Бурятский государственный театр оперы и балета
Первой постановкой оперы 22 февраля театр впервые отпраздновал Новый год по лунному календарю-Сагаалгана. Но не только поэтому премьера вызвала повышенный интерес. Во-первых, это первая опера, написанная по мотивам великого эпоса бурятского народа "Гэсэр". Тема Гэсэра уже появлялась в музыке бурятских композиторов, но раскрывалась только в симфонической и балетной музыке. Во-вторых, это первый опыт работы бурятского композитора Анатолия Андреева в крупном оперном жанре после его дипломного консерваторского опуса "Волшебная кукушка". В-третьих, впервые в Бурятии на сцене академического оперного театра звучит опера на бурятском языке. В-четвертых, впервые к постановке была привлечена мощная постановочная группа, известная улан-удэйскому зрителю по различным творческим событиям.
Музыкальный руководитель и дирижер - засл. деят. иск. Монголии, лауреат Союза композиторов Монголии, дирижер Монгольского театра оперы и балета Жагваларын Бурэнбэх. Режиссер-постановщик - главный режиссер Бурятского драматического театра им. Намсараева Цырен Бальжанов. Ассистентом режиссера выступила известная монгольская певица Хорлоо Уртнасан. Художник-постановщик - засл. деят. иск. Монголии Ч. Гунгаасух. Балетмейстер - нар. арт. Бурятии Олег Игнатьев. Хормейстер - засл. деят. иск. России Борис Ким.
Автор либретто, монгольский писатель Д. Турбат из девяти ветвей эпоса выбрал три эпизода, повествующих о подвигах Гэсэра. Текст, переведенный на бурятский язык известным народным поэтом Бурятии Гунгой Чимитовым, наполнен образными метафорами, истинным народным духом. Действие разворачивается в трех мирах: на небесах, в верхнем мире, на земле и в царстве умерших душ, поэтому постановщикам было где развернуться. Для усиления театральной зрелищности, сопоставления земного и неземного, реального и фантастического сцены на небесах и в аду получили красочное пластическое решение - в отличие от "распетых" земных повествований.
Наименее интересным получился главный герой Гэсэр. Его образ довольно статично раскрывается в героическом и лирическом аспектах, не получая должного развития. Партию Гэсэра по замыслу режиссера исполняют два солиста: Дамба Занданов и Батор Будаев. Занданов в силу своей вокальной природы более лиричен, а Будаев должен бы выявить лучшие драматические качества, но это не получилось. Образ антагониста Гэсэра Хара-Зутана, мстительного родственника, решен в характерном, гротесковом ключе, и его исполнение Биром Цыденжаповым заслуживает похвал: пожалуй, это самый цельный и продуманный образ. Центральный образ оперы - красавица Урман-Гоохон, любимая и любящая жена Гэсэра, вокруг нее и развивается сюжетная интрига спектакля. Роль исполнила звезда театра Галина Шойдагбаева. Ее красивый тембр голоса, ровность регистров, ясность дикции идеально подошли к этой партии.
Что касается музыкального материала, то впечатления возникали довольно разные. Порой не хватало истинной симфонической мощи, чтобы усилить героическое начало оперы. Более интересными показались лирические и танцевальные страницы. Очень удачно сценическое оформление: декорации, костюмы насыщены легко прочитываемыми символами. Отсутствие многочисленного реквизита дает ощущение воздуха на сцене и степной свободы.
На долю дирижера Бурэнбэха выпала самая "малость" - донести до слушателя партитуру Анатолия Андреева, выявить ее драматургическую линию. Ему это удалось в рамках тех возможностей, которые предлагает оркестр, отягощенный старыми проблемами: количеством музыкантов и неважным качеством инструментов. Оркестр старается как можно точнее выполнить волю дирижера. Лучше всего получились лирические фрагменты оперы, знакомые музыкантам по песенному творчеству композитора.