Проходит томительный и, казалось, бесконечный период сорокадневного Рождественского поста. Мороз набирает силу, но земля согревается пластом белого снега, в темном небе таинственно мерцают бриллианты звезд, и вот наконец наступает тот день, когда в православных храмах торжественно звучит: "Христос рождается - славите! Христос с небес, срящите (т.е. встречайте)!"
Две тысячи лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Богомладенец не был встречен почетом и богатством. У Него не было даже колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он родился за городом, в пещере, где пастухи укрывали стада овец в непогоду, и был положен в ясли - деревянный ящик, куда кладут корм для животных. О том, как это происходило, мы читаем у евангелистов Матфея и Луки. Рассказ о Рождестве Христовом они, естественно, ставят в начало. У обоих евангелистов это вторая глава.
Удивляет, в какой глубочайшей тайне от людей совершилось пришествие в мир Царя этого мира! О чудесном рождении Предтечи и Крестителя Господня Иоанна рассказывали "по всей нагорной стране Иудейской", а рождение Самого Спасителя не привлекло столь пристального внимания. Дева Мария для всех состояла в законном браке. А само рождение, по промыслу Божию, произошло вдали от людей. Матерь Божия Сама и "спеленала Его, и положила Его в ясли" (Дк. 2,7). Была ночь, все вокруг спали.
Но вся вселенная всколыхнулась. Апостол Лука пишет о пастухах, "которые содержали ночную стражу у стада своего". "Вдруг предстал им Ангел". И тут же - "многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение"! Это место из святого Евангелия читается в храмах в рождественский сочельник, накануне праздника. Первыми гостями Божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым ангел возвестил о Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2,10-12). Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. А в самое Рождество мы слышим еще более удивительное свидетельство. Пришли неведомые люди "с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Волхвы принесли Младенцу Христу дары - золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото подобает Царю, ладан приносят Богу, а смирну волхвы подарили Родившемуся как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). На всем лежала печать единого Творца. Все связано - и Ангелы, и звезды, и люди. Это чувствовали ученые люди из стран языческих. Они всячески старались уловить связь видимого мира с человеческой судьбой. Особенно привлекали их небесные светила, что вполне справедливо. Эти светила были сотворены не только "для отделения дня от ночи", но и "для знамений, и времен, и дней" (Быт. 1, 14). Восточным волхвам удалось вычислить звезду Царя Иудейского!
Но в Иерусалиме они беспомощно спрашивают: где родившийся Царь? Волхвы вычислили самый факт рождения, но никогда не смогли бы найти Самого Царя. Но, поскольку они честно искали, Господь совершил для них чудо: звезда, которая, по мнению видных богословов, являлась некоей силой Божьей или ангелом, а в глазах волхвов была вполне астрономической звездой, вдруг оживает, спускается, ведет их и останавливается над самым "местом, где был Младенец". Бог приходит на помощь, когда кончаются силы человеческие.
Но что далее? Волхвы принесли дары и ушли "в страну свою". Пророческие книги возвестили только то, что Христу надлежит родиться "в Вифлееме Иудейском". Пастухи, "славя и хваля Бога" (Лк. 2,20), возвратились к своим стадам. И никто из этих свидетелей никому прямо не указал на Младенца. Святое семейство скоро вынуждено было бежать в Египет. Пастухи продолжали наполнять землю слухами. Волхвы, придя в свою землю, хранили глубоко в сердце то, что видели и слышали. Для кого же все это было? Конечно же для нас с вами, а в первую очередь - для Пречистой Матери Христа Девы Марии, Которая "сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк: 2,19).
Упало в землю горчичное зерно, малейшее из всех. Прикоснулась к пораженному грехом, мертвому естеству Божественная закваска. Встревоженная на время ангельским пением ночная тьма снова сомкнулась и будет еще долго торжествовать, пока не придет час и не разорвет ее окончательно свет Христова Воскресения.
Ведущий рубрики - священник Русской православной церкви Александр Бутрин