Главная >> 5 >> 36

СТРЕЛЫ ИЛЬИ-ПРОРОКА ПРОТИВ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

ГРОМ ГРЕМИТ - ИЛЬЯ В ПОЛЕ КОПНЫ


СЧИТАЕТ... И СНОВА ИЛЬИН ДЕНЬ НА ДВОРЕ 2 АВГУСТА пророке Божием Илие повествуется в Библии, в Третьей книге царств. В то время когда Израиль во главе со своими царями уклонялся от истинного Бога в идолопоклонство, пророк Илья ревностно обличал правителей и народ за поклонение чужим богам. Желая показать истинность веры в единого Бога, пророк своей молитвой испросил у Бога огонь на залитые водой дрова. По его молитве огонь с неба испепелил и воду, и дрова, и камни.


Желая вразумить еврейский народ, Илья помолился Богу, и наступила великая засуха, которая продолжалась три с половиной года. И затем по его молитве Господь послал дождь на землю, и засуха прекратилась. За свою великую ревность ко славе Божией Илия был взят живым на небо на огненной колеснице. Иудеи считали, что он должен вновь явиться на землю перед пришествием Мессии. Бог взял Илию на небо живым, тем самым был преодолен закон, положенный Адаму, -возвращение в землю, откуда взят человек. В этом смысле Илия - предтеча Христа.


Надо сказать, что среди русского народа святой Илья пользуется особенным уважением и принадлежит к самым популярным святым наравне с Николаем Угодником. Люди считают его суровым, грозным, карающим, но справедливым (Николай Чудотворец по сравнению с ним намного мягче и терпимее). Но тем не менее Илье тоже присущи теплые чувства. Люди говорят, что пророк бывает очень щедрым, причем эта черта характера может проявляться во многих вопросах. Взять, например, погоду. Если давно не было дождей, то стоит попросить Илью, и сразу появляется целительная влага. Считается, что Ильинские дожди, если можно так выразиться, наиболее "концентрированны". Очевидно, полезного в них много, потому и результат потрясающий: после них растительность на глазах наполняется соками. Если же, наоборот, до Ильина дня дожди заливали землю, то стоит пророку ступить на эту грешную землю, как наступает тишина и выглядывает солнце. Одним словом, в его подчинении дожди, гром, молнии, иногда и солнце его слушает.


Ильин день на Руси всегда отмечался, причем к празднику полагалась особая подготовка. Кануна, привычного нам по другим праздникам, в Ильин день не было. Работы было, конечно, много, но времени хватало на все. Прежде всего надо было в домах навести порядок, перестелить постели. Как говорится, "Новая новина и Ильин день, Ильинская соломка - деревенская перинка". Все старое - на свалку, а новое - в дом. После этого надо было идти в поле. Как ни странно, но работать там не полагалось, ведь Илья может и разгневаться. В этот день на полях проводили обряд первого снопа: "Первый сноп - Илье на бородку". Ритуальный зажин начинала всегда большуха (старшая в семье баба). Пучок ржи срезали, связывали и украшали - сноп становился именинником. После этого можно было сжать еще немного ржи, чтобы ее обмолоть и выпечь новый хлеб. Этот хлеб принято было освящать в церкви, а затем угощаться им.


Надо сказать, что выпечка "зажиночного" хлеба проходила в торжественной обстановке. Вынутые из печи румяные и душистые караваи хозяйка окропляла колодезной водой и накрывала чистым полотенцем, чтоб они "дошли". В центре праздничного стола клали новый каравай, разрезали его, не спеша, и одаривали всех присутствующих. Часто в этот день устраивались мирские складчины, на которых пировала вся деревня.


На Ильин день принято было перегонять пчел, подчищать ульи, подрезать первые соты.


Ну коль разговор сегодня всецело посвящен Илье громовержцу, то, наверное, будет правильно вспомнить о его далеком предке - Перуне. Многие считают, что после принятия христианства все свои полномочия он передал Илье пророку. В языческие времена Перун был верховным божеством наших пращуров. Люди считали, что он обитает на небе и повелевает небесным огнем. Оружием Перуна были камни, из которых он делал свои стрелы. Кстати, в Полесье до сих пор верят, что молния - это каменная стрела, пущенная на землю, только вот о Перуне люди умалчивают. Русичи представляли Перуна как воинственного бога, он был покровителем древнерусской княжеской дружины. Из дней недели Перуну был посвящен четверг (у полабских (балтийских) славян четверг так и назывался -"Перунов день"). Из животных Перуну принадлежал конь, а из деревьев - дуб. У таких великих перуновых дубов в языческие времена проводились разные обряды.


От Перуна Илья пророк унаследовал любопытный мифологический мотив, что во время грозы Илья своими стрелами убивает нечистую силу. Достает ее он везде, где бы она ни была: под деревом, под животным, в одежде человека. И никуда ей не скрыться от огненных стрел громовержцев.