В августе православные христиане отмечают большие двунадесятые религиозные праздники — Переображение Господне (19 августа) и Успение Божьей Матери (28 августа).
Как известно из Нового Завета, Иисус очень долго, начиная со дня Своего рождения на Земле, выглядел и вел себя так, что ничем не выделялся среди других иудеев и их соседей: он жил так же, как его ученики, одевался, как они, ел то же, что ели они, и терпеливо переносил все тяготы постоянной кочевой жизни — жизни основателя и проповедника новой религии. Это нелегкая жизнь, особенно в такой знойной стране, как Земля Обетованная. Можно себе представить трудности переходов с одного места на другое, сморенных полуголодных учеников, которых, наверное, постоянно удивлял этот Человек — такой особенный и такой не похожий на то, что народы всех времен представляют действительным Божеством. Иисус хорошо понимал это, потому что однажды спросил учеников: «Кем люди меня почитают?» Ученики же ответили: «Иоанном Крестителем, а другие — Илией, а еще другие — что это воскрес один из древних Пророков». Он же сказал своим сторонникам, «что должен идти в Иерусалим и пострадать много от старейшин, и первосвященников, и книжников; и будет убит и воскреснет на третий день».
Но вскоре Иисус смилостивился над тремя своими любимыми учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — и решил показать им Свою Божественную сущность и величие (кто знает, может, Иисус из Назарета надеялся, что три посвященные ученика как-то успокоят и других апостолов?). И вот берет Иисус Петра, и Иакова, и Иоанна, брата его, и ведет их на высокую гору Фавор. Там Он вдруг преобразился перед ними — принял другой вид, одежду: «Лицо Его (стало), как солнце, засияло, а одежда Его стала белой, как свет. И вот появились рядом с Ним ветхозаветные пророки Илия и Моисей (при своей жизни, за много веков до Рождения Иисуса, Моисей молил Господа, чтобы Он наедине показал ему Свою Божественную славу; Господь тогда ответил на это: «Человек не может увидеть Меня и остаться живым». Но во время Преображения Бог показал Моисею Иисуса, т.е. Себя в ипостаси Иисуса.) Как свидетельствуют некоторые расчеты богословов, чудо на горе Фавор произошло в 29 году нашей эры (по нашему летоисчислению).
А через какое-то время яркое облако заслонило всех троих, и вот голос из облака послышался — голос Бога: «Это Сын Мой возлюбленный, которого Я возлюбил. Его слушайтесь!» И пали ученики на землю и испугались сильно. Иисус же подошел, коснулся их и сказал: «Вставайте и не бойтесь!». А когда они возвращались с горы, завещал им Иисус: «Не говорите никому об этом видении, пока Сын Человеческий из мертвых не Воскреснет. И апостолы послушно молчали и никому ничего не сказали о том, что видели».
Все это произошло на священной горе Фавор (арабы называют ее Djebel Tor — «Гора быка»), на которую часто ссылается Библия. Сегодня там возвышается построенная в 1923 году базилика Преображения; перед собором можно увидеть архитектурные останки разрушенных древних храмов — византийской эпохи и периода крестовых походов.
Несмотря на то, что Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя, праздник Преображения отмечается в августе, а не перед Пасхой — иначе праздновать пришлось бы во время Великого поста. Как свидетельствуют исторические источники, этот праздник был установлен Церковью довольно рано — в IV веке (во времена двух первых Вселенских Соборов), а его корни уходят во II—III вв. Согласно некоторым упоминаниям, равноапостольная Елена, мать Константина Великого, воздвигла на горе Фавор храм в честь Преображения (до наших дней не дошел).
Возникает вопрос: почему ветхозаветные пророки Моисей и Илия связаны именно с христианским Преображением? Богословы утверждают, что содержание этого праздника напоминает историю восхождения Моисея на гору Синай и явление ему в облаке Бога-Отца, который продиктовал Моисею «Скрижали», 10 заповедей. В новозаветном Преображении вершина горы Фавор также накрывается облаком, из которого ученики Христовы услышали голос Отца Небесного. На Синае Моисей трепетал и радовался близости Бога, и так же на Фаворе ученики Спасителя сначала закричали от страха, а потом возрадовались так, что не помнили и не понимали того, что говорили. Таким вот образом пророк Илия и пророк Моисей засвидетельствовали, как говорят богословы, связь времен, связь Старого и Нового Заветов, а также осуществление обещаний Божиих, действительных во все времена.
P.S. Немного о современных метаморфозах
Сам по себе факт поразительного и неожиданного «преображения» человека, который вдруг «является» (скажем, перед выборами) народу Божьему в совсем неожиданной «ипостаси» (с новыми убеждениями, лозунгами и союзниками), не является таким уж великим «чудом» в украинском обществе. Более того, мы к этому привыкли и потому не верим даже тем, кому, возможно, нужно было бы верить непременно. Так что если бы кто-либо из публичных политиков спустился к нам с Горы, держа в руках ну хотя бы священные «Скрижали», он имел бы мало успеха. Потому что если библейские персонажи обычно меняют — под влиянием Благодати — свой обычный малопривлекательный образ на образ, соответствующий их благородным поступкам, то среди украинских «героев» все всегда наоборот. Сначала вещают народу из густого тумана свои «туманные», но благородные намерения, дают обещания и кровавые клятвы, а когда туман рассеивается (не сразу и не всегда), предстают пред белым светом во всей своей неизменно лживо-беспомощной никчемности. Присутствующим же «апостолам» остается только свистеть и цитировать из совсем другого текста: «А король-то, выходит, голый — как всегда!».