КОММЕНТИРУЕТ КОРРЕСПОНДЕНТ
Сессия китайского парламента началась в удачный, по мнению астрологов, день
Согласно выкладкам астрологов, постигших сокровенные тайны лунного календаря, в день 5 марта 2004 года небеса особенно благосклонны к "встречам друзей". И надо же случиться такому совпадению: именно на этот день пришлась стартовая "супер-встреча" почти трех тысяч депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - высшего законодательного органа КНР!
В гармонии с добрым предзнаменованием премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао начал свой доклад весьма оптимистичными выкладками о результатах хозяйствования в 2003 году: стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) поднялась на 9,1 проц., достигнув 11,67 триллиона юаней (более чем по 1000 долларов на душу населения); внешнеторговый оборот поднялся до 851,2 млрд. долл. (с 5-го в мире места Китай перешел на 4-е); инвалютные резервы достигли 403,3 млрд. долларов; инвестиции в основные фонды - 5,5 триллиона юаней (т.е. 665 млрд. долл). И все это - в год наводнений и разорительной эпидемии СОРС, внезапных таможенных санкций США против китайского ширпотреба. Однако вместо того, чтобы призвать народ к развитию успеха, премьер предложил... снизить темпы роста ВВП до 7%, уменьшить инвестиции в основные фонды.
...Реформы, начавшиеся в КНР четверть века назад под водительством Дэн Сяопина, вполне могут трактоваться как Великий Демонтаж плановой системы хозяйствования с сопутствующим этому формированием рынка.
На китайско-российском научном симпозиуме я спросил у профессора-китайца, страстно воспевавшего преимущества рынка:" Есть ли у Китая опыт планового хозяйствования и если "да", то в какие годы?" Профессор смутился и, покопавшись в памяти, честно сказал: "В 1952 - 1957 гг, в 1962 - 1965 гг., в 1977 - 1979 гг.". То есть больше половины времени, предшествовавшего реформам, китайцы занимались под руководством Мао Цзэдуна волюнтаристскими экспериментами "большого скачка" и "культурной революции". Плановая экономика на протяжении долгих лет существовала лишь на бумаге, и тем не менее до начала реформ китайцы успели создать основы индустриализации, ракетно-ядерный потенциал, запустить первые спутники. Темпы экономического роста в редкие паузы нормальной работы на плановых началах были выше нынешних.
Объективно говоря, рыночные победы одержаны здесь не над плановой системой, а над бедами волюнтаристских экспериментов. Но объективный аналитик не вправе не признавать и того, что реформа, начатая в Китае в конце 1978 года, оказалась для страны спасительной, а ее роль для КНР - выше, чем ленинский НЭП для СССР. Более того, полный демонтаж плановой системы для КНР задача исторически оправданная! Ибо после гибели СССР и исчезновения мировой системы социализма Китаю не оставалось (и не остается) иного пути национального спасения, как инфильтрация в систему мирового капитализма, подчинение законам капиталистической глобализации.
По ходу вытеснения плана рынком (осуществляемого под водительством компартии) "архитектор" Дэн Сяопин и его последователи нашли немало остроумных, творческих решений, но и без "щепок" при демонтаже не обошлось.
То есть форсированные темпы развития под дирижерством рыночных регуляторов, как свидетельствует китайский опыт, сопряжены с нецелесообразным строительством и производством, с расточительством сырья и земли, зачастую тратящихся для производства ненужных вещей, для обогащения паразитических прослоек.
Надо отдать должное китайским лидерам: и премьер Госсовета, и министр финансов, не ограничась изъявлением сочувствия к простому люду, провозгласили в своих докладах воистину сенсационные намерения: на деле приступить к радикальному снижению поборов с многострадального крестьянства - вплоть до полной ликвидации налогов с этой категории населения в пятилетний срок. В комментариях здешней прессы отмечается: столь радикальная мера в Китае провозглашена впервые за 5000-летнюю историю его цивилизации!
... Знаменательной вехой в процессе Великого Демонтажа призваны стать поправки в "дэнсяопиновскую" Конституцию КНР от 1982 года, нацеленные на законодательное закрепление прав частной собственности.
Западные (да и российские) СМИ непрочь преподнести это как некую сенсацию, "крутой поворот" в переходе Китая на капиталистические рельсы. Можно ли эти поправки воспринять как "рубку леса"? Думается, что нет. К концу прошлого года в Китае уже числилось 3 миллиона частных предприятий с суммарным объемом зарегистрированного капитала более 3,3 триллиона юаней (т.е. почти 400 млрд. долларов США!). Права собственности по ним неукоснительно охранялись государством. Более того, негосударственный капитал (зарубежный и отечественный) по ходу "соревнования" с госсектором пользовался многими преимуществами. Внесение этих поправок в Основной закон (предложенное не кем иным, как компартией Китая) - не более, как фиксация давно утвердившейся реальности. В формулировках обращает на себя внимание такой нюанс: защите со стороны китайских законов и Конституции КНР подлежат лишь законные права и интересы частных лиц и их законно приобретенная собственность!
Нынешняя сессия ВСНП явственно демонстрирует желание нового китайского руководства, сформированного год назад, довершить Великий Демонтаж, начатый Дэн Сяопином. Но так по возможности, чтобы в результате возникло рыночное общество "с человеческим лицом" - рынок, "где щепки не летят". Но допустят ли это рыночные законы?