ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / "День"
Перемены в украинских масс-медиа, толчком к которым послужили события на Майдане, на разных каналах проявлялись по-разному. Обозначение своей новой позиции телеканалом "1+1" было, пожалуй, наиболее демонстративным. О том, чем стал 2004-й год для отечественного телевидения и чего можно ожидать от "1+1" в году будущем, "День" предложил поговорить генеральному продюсеру этого телеканала Владимиру ОСЕЛЕДЧИКУ. В будущем году мы планируем обсудить поствыборные итоги и перспективы для медиа и с руководителями других украинских телекомпаний.
- Каковы, по вашему мнению, медиа-итоги 2004 года - для ТВ в целом и для телеканала "1+1" в частности?
- Самый главный медиа-итог года, в общем-то, понятен. Он заключается в том, что страна увидела совершенно нового зрителя. Мы столкнулись с рядом парадоксов восприятия, которые раньше не воспринимали как реальность. Я, конечно, допускаю, что это реальность, связанная исключительно с избирательным процессом, но, тем не менее, совершенно неожиданно мы увидели другого зрителя, который иначе относится к событиям в стране, и, соответственно, к событиям в телевизионном эфире. И наше понимание того, что именно для этого нового зрителя нам предстоит работать, я бы сказал, - главный итог.
Я абсолютно убежден, что мы этого нового зрителя просто не видели. Мы не знали, что он есть. Мы не знали, что у него появились такие запросы. Мы не знали, что может быть ситуация, когда дебаты на всех телеканалах Украины могут смотреть около 50 % населения страны и 89 % всех зрителей, находящихся в этот момент возле экранов телевизоров. Это ситуация, которую просто невозможно было представить раньше. Мы совершенно по-другому представляли социально-политическую активность зрителя в целом - точнее, общества, члены которого одновременно являются и нашими зрителями.
Второй основной медиа-итог уходящего года заключается, конечно, в изменении облика большинства телеканалов. И он будет продолжать меняться в будущем. Я говорю прежде всего об изменениях в облике информационного и политического вещания - как на общенациональных каналах, так и на "новых общенациональных каналах". Я говорю об этом, подразумевая, в частности, то, что многие телеканалы для себя сейчас занялись перепрофилированием деятельности. Для меня, например, в некоторой мере неожиданность, что "Новый канал" в новом году будет выходить без новостей, но я не комментирую, как всегда, действия коллег. Но однозначно, что выявление нового зрителя, новая ситуация с социумом, новая ситуация в стране породят новое ТВ.
- А в чем конкретно могут заключаться соответствующие выводы - на уровне руководителей телеканалов - из этого ощущения нового общества?
- Опять-таки - в другой доле внимания к общественно-политическим процессам. Мы, например, стараясь все-таки сохранить бренд "1+1" как канала, сосредоточенного на общественных проблемах, дискуссиях, не могли в то же время не понимать, что это носит, так сказать, усеченный, скособоченный характер. Реальность жизни была другой. Но после того как, скажем, в эфире "1+1" пять дней подряд шли заседания Верховного Суда, и мы столкнулись с тем, что это беспрерывно смотрели люди...
- То есть рейтинг был достаточно высок?
- Он был очень высоким. Я вообще не знаю такого прецедента в мировой практике телевидения, чтобы судебное заседание транслировалось в прямом эфире, тем более - по такому судьбоносному для страны делу. Но это было более популярно, чем сериалы. У последних заседаний, которые проходили в промежутке с 18. 00 до 19. 30 и транслировались перед новостями, рейтинг был на уровне 8- 10 %, это огромная аудитория.
- Можно ли говорить о том, что с учетом ситуации отечественные телеканалы пересмотрят взгляды на то, что такое реально успешный коммерческий продукт? И что им, в частности, может быть тот же социально ориентированный политический продукт?
- Конечно. То, что он оказался востребованным в этот период, свидетельствует о том, что есть совершенно особая аудитория (и очень большая аудитория), которая именно такого продукта ждет. Трудно предсказать, сохранится ли интерес к политике на том же уровне, на котором он есть сейчас. Это зависит и от особенностей самого политического процесса. Но главное - это то, что политика стала намного интересней для телевидения, она стала более публичной. Она вышла "из-под ковра" , политические персонажи стали реальными персонажами некого драматического действа, за которыми зрителю интересно наблюдать. И вот это изменение облика политики в стране - тоже очень важный итог года для медиа.
- А при каких условиях возможен откат - и в политической жизни, и на ТВ? Или возвращение на прежний уровень уже, в принципе, невозможно?
- Тут все очень трудно прогнозировать, ведь у нас страна как трудно прогнозируемого прошлого, так и трудного прогнозируемого будущего. Все может быть. Все зависит от того, как конфигурируются сами политические силы, насколько они захотят сохранить публичность своих действий, насколько они смогут избежать соблазна вернуться "под ковер". В немалой мере это зависит от того, насколько через шесть месяцев, через девять, через год после этой удивительной вовлеченности огромного количества граждан в политический процесс, после рождения гражданского общества, люди будут разочарованы или не разочарованы тем политическим процессом, который будет происходить с нами в ближайшем будущем. Вот это, пожалуй, ключевой вопрос. Потому что если на смену дикому всплеску социальной активности придет разочарование, в том числе, и в своих действиях, если многие зададут себе вопрос - а зачем же я делал то-то или то-то и во имя чего - то это будет наиболее болезненным для страны.
- Как вы считаете, а насколько возможность отката, о котором мы говорили, взаимосвязана с окончательным результатом выборов? Ведь один из возможных вариантов, что оппозиция, априори более публичная, после прихода к власти публичность теряет...
- Действительно, оппозиция всегда стремится быть более публичной, чем власть, но когда она перестает быть оппозицией и становится самой властью, у нее тоже могут возникнуть соблазны от публичности уйти. Все зависит от тех действий, которые будет совершать новая власть. На уровне субъективном, то есть на уровне политических персонажей мы должны понять, что, в принципе, ни один субъект сам по себе не дает гарантий публичности того политического процесса, который он сам будет инициировать или в котором он будет участвовать.
- Политика политикой, а впереди - Новый год, поэтому перейдем к более жизнерадостным темам. Судя по анонсам и рекламе, в этом году "1+1" не отделается "голубым огоньком". Не так ли?
- Конечно. Мы очень много произвели и существенно изменили подход, хотя есть и приобретенные программы, которые, как мы рассчитываем, будут популярны у зрителя. Но главный упор 31 декабря мы, конечно, делаем на собственные проекты. Один из проектов, на которые мы возлагаем большие надежды, - сделанный нами совместно с телеканалом СТС мюзикл "Али-Баба и сорок разбойников". Впервые мы собрали в одном проекте такое количество звезд (весьма важный показатель). С этим проектом для нас связан целый ряд открытий. С моей точки зрения, можно говорить, например, об открытии самого Виктора Придувалова, который был, в общем-то, известен как клипмейкер. Как режиссер мюзиклов - и очень удачный режиссер - он для нас действительно открытие. Еще одно большое открытие - совершенно блестящее музыкальное решение этого проекта, исполненное Димой Климашенко, - очень яркая и свежая аранжировка. Мюзикл в целом получился именно таким, каким мы его хотели видеть, - очень звонкий, очень эмоциональный, очень качественный (как в телевизионном, так и музыкальном отношении). Там есть музыкальные номера, которые стопроцентно претендуют на статус новых хитов. Там замечательная хореография, блестящие исполнители главных ролей. Например, Егор Дружинин - Али- Баба, который и был, собственно, главным хореографом этого проекта. Отличная, интересная работа - Касым в исполнении Максима Леонидова. Великолепна Алика Смехова.
Тот проект, который начнется сразу после наступления Нового года - "Ночь в стиле диско" , - тоже яркий и сильный. Там масса российских и украинских исполнителей.Там масса и англоязычных, и украиноязычных, и русскоязычных песен. Там очень много интересных музыкальных находок. Мы раньше не делали подобных проектов, когда украинские звезды, например, поют популярные западные мелодии. Также для нас было очень интересно услышать украинские песни в устах российских исполнителей. Когда Стоцкая поет "Край, мій рідний край" - это очень интересно. Когда Руслана поет "Бессаме мучо" - это не менее интересно.
Как всегда, у нас очень много хорошего кино. Первого января на "1+1" - "Властелин колец: Братство кольца" , второго - "Гарри Поттер и философский камень". То есть в эфир поставлен очень мощный, серьезный арсенал. 31 декабря, понятное дело, найдет свое место в эфире "старый знакомый" - фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром". Но не это главное. Главными будут наши специальные продукты для Нового года. Это, например, специальные новогодние серии телесериала "Моя прекрасная няня" (наш совместный проект с "АМЕДИА"). Это уже упомянутые "Али-Баба" и "Ночь в стиле диско". Есть специальные проекты наших российских коллег, которые, с нашей точки зрения, будут очень яркими. Это, например, специальный новогодний выпуск "Кривого зеркала". Это "Новые песни о главном" , которые будут идти в эфире два дня подряд.
Причем новогодние праздники первым и вторым января не заканчиваются. В нашем арсенале есть еще специальные выпуски "Хороших шуток" и "Хороших песен" , совершенно уникальная мультипликационная коллекция. Начиная с 3 января в нашем эфире - мощный блок полнометражных мультфильмов для детей (чего мы раньше никогда не делали). Там будет и "Волшебный меч" , и "Тристан и Изольда" , а закончится вся эта блестящая линия "Шреком".
Традиционно в новогодние дни у нас проходят финалы "Самого умного". 8 января, например, пройдет финал старшей возрастной группы.
А 6 января, если не ошибаюсь, в нашем эфире - еще одна премьера, фильм нашего производства "Подарок судьбы". Это лирическая комедия Галины Шигаевой с новогодней тематикой и достаточно увлекательным, ярким сюжетом. Плюс новогодний "Золотой граммофон". Можно еще много назвать проектов. Одна линейка кино, которую мы собрали, - это "золотой запас".
- Новогодние проекты - это действительно мощная заявка на целый год. А можно ли уже говорить о каких-то предварительных планах относительно того, как "1+1" будет выглядеть в следующем году в целом?
- Трудно охарактеризовать весь год в целом. Но первым этапом для нас станет активная работа, связанная с развитием новостей. Кто-то сокращает новостийное вещание, а мы, наоборот, хотим его расширить. То внимание, которое наблюдается сейчас к новостям, то дыхание, которое сейчас есть в наших новостях, дало нам возможность в очередной раз убедиться, что - пусть это и очень субъективная оценка - у нас лучшая новостийная служба в стране. И мы хотим это вещание расширять. Прежде всего у нас резко увеличится количество выпусков новостей - до семи в день. Там появятся новые лица. Я думаю, это - главный участок работы на протяжении января - февраля нового года.
Безусловно, и в следующем году одним из основных компонентов нашей работы будет кинопроизводство. Будут и новые сериалы, и новые фильмы. Правда, говорить о названиях, ролях, режиссерах и т. д. сейчас преждевременно.
- А может ли ваш зритель в следующем году рассчитывать на некий проект уровня "Украденного счастья"? Осовремененная украинская классика...
- ...будет. Если же говорить конкретно об "Украденном счастье" , то, несмотря на то, что фильм был показан в достаточно сложный предвыборный период, тем не менее, его посмотрело достаточно много зрителей, цифровые показатели нас практически устроили. Думаю, что когда мы покажем его второй раз, количество зрителей будет больше. Творческое качество сериала, с моей точки зрения, было очень хорошим. У меня была возможность смотреть сериал в разных зрительских аудиториях, и я знаю - зритель по-настоящему сопереживал героям от начала до конца. И с точки зрения актерской работы, и с точки зрения режиссуры фильм сделан очень сильно.
- А что ожидает в новом году авторские программы "1+1"?
- ТВ не может стоять на месте и в то же время не может отказываться от тех основополагающих, опознаваемых вещей, которые, собственно, и делают бренд брендом. Конечно, для нас авторские и журналистские программы - это одна из главных сторон нашей деятельности. Другое дело, что они не останутся неизменными. Мы, конечно же, будем думать о том, как им получить больше зрительского внимания, нежели они имеют сейчас. С точки зрения рейтинговых показателей они нас далеко не всегда устраивают.
- А чем, по вашему мнению, это объясняется? С одной стороны, вы увидели нового зрителя, а, с другой, рейтинговые показатели дискуссионных программ устраивают не всегда...
- Может быть, на фоне общей, очень конфликтной ситуации зритель отдавал предпочтение еще более острым ситуациям, которые конкретизировались, например, в прямых политических конфликтах. Я допускаю, что это изменится со временем. А может быть, и нет. Может быть, ТВ действительно входит в ту стадию развития, когда надо быть значительно более провокативным, значительно более острым, значительно более конфликтным и обнажающим конфликты до предела. Вполне допускаю. Посмотрим.
- Несколько месяцев назад на презентации телеканала СТС в Москве Александр Роднянский, характеризуя динамику развития этого телеканала, говорил об эпитетах, которыми характеризовали СТС на тот момент (согласно данным опросов), и эпитетах, которые хотелось бы получить в качестве характеристик в будущем. Если по аналогии говорить о телеканале "1+1" , то какие эпитеты вы бы хотели услышать в его адрес в следующем году?
- Уважаемый. Яркий. Украинский. Честный. Наверное, это - главное.