Главная >> 5 >> 36

ЗАВТРА ПОМОЛИТЕСЬ - ВАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ

А чтобы лечиться святой водой весь год, можете набрать ее даже из-под крана


ПОСТАВЬТЕ КРЕСТ НА ДВЕРЯХ


"Крещением" - праздником Богоявления - завтра заканчиваются святки. Эти дни наполнены застольями и хождением друг к другу в гости. И никто, в том числе и самые ревностные монахи, не должны поститься и преклонять колена при молитве, будь то в храме или келье. Двенадцатидневный зимний цикл символизирует собой приход в мир Спасителя и его жизнь до тридцатилетнего возраста. Начинается он с Рождества Иисуса, а заканчивается Крещением Господним в Иордане Иоанном Предтечей и выходом Христа с открытой проповедью. Между этими событиями вспоминают поклонение волхвов, пришедших за Вифлеемской звездой, бегство праведного Иосифа с Девой Марией в Египет, и избиение младенцев от посчитавшего себя одураченным, разъяренного Ирода Великого, царя иудейского.


Перед наступлением Крещенского свят-вечера, по народному преданию, - время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем - в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникновения в дом таких "незваных гостей", ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, которые считаются надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях - быть беде, считали в старину.


Церковь, конечно, считает это поверье, как и многие другие, выдумками, но люди на всякий пожарный считают, что "на Бога надейся, а сам не плошай"...


КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА БУДЕТ ВАС ЛЕЧИТЬ ВЕСЬ ГОД


Непременный атрибут праздника - крещенская вода. Освящение ее производится дважды: вечером, накануне - в храмах, и в день праздника - на водоемах. Для этого совершают крестный ход - "на Иордань". Так зовется прорубь, приготовленная специально по такому случаю. Вода на Богоявление приобретает особую силу и годами не портится. А потому называется "великой агиасмой" - святыней. Самое интересное, что такие свойства в эти дни приобретает вся вода в природе, даже в обычном трубопроводе. Бутылочку "иорданской" издавна считалось необходимым иметь в каждой хате. По глоточку, в случае любой болезни, ее принимают натощак. Народ окропляет дом и вещи во избежание сглаза, порчи и других напастей.


Как рассказывает древняя легенда, один киевский купец, путешествуя по Палестине, уронил в Иордан свой кувшин. А по прошествии нескольких лет нашел его уже дома - в родном Борисфене. С тех пор люди считают, что неизведанным подземным путем эти реки соединяются. Но смысл эта красивая притча имеет, безусловно, символический. Ведь Киев для нас, славян - второй святой Иерусалим, а Днепр, соответственно - наш Иордан.


До революции на Водосвятие большая часть горожан приходила в Богоявленский монастырь на Подоле. Разрушили его в 1935 году, в самый пик борьбы "с предрассудками". Тогда раздача крещенской воды приравнивалась к религиозной пропаганде и наказывалась уголовной статьей. Теперь в день праздника ее снова запасают и раздают во всех существующих храмах. Многие, тем не менее, предпочитают идти за водой в особые места, как, например, в Лавру - к колодцам преподобных Антония и Феодосия, ведь там она "особая".


Святки заканчиваются так же, как и начинались - Сочельником, с кутьей, узваром, колядками и щедрым вечером. А также ожиданием первой звезды - для тех, кто верит, что мечты сбываются, если не перестаешь верить.


ТРАДИЦИЯ


Слово "Богоявление" имеет два значения. Одно говорит о том, что жизнь Мессии, скрытая раньше от народа, стала явной - настало время исполнения его миссии. А кроме этого, в момент самого Крещения, по Евангелию, Бог явил себя воочию - с неба в образе голубя на Христа спустился святой дух и прогремел голос: "Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение".


Отсюда и народное поверье: "На Богоявление небо открывается, о чем ему помолишься, то сбудется".