тех, кто съемки картины и организовывает. Так можно назвать фильмы "Истина момента", "Белая жизнь", первая и вторая "Мехелле". В ближайшее же время нас ждет еще одна премьера. Недавно созданная компания "Бу шехерде продакшн" готовит к выпуску свою первую работу - кинокомедию "Поезд Москва-Баку". Съемки ее идут уже на протяжении двух недель. Автором проекта, а также сценаристом фильма является один из учредителей "Бу шехерде продакшн", молодой, но уже достаточно известный автор Мушвиг Аббасов. С ним мы и встретились, чтобы понять, кто же в этом поезде поедет...


- Мушвиг муаллим, для начала немного о фильме. Говорят, что съемки вы начали 8 марта.


- Да, как же быстро слухи расходятся. Мы начали наше "черное дело" в канун Международного женского праздника (смеется). Конечно, в тот день мы сначала поздравили и извинились перед всем женским персоналом фильма.


- И когда же мы увидим ваш "Поезд Москва-Баку"?


- Вся работа должна быть закончена и представлена на суд зрителей к концу мая. Очень надеемся, что мы успеем к Дню республики. Презентацию хотим провести во Дворце имени Гейдара Алиева, но до этого дня у нас еще очень много работы. Всего у нас пятнадцать съемочных дней...


- А почему так мало?


- Все дело в том, что съемки проходят в одном из вагонов, который нам дает железнодорожное управление. Кстати, пользуясь случаем хочу поблагодарить Министерство транспорта - от министра и до самого последнего его работника - за помощь, оказываемую на съемках. Так вот, каждый раз нам дают новый локомотив, потому что ведь из-за съемок никто не станет менять железнодорожный график. Да, конечно, будь у нас, скажем, месяц или два съемочного времени, было бы гораздо легче. На сегодняшний день мы работаем по шестнадцать часов в сутки. У нас так мало времени, потому что существует серьезная проблема с поездами. Ведь дело еще и в том, что мы не снимаем статичный вагон, наш поезд постоянно движется. В фильме все будет реально. Практически никаких студийных съемок. Все максимально приближено к действительности.


- Насколько я понимаю, это кинокомедия. О чем она?


- История разворачивается в поезде, следующем из Москвы в Баку. То есть, азербайджанцы садятся на московском вокзале в поезд и едут к себе на родину. В своем сценарии я постарался максимально точно показать то, что происходит на пути из Москвы в Баку. Какие случаются истории, и вообще, что это такое - ехать в поезде в XXI веке.


- Вы сами часто на поездах катались?


- Очень и очень много! С 1992 года я практически всю Россию изъездил на поездах. И, что самое главное, все, что написано в сценарии, я где-то видел или от кого-то слышал. Девяносто процентов из того, что вы, дай Бог, увидите, - реальные, абсолютно никем не придуманные истории. Например, я сам был свидетелем очень интересного эпизода. Идет официантка по вагону с каталкой и кричит: "Чай, сигареты, конфеты, вода! " Кто-то покупает конфеты. И она снова: "Чай, сигареты, ля-ля, вода! " Потом покупают и сигареты, она вновь запевает: "Чай, ля-ля, ля-ля, вода! "


- Азербайджанцы в фильме вновь будут показаны как торговцы?


- Нет, тут вы ошибаетесь. Я постарался отойти от этого извечного стереотипа. В "Поезде Москва-Баку" около пятнадцати персонажей. Скажем, Рафаэль Искендеров играет ветеринара, слегка "больного" профессора. Он везет с собой много животных, которых мы задействуем в фильме.


- И много их там будет?


- Два петуха, два гуся, четыре курицы, черепаха, собака, обезьяна и, если получится, анаконда. Так вот, по сценарию одна женщина будет рожать прямо в поезде, и Рафаэль, как единственный, кто хоть когда-то принимал роды (не важно, что у быков и коров), будет ей помогать. В фильме видно, что друг с другом героям сойтись очень трудно. Но, тем не менее, в трудную минуту (когда, скажем, надо спрятать от российских таможенников деньги) они объединяются и прячут их вместе.


- Кто еще снимается в фильме?


- Моей основной задачей, когда я готовил сценарий, было подобрать актеров. Таких, о которых мало кто сейчас помнит и кого не узнают на улице. Но, тем не менее, они очень талантливы. Я старался собирать малоизвестных актеров из театров. Отбросим, скажем, Джошгуна Рагимова и Рафаэля Искендерова - людей, популярных сегодня. Скажем, Айшад Мамедов, заслуженный артист Азербайджана, играет в "Поезд Москва-Баку" роль ветерана войны. А Фатьма Махмудова, народная артистка нашей страны, воссоздаст образ тещи. Настоящей азербайджанской тещи, какой она бывает на самом деле. Роли молодых людей (то есть, самих себя) сыграют Орхан Рзаев - известный по программе "Гайганаг", Илькин Гасани - ведущий "АТВ магазин" и певец Иззят Багиров. По сценарию они попадают в одно купе со стариком Айшадом Мамедовым. Сами, наверное, понимаете, как трудно будет ветерану войны в окружении этих молодых бездельников.


- Да, но ведь можно было взять известных актеров, которых знают все. Так бы и кассеты лучше продавались, и фильм бы стал популярней.


- Да, с коммерческой точки зрения все правильно. Но я хочу показать и других актеров, которыми богата наша страна. Ведь, скажем, Фатьму Махмудову на улице сейчас, наверняка, не узнают. Тем не менее, это великолепная актриса, которая приводит в восторг всех на съемочной площадке.


- Кто режиссер фильма?


- Я опять же решил отдать предпочтение не самому известному пока режиссеру. Зовут его Ханлар Агаев. Он работал над фильмами "Белая жизнь", "Мехелле" и "Граф Крестовский", притом, делать монтаж для последнего фильма его приглашали на российский канал НТВ. Я знаю его потенциал, мы работали с ним вместе над "Бу шехерде", я уверен в Ханларе. Да, можно было бы пригласить взрослого опытного режиссера, но тогда бы он снял "Поезд Москва-Баку" с высоты своего возраста. А мне нужен человек, который сделает картину, исходя из сегодняшних реалий. А оператором фильма является Танрыверди Танрывердиев.


- Когда вы написали сценарий к фильму "Поезд Москва-Баку"?


- Ой, давно! Сделал я это приблизительно полтора года назад, еще до "Мехелле". Но, к сожалению, тогда не было финансов для реализации этого проекта.


- А сейчас появился спонсор? - У нас нет ни одного спонсора. Вся делается исключительно на средства "Бу шехерде продакшн". Опять-таки повторюсь, мы благодарим Министерство транспорта и больше никого. Мы хотим, чтобы по своей стилистике "Поезд Москва-Баку", походил на наши классические кинокомедии. Я очень хотел бы, чтоб эта картина, в отличие от многих, снимающихся на сегодняшний день, была интересна и через двадцать-тридцать лет.


- На каком этапе сейчас съемки?


- Пока мы делаем свою работу на участке Баку-Ялама. Потом поедем в Москву, на Павелецкий вокзал, откуда все поезда и отходят по направлению к Баку.


- Что самое трудное в работе над фильмом? - Думаю, загруженность актеров. Ведь все они работают в театрах. У каждого спектакли. Поэтому тех, у кого, допустим, сегодня спектакль, приходится отпускать со съемок пораньше и работать с теми, кто остался. А на следующий день наоборот - эти остаются, другие уезжают. Впоследствии я планирую продублировать фильм на русский язык и пустить его на одном из российских каналов. Определенные договоренности есть, но все будет зависеть от того, насколько картина получится соответствующей необходимому уровню. Вообще, нам пора создавать фильмы международного уровня, так чтобы их могли смотреть хотя бы в СНГ. Ведь, скажем, образ Гудрета в том же Казахстане или Узбекистане не поймут.


- После этого фильма "Бу шехерде продакшн" планирует какой-то новый проект?


- Да, я очень хотел бы снять какую-нибудь новогоднюю комедию, чтобы мы, наконец, перестали смотреть "Иронию судьбы" и смеялись над своим...


- А вы уверены, что вам это удастся? - "Ирония судьбы" гениальный фильм. Я завидую сценарию, подбору актеров, словом, всему. Но все же попробовать создать что-то свое мне очень хочется. А следующую комедию хочу написать на тему последнего звонка. Он был у каждого из нас в жизни, у всех есть свои воспоминания, связанные с этим событием.


- Мушвиг муаллим, комедии, комедии... А кроме этого - ничего... Скажем, мелодраму, детектив.


- Да, я вас хорошо понимаю. Но так получается, что наш народ больше любит смеяться, и комедии идут лучше. Все дело в том, что как я уже сказал, нас никто не финансирует. А снять комедию на не самые большие деньги гораздо проще, чем боевик. Но поверьте, и такая идея крутится у меня в голове, надеюсь в будущем нам удастся ее все-таки осуществить.


- Во всех фильмах, которые вы хотите снять, главные роли будут играть Рафаэль Искендеров и Джошгун Рагимов? Ничего не имею против них, но, тем не менее, ведь нужны и новые актеры. - Совершенно согласен с вами. Притом не только я, но и Рафаэль с Джошгуном. Так получается, что сегодня они очень и очень популярны, их приглашают везде, хотя бы по той простой причине, что на эти имена народ идет. Порой даже в рекламах разных концертов появляются фотографии Рафаэля и Джошгуна, даже если они там и не примут участия. У меня лично с ними есть договоренность, что в следующих фильмах сниматься они не будут, нужно дать дорогу другим актерам. Но если мы начнем снимать уже не комедию, а, скажем, мелодраму, то я очень хотел бы, чтобы зритель увидел Рафаэля и Джошгуна не как комиков, а как актеров драмы. Чтобы не думали, будто они только смешить могут, хотя это, поверьте, труднее всего! У пророка Мухаммеда однажды спросили, грешно ли шутить. На что он ответил, что шутить не грешно, если это не ложь. Юмор - зеркало интеллекта!


МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ - О КИНО, И НЕ ТОЛЬКО...


Они доказали свою состоятельность... Теперь они объединяются против чиновничьего произвола!


JOKER


"У носорога - плохое зрение и скверный характер, но при его габаритах это уже не его проблемы! "


(старая шутка)


Вырасти из клипмейкера в режиссеры - классично. От Стивена Спилберга и до Тимура Бекмамбетова, многие признанные режиссеры кино выросли именно из той "вольчей" среды, в которой коммерция и искусство сплелись в жестокой схватке, где награда - финансовый успех и признание. Режиссеры рекламных роликов и музыкальных клипов, "мастера малой формы", без всякой государственной поддержки, пользуясь только своим мастерством, талантом и умением работать в рамках скудных бюджетов, они должны выжить в этих джунглях, где тяжеловесные медведи и носороги чиновничества, пользуясь габаритами своих служебных положений, имеют все без особого напряга.


Возможно, эта неделя станет своего рода судьбоносной для азербайджанского кинематографа. Потому что волки решили объединиться...


Агиль М.Гулиев и Эльхан Джафаров, Ульвия Кенуль и Самира Джафарова - эти имена достаточно известны в мире азербайджанского аудиовизуала. Их клипы и рекламные ролики сегодняшний азербайджанский зритель смотрит, как кино, потому что смотреть, по большому счету, больше нечего! Кино практически не снимается. А если и снимается, то теми, кто, пользуясь своим служебным положением, забирает и без того скудные государственные средства на свои проекты, хотя по долгу той же службы заботиться должен о других...


Агиль М.Гулиев: Я вообще не понимаю, почему, скажем, замминистра по кино снимает фильмы? Он же не для того туда на должность поставлен, чтобы самому себе бюджеты выписывать. Помнится, еще совсем недавно обещал голливуды построить, но, судя по тому, что и как он делает, голливуд этот был бы исключительно для одного режиссера. Впрочем, подобные популистские высказывания уже давно не вызывают доверия. Я привык всего добиваться сам, у меня есть имя, которое я сделал своим трудом, без какой-либо поддержки государства. И я не жду, что какой-нибудь дядя придет и построит для меня голливуд. Дяди работают на себя - время показало это...


Эльхан Джафаров: У нас есть мэтры, которые сегодня снимают кино, такие, как Эльдар Кулиев, Расим Оджагов, и многие другие. Когда они получают госфинансирование, все понятно - это мастера, профессионалы, которые живут тем, что снимают кино. Но когда это делает госчиновник, пользуясь своим служебным положением, возникает целый ряд неприятных вопросов. В первую очередь - почему не я? И вообще, а когда - я? Может, мой опыт работы в коммерческом секторе и мои знания, мой профессионализм никому не нужны? Но почему частный сектор считает иначе? Мы, молодые, сегодня востребованы на рынке рекламы и клипов, но мы хотим, и мы тоже должны снимать кино. А так получается, что кино можно снимать, только если ты "близок к государству"? Особенно, если у тебя есть должность...


Агиль М.Гулиев: Чиновник получает зарплату за свою работу. Если замминистра хочет снимать кино, пусть объявит себя режиссером и уйдет с занимаемого поста. А если хочет быть чиновником, пусть оставит госбюджеты другим, тем, кто занимается именно режиссурой...


ИНТЕРМЕЦЦО


Возникает впечатление, что у нашего кино практически нет будущего. Потому что молодых имен в азербайджанском кинематографе найти невозможно. Фильмы, снимаемые на видео, не в счет - съемками на VHS и DVcam школы кинематографа не создать. Еще не уехали из страны молодые кадры, получившие профессиональное режиссерское образование, более того, они доказали свою состоятельность тем, что выжили в условиях частного рынка, за счет исключительно своих способностей...


Эльхан Джафаров: А мы не уедем! Это глупо - оставлять в принципе пустой кинорынок...


Агиль М.Гулиев: Которого вообще-то нет, но который можно создать! Только старые кадры да зажравшиеся чиновники на это не способны. Они не знают законов рынка, привыкли жить по правилам, когда кино было на полной госдотации. Да, сегодня невозможно снимать кино без государственной поддержки. Но поддержка эта должна быть направлена именно на развитие. Сначала надо снять малобюджетку, создать школу фестивального кинематографа, сказать свое слово на фестивалях за пределами страны. Привлечь таким образом частные инвестиции в сектор кинематографа...


Эльхан Джафаров: - У нас есть своя программа. Причем мы не одни, с нами все молодые режиссеры, которые сами сделали себе имя на рынке аудиовизуальной продукции...


Самира Джафарова: - Если нам дадут снимать кино, пусть короткий метр, пусть малобюджетку, мы на весь мир сможем показать новое азербайджанское кино. Наше поколение умеет думать и мыслить по-новому, мы знаем, чем взять сегодня тот же Запад...


Агиль М.Гулиев: Кто-то может обвинить нас в излишней самонадеянности. Но за нашей уверенностью стоит опыт выживания в самых сложных условиях. Орсон Уэллс говорил, что если хочешь снять великое кино, ты обязан считать себя великим режиссером. Мы на величие не претендуем, но успех и признание сегодняшнего азербайджанского зрителя мы уже завоевали. Разве этого мало? ..


Ульвия Кенуль: - Я и так пытаюсь снимать кино в каждом своем клипе. Нет крупных бюджетов, приходится укладываться в рамки "малой формы", но песню-то не задушишь, вот и изворачиваемся, как можем, пытаясь в четырехминутный клип вместить хотя бы одну сюжетную линию, хотя бы одну человеческую историю... Уверена, что если бы у меня появился шанс снимать кино, я бы сделала ленту, которую смотрел бы зритель...


Агиль М.Гулиев: Почему сегодня наш современный азербайджанский зритель так любит клипы? Да потому, что он скучает по своему кино! Порой переключают с уже набившего оскомину голливудского боевика, чтобы посмотреть тот же "Шеклими чяк" или "Сян гелмез олдун", потому что там есть сюжет, есть маленькое, но уже кино, современное, близкое по духу. А где современные ленты других режиссеров? Почему они не становятся хитами? Да потому, что нужно новое мышление, которое у нас есть...


Самира Джафарова: - Мы находимся на том возрастном рубеже, когда энергия молодости подкреплена практическим и жизненным опытом. Режиссер формируется к тридцати годам, это зрелая профессия, и наше поколение уже созрело. И поверьте, мы не будем ждать, пока нам поднесут кино на золотом подносе. Мы сами его возьмем...


Агиль М. Гулиев: Мы объединимся...


Эльхан Джафаров: Возможно, это будет общественная организация - Лига молодых режиссеров...


Ульвия Кенуль: И мы на практике покажем, что можем оживить наше кино...


Самира Джафарова: И выйдем за пределы Азербайджана со своим кино. Все, что нам нужно вначале, - поддержка государства...


Посмотрим, что на это скажет государство.


Комментарий Джамиля Фараджева (глава департамента по кинематографии при Министерстве культуры Азербайджанской Республики):


- Имена этих молодых режиссеров говорят сами за себя. И если им нужна поддержка, они ее получат. Возможно, требовалась активизация их самих, чтобы мы услышали их призыв. Под лежачий камень вода не течет, и потом, сегодня в нашем кино нет тех серьезных и больших денег, которые, возможно, они уже имеют, работая на частном рынке. Но если есть активная, по-хорошему агрессивная молодежь, к тому же доказавшая свою состоятельность так, как это сделали они, значит, наш долг помочь им. Министр культуры давно готовит серьезные реформы в области кино, и то, что такой сильный кадровый потенциал готов сотрудничать с нами, только радует. К тому же в последние годы политика министра культуры Полада Бюль-Бюльоглу направлена на поддержку именно молодых кадров.


Это очень своевременно, их желание позабыть распри, столь привычные для мира шоу-бизнеса, и объединиться ради кино. Согласитесь, что и государство раньше не могло воспринимать всерьез людей, чья работа и имидж связаны с постоянными скандалами. Последние события с Днями культуры доказали это. Однако теперь, когда мы видим реальное объединение и столь настойчивое желание снимать именно кино, мы, несомненно, пойдем с ними на самый близкий контакт и сотрудничество. Я сам встречался с ними и думаю, что и министр примет ребят, и мы начнем разрабатывать методы совместной работы на благо кино.


ДА БУДЕТ ТАК! ..


В театре "Йуг" состоялся междлис, посвященный Юнусу Эмре


ГЮЛЬЗАР


Журналистам отдела культуры по долгу службы частенько приходится бывать на различного рода культурных мероприятиях. Некоторые из них бывают очень хороши, некоторые откровенно плохи - впечатления самые разные. И спустя какое-то время вышеупомянутый журналист отдела культуры начинает думать, что видел и Крым, и Рим, и ярких впечатлений от жизни ждать уже не приходится. К счастью, в жизни всегда есть место чуду... И да будет так!


Чудо произошло вчера в театре "Йуг" во время общественного просмотра спектакля "Да будет так". Хотя, назвать это представление спектаклем будет совершенно неправильно. Скорее, это был меджлис... Познавательный меджлис, посвященный суфийскому поэту Юнусу Эмре, жившему в XIV веке. Турки про этого поэта говорят: "Место, где покоится Юнус - это сердца всех тюрков."


- "Пусть будет свет!


- Да будет так! "


После яркого солнечного света улицы полумрак зрительного зала театра "Йуг" пробуждает где-то в глубине души воспоминания о древних ритуальных обрядах. Аромат благовоний, разлитый по залу, только подкрепляет это ощущение. Ощущение? .. Скорее, ожидание... Ожидание чего-то необыкновенного... Ожидание чуда, может быть? ..


"- Пусть будет жизнь!


- Да будет так! "


В отличие от привычного представления о театрах, на этот раз на сцене были только предметы восточного быта, главенствующее место среди которых занимал канделябр с тремя свечами, которые поочередно зажигались по ходу действия.


Артисты - исполнители из группы "Савалан" - Новруз Новрузлу, Фахреддин Салим, Галимат Султан и Исмаил Тебризли, просто сидели и беседовали... Беседовали, как и положено на Востоке - неторопливо, что называется, с чувством, с толком, с расстановкой. Беседовали о свете... Свете жизни, свете познания, свете любви, свете поэта, который так прекрасно описал этот, даруемый нам свыше, свет...


В гармоничную линию беседы плавно вплеталась музыка. Божественная музыка, взвывающая к Богу... Не случайно, наверное, в самом начале меджлиса один из исполнителей - Фахреддин Салим - попросил зрителей не аплодировать: "Мы хотим поделиться с вами светом любви Юниса, приобщить вас к роднику познания. Откройте ваши сердца свету..."


Зрители на призыв откликнулись. Обычно журналисты на различных презентациях сидят, вооружившись ручкой, блокнотом и диктофоном. На этот раз все эти атрибуты четвертой власти были забыты. Никто не отрывал завороженного взгляда от сцены, некоторые даже плакали.


"- Пусть будет любовь!


- Да будет так! "


ВНИМАНИЕ! ОТХОДИТ ПОЕЗД МОСКВА - БАКУ..,


МИЛАНСКОЕ ДЕРБИ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ


В швейцарском Ньоне состоялась жеребьевка четвертьфинала Лиги чемпионов. Согласно ее итогам, в 1/4 финала встретятся две миланские команды - "Милан" и "Интер", а еще один представитель Италии - "Ювентус" - сыграет с "Ливерпулем".


В соперники лондонскому "Челси" досталась "Бавария", а "Лион" будет биться с "Эйндховеном".


Первые матчи 1/4 финала состоятся 5 и 6 апреля на полях команд, указанных первыми. Ответные встречи запланированы на 12-13 апреля.


Далее расклад таков: в первом полуфинальном поединке сойдутся победители противостояния: "Челси" - "Бавария" и "Ливерпуль" - "Ювентус", а сильнейший из миланских клубов сыграет с "Лионом" или "Эйндховеном".


Первые встречи полуфиналов намечены на 26-27 апреля, а ответные - на 3-4 мая. Финал Лиги чемпионов пройдет 25 мая в турецком Стамбуле на олимпийском стадионе "Ататюрк".


В Ньоне также состоялась жеребьевка четвертьфинальных матчей Кубка УЕФА. В 1/4 финала сыграют следующие пары: ЦСКА - "Осер", "Ньюкасл" - "Спортинг" и "Аустрия" - "Парма". А победитель матча "Стяуа" - "Вильяреалл" встретится с "АЗ-67" (Голландия).Участники жеребьевки стали известны после того, как были сыграны ответные матчи 1/8 финала.


Результаты игр:


ЦСКА (Россия) - "Партизан" (Сербия и Черногория) - 2: 0 (первый матч - 1: 1). Голы: Карвальо (69), Вагнер (84, пен.). "Осер" (Франция) - "Лилль" (Франция) - 0: 0 (1: 0).


"Сарагоса" (Испания) - "Аустрия" (Австрия) - 2: 2 (1: 1). Голы: Давид Вилла (58), Галлетти (62); Папач (50), Досунму (11).


"Парма" (Италия) - "Севилья" (Испания) - 1: 0 (0: 0). Гол: Кардоне (19).


"Спортинг" (Португалия) - "Миддлсбро" (Англия) - 1: 0 (3: 2). Гол: Педру Барбоза (91).


Первые матчи 1/4 финала пройдут 7 апреля, ответные - 14 апреля.


МОЛОДЫЕ РЕЖИССЕРЫ - О КИНО, И НЕ ТОЛЬКО...


ДА БУДЕТ ТАК! ..


МИЛАНСКОЕ ДЕРБИ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ