В пасхальный период Святая Церковь предлагает нам множество замечательных примеров, чтобы укрепить веру в Христа Воскресшего, победившего все силы зла. Каждое воскресенье от Пасхи до Вознесения Господа имеет свое название, происходящее от евангельских чтений этих дней - тех, что звучат во время Божественной литургии. Из евангельского повествования ближайшего воскресенья, 9 мая, которое называется Неделей о самаряныне, мы узнаем о том, что проповедь Святого Евангелия обращена ко всем народам.
Самарянка явилась первой проповедницей Евангелия в своем народе и мученической кончиной засвидетельствовала верность Господу. Божественно просты и доступны слова Спасителя, с которыми Он обращается к людям. Господь Иисус Христос глубоко проникает в душу и сознание каждого человека, вкладывая Свое спасительное учение. В беседе с самарянкой у колодца с обычной водой Спаситель говорит о иной, спасительной воде, под которой Он подразумевает евангельское учение. Церковь так сжилась с этим образом, что, когда в своих богослужебных текстах говорит о живой воде, подразумевает животворящее учение Господа Иисуса Христа. И поэтому в праздник Преполовения, то есть на 25-й день по Пасхе, христиане взывают ко Господу: "Жаждущую мою душу благочестия напой водами". Праздник Преполовения в этом году Церковь отметила 5 мая.
Люди, ищущие истинного духовного совершенствования, жаждущие спасения своих бессмертных душ, всегда стремятся к встречи со Христом. Пусть души верных Господу и в дни нынешних пасхальных торжеств, и всегда вкушают живую воду Его учения.
Предлагаем читателям Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, сказанное Владыкой в Неделю о самаряныне
Мы продолжаем в радости духовной праздновать Пасху Господню, утверждая в своей благочестивой памяти учение Христово, укрепляясь в вере православной. Начиная с первого дня Пасхи за каждой литургией читается книга Деяний святых апостолов, которая описывает первые годы истории Святой Церкви.
Сегодня мы слышали о том, что в Антиохии ученики Иисусовы впервые начали себя называть христианами. И это наименование сохранилось в течение двух тысячелетий до сегодняшнего времени. Каждый, кто верует в Господа Иисуса Христа и принимает Таинство Крещения, именуется христианином.
Однако мне хочется говорить о евангельском повествовании от Иоанна, по содержанию которого называется сегодняшняя Неделя. В Писании часто упоминаются самаряне. Мы имеем свидетельство о том, что непреодолимая вражда лежала между ними и иудеями. Чтобы понять суть вопроса, нужно вспомнить историю израильского народа за много веков до пришествия в мир Христа Спасителя. Самария - одна из частей Палестины. В царствование Осии, царя израильского, ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел в плен, а на их место переселил язычников из Вавилона и других мест. Об этом рассказывается в Библии, в 4-й Книге Царств, в 17-й главе. От смешения этих переселенцев-язычников с оставшимися евреями произошли самаряне. Они принимали Пятикнижие Моисеево, но отвергали писания пророков и предание. Поэтому евреи считали их хуже язычников, не принимали в свое общество и не имели с ними никакого общения. Когда иудеи возвратились из плена, то начали строить храм в святом граде Иерусалиме. Самаряне хотели было тоже принять в этом участие, однако евреи их не допустили. Тогда самаряне выстроили храм на горе Гаризим, ставший средоточием их религиозной жизни. И вот потому-то самарянка при беседе с Господом и спрашивала, где же следует поклоняться Богу: в самарянском храме или в Иерусалиме? Так начинается беседа о тайнах Царства Божия.
Но не смогла сразу вместить жена-самарянка эти глаголы вечные. И тогда Христос говорит ей: "Иди пригласи мужа твоего" (см.:Ин.4:16). А она мужа не имела. Спаситель показывает Себя сердцеведцем. Он начинает говорить самарянке о таких подробностях ее жизни, о которых, может быть, никто и не знал. Говорит о самом сокровенном для нее и показывает, что перед ней не обычный учитель израильский. Тогда самарянка стала у Него спрашивать о Мессии, Которого ожидал еврейский народ и другие лучшие сыны и дочери рода человеческого. Христос открывается перед нею, говорит: "Это Я, Который беседует с тобою" (см.:Ин.4:26). И жена-самарянка забывает обо всем на свете. Она забыла, зачем пришла к колодцу Иаковлеву. Она поспешила в свое селение и рассказала об этой встрече землякам. Множество самарян пришли ко Христу и просили Его посетить селение их, ибо уверовали в Господа. Не только евангельские строки донесли до сегодняшнего дня свидетельство о той встречи Христа с самарянкой, но и сама Святая Земля, Самария, сохранившийся колодец Иаковлев и самарянский народ, который и ныне живет там, - все напоминает нам о подлинности, о действительности этой встречи. В 1964 году, когда я был Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, я возглавил делегацию представителей нашей Церкви, которая паломничала по святым местам Востока. У нас произошла памятная встреча у колодца Иаковля с одним самарянином. Узнав, что мы христиане, паломники, он попросил милостыню, а потом сказал: "Вспоминайте нас, самарян, в святых своих молитвах: Христос не прошел мимо нас".
Мы действительно вспоминаем сегодня о том, как одна живая душа, ищущая Бога, по-человечески павшая, грешная, встретилась со Христом, уверовала в Него как в Спасителя и сама стала проповедовать Христа своему народу. Как повествует Церковное Предание, самарянка изменила к лучшему свою жизнь. Это та святая Фотина или Светлана, память которой Святая Церковь творит 20 марта по старому стилю. Из ее жития мы узнаем, что она стала мученицей Христовой и два ее сына и пять сестер также стали христианами и приняли мученическую кончину.
Каждое слово Христа из беседы с самарянкой - свидетельство живого Бога. Эта беседа нас научает и вразумляет. Но как часто это было в истории, среди некоторых неправославных христиан отдельные места из беседы Христа с самарянкой не все понимают так, как от начала учила Святая Церковь. Я имею в виду слова Господа о том, что настанет время и настало уже, когда истинные верующие будут поклоняться Отцу в духе и истине. Исходя из этих слов, некоторые отвергают все: внешнее богопочитание, почитание икон, крестное знамение, Таинства Церкви и обряды. Они говорят, что достаточно только "поклоняться в духе и истине" и не нужно ничего другого.
Нельзя строить целое учение в отрыве от всего евангельского сказания. Святая Церковь в духе наставлений Христа и апостольского предания на Вселенских Соборах утвердила все то, что мы содержим как учение Православной Церкви, что является для нас, православных христиан, сокровищем, которое мы должны неповрежденно хранить. Спаситель говорил о том, что основой для жизни будущей Церкви является не ветхозаветное внешнее богопочитание, а нечто большее. Все, происходившее в Ветхом Завете, предназначалось для воспитания народа Божия и подготовки к принятию Мессии - Спасителя мира. Иисус Христос одухотворил ветхозаветный закон. Он научил нас не только внешнему почитанию, но и поклонению Богу в духе и истине, чтобы мы своей жизнью, всем своим существом прославляли великое имя Божие.
Об этом говорит святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: "Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших" (1 Кор.6:20).
Мы знаем, что и Сам Господь совершал внешнее делание при молитве. Евангелисты описывают Его моление в Гефсиманском саду, когда Он склонялся на землю, когда молитва Его была до пота кровавого.
И поэтому мы, братья и сестры, должны хранить как бесценное духовное сокровище все то, чему учит нас Церковь Христова, что передано ей от Господа и Его апостолов.
Текст печатается по книге "От сердца к сердцу".
***
Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются.
Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна, 4:5-14
Материалы предоставлены Московской епархией.