С Новым годом, дамы и господа! С новым, 2006 годом! Как часто нам еще предстоит услышать эти слова в многочисленных поздравлениях официальных и неофициальных лиц, родственников, друзей, знакомых, малознакомых и даже совсем незнакомых людей. С новым, 2006 годом! А почему именно с 2006-м? С какого исторического момента ведет отсчет наш календарь и когда такая система отсчета появилась в нашей стране? Вряд ли кто из нас задумывался над подобными вопросами. А между тем люди тысячелетиями ломали головы над поиском точки отсчета для летосчисления и породили на свет немало таких систем.
Сейчас в России вряд ли найдется человек, который не знает, что современное летосчисление ведется от Рождества (то есть рождения) Иисуса Христа, которое произошло 25 декабря 1-го года по этой системе. Праздник Рождества Христова отмечается в России 7 января, но по старому, юлианскому календарю, которого до сих пор придерживается Русская православная церковь. Католики отмечают Рождество по новому, григорианскому календарю 25 декабря. Таким образом, следующий год будет 2006 годом от Рождества Христова. В советские времена, когда Иисус Христос оказался "вне закона", отечественные революционеры менять отправную точку отсчета лет не решились (в отличие от некоторых их западных коллег). Поэтому эпоху, следующую за рождением Христа, объявили "нашей", или "новой эрой" (сокращенно н. э.), и, соответственно, прошедшие годы теперь делились на годы нашей эры и годы до нашей эры.
Однако такой порядок существовал далеко не всегда. Одна из первых систем летосчисления появилась в Древней Греции. Тогда главным событием для всех без исключения греческих полисов, представляющих собой, по сути дела, самостоятельные государства, были Олимпийские игры. Именно по Олимпийским играм и вели счет годам древние греки. Авторами этой системы летосчисления стали историк Тимей (около 352-256 гг. до н. э.) и математик Эратосфен (около 276 - около 196 гг. до н. э.). Так как Олимпийские игры проводились раз в четыре года, то и отсчет велся соответственно - с указанием номера Олимпиады и года от этой Олимпиады, например 2-й год 15-й Олимпиады. Интересно, что именно при помощи данной системы летосчисления историкам удалось установить точную дату первой Олимпиады - 1 июля 776 года до н. э. Описывая одно из сражений, произошедшее в 4-м году 48-й Олимпиады, Марк Туллий Цицерон указывает, что в этот день случилось полное солнечное затмение. Астрономы легко установили, что по современной системе летосчисления затмение произошло 28 мая 585 года до н. э. В книге "Жизнь Никия" Плутарх упоминает о полном лунном затмении 4-го года 91-й Олимпиады. Это затмение астрономы датировали 27 августа 413 года до Рождества Христова. В 394 году н. э. римский император Феодосии I запретил Олимпийские игры, но, несмотря на прекращение Игр, система летосчисления продолжала еще некоторое время существовать.
Прагматичные древние римляне не стали утруждать себя созданием каких-либо систем. Они называли годы по консулам, которые избирались каждый год 1 января. Первыми консулами Древнего Рима стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н. э. Такая система отличалась простотой и не требовала каких-либо дополнительных расчетов, чем, собственно, и нравилась жителям Вечного города. Сломать ее не удалось даже знаменитому императору Константину I Великому, основавшему город Константинополь, ставший, по сути дела, второй столицей империи. С тех пор консулов избирали в каждой столице - в Риме и Константинополе, и в каждой столице по-своему именовали годы. В 534 году н. э. должностные обязанности консулов сосредоточились в руках византийских императоров, в связи с чем император Юстиниан I приказал с 537 года вести отсчет лет по годам правления императоров. Последним "счетным" консулом был Флавий Василий Меньший, избранный на эту должность в 541 году. Интересно, что народ долго не мог отвыкнуть от системы летосчисления по консулам, поэтому еще долго считал года следующим образом: 1-й, 2-й, 3-й и так далее год post consulatum Basilii (после консульства Василия). Так, пятый Вселенский церковный собор 553 года проводился "в 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12-й год после консульства славнейшего мужа Василия". И только император Лев Философ (886-912 гг.) специальным указом запретил использовать систему летосчисления по консулам.
Впрочем, систему летосчисления по годам царствования императоров в Риме опробовали значительно раньше, чем в Византии, еще до основания Константинополя. И вполне логично, что такая система появилась при первом римском императоре (конечно, в современном смысле этого слова, поскольку изначально в Древнем Риме титул императора присваивали военачальникам за выдающиеся победы) Октавиане Августе. В августе 43 года до н. э. Октавиана избрали консулом. С этого года и начала отсчет новая система летосчисления - так называемая эра Августа. Интересно, что даже само слово "эра" (по латыни - aera) некоторые исследователи расшифровывают как аббревиатуру "ab exordio regni August!", то есть "от начала царствования Августа". Хотя существует и более простое толкование этого слова - "аега" в переводе с латыни означает "число".
Наиболее устойчивой из систем летосчисления по императорам оказалась "эра Диоклетиана". Свой отсчет она начинает с 284 года н. э. - года начала правления Диоклетиана. Эра надолго пережила своего создателя, отрекшегося от престола в 305 году. Ее активно использовали не только астрологи, но и христианские епископы Александрии при расчете дат празднования Пасхи. Дабы название эры не резало слух именем одного из самых жестоких гонителей христиан, ее вскоре переименовали в "эру мучеников чистых". Действительно, карательные органы Диоклетиана значительно пополнили христианские святки именами велико- и просто мучеников (одной из самых известных жертв императора стал святой великомученик Георгий Победоносец). Под названием "эры мучеников чистых" эра Диоклетиана дожила до наших дней - ее до сих пор применяют христиане-копты в Египте, Эфиопии и Судане.
Систему летосчисления по годам правления императоров можно смело назвать одной из самых популярных в мире. Так, в Китае года нумеровались не по императорам, а сразу, чтобы не мучаться, по императорским династиям - 3-й год династии Цинн, 12-й год династии Сунн и так далее. В Японии летосчисление по императорам по сути дела сохранилось до сих пор. Так, русско-японская война 1904-1905 годов для японцев пришлась на 38-39 годы эпохи Мэйдзи.
Тем не менее поиски отправной точки продолжались. У средневековых историков большой популярностью пользовалась эра "ab urbe condita" - "от основания города". Под "городом" подразумевался все тот же Рим. Правда, сами римляне этой системой пользовались мало, поскольку исследователи так и не смогли прийти к единому мнению по поводу даты основания города. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) потратил немало времени на популяризацию открытой им же даты - 3-й год 6-й Олимпиады, то есть 753 год до н. э. С тех пор 21 апреля 753 года до н. э. стало чуть ли не официально считаться датой основания Рима. Система летосчисления "от основания города" продержалась в Европе аж до конца XVII века.
С распространением в мире христианской религии появились и идеи выбрать за начальную точку отсчета именно "христианское событие". Так родилось сразу несколько систем летосчисления "от сотворения мира". Как и сама христианская религия, идея считать года от сотворения мира была позаимствована у древних евреев. Согласно древнееврейскому лунно-солнечному календарю, бог приступил к созданию мира 7 октября 3761 года до н. э. , в понедельник, в 5 часов 204 хелека (хелек равен 1/1080 часа). Этот календарь в 499 году н. э. подвергся реформе, и в этом виде по сей день официально применяется в Израиле наравне с григорианским календарем.
Создатели новых систем летосчисления перелопатили даже не большое, а просто огромное количество библейских и небиблейских источников, чтобы выстроить в единую хронологическую шкалу не менее огромное количество библейских и небиблейских событий. И это при условии, что в результате многочисленных переводов и переписываний существовало огромное количество различных вариантов одних и тех же библейских текстов. Как и следовало ожидать, "возраст мира" у каждого исследователя получился свой собственный. Одним из первых (если не первым) за работу принялся антиохийский епископ Феофил. По его подсчетам, бог сотворил мир 1 сентября 5969 года до н. э. Так около 180 года появилась на свет антиохийская эра (по другим источникам, началом ее отсчета является 5515 или 5507 год до н. э.). Одной из самых живучих оказалась александрийская эра, или эра Анниана, появившаяся в начале 400-х годов и просуществовавшая вплоть до IX века н. э. Датой сотворения мира эта эра называла 25 марта 5001 года до н. э. Однако уже в VI веке в Византии начали использовать другую систему, получившую название "византийской". В ней счет дней и лет велся от сотворения Адама, которое эта эра относила на 1 марта 5508 года до н. э. (в действительности же, если устранить все анахронизмы византийской эры, она должна начинаться с 5493 года). Именно византийская эра была заимствована после крещения Киевской Руси и "дотянула" в нашей стране до 1699 года.
Католическая церковь в вопросах летосчисления долгое время шла рука об руку с православной, но в конце IX века архиепископ Вьеннский Адона предложил использовать временную шкалу, основанную на латинском переводе Библии. На заседаниях Тридентского собора 1545-1563 гг. латинский перевод был объявлен каноническим, и на Западе утвердилась собственная система летосчисления, ведущая отсчет от 4713 года до н. э. , или даже от 4004 года.
Итак, мир получил 200 различных систем летосчисления "от сотворения мира", расходящихся между собой более чем на 3500 лет. Возможно, ученые так и не пришли бы к единой точке отсчета, если бы не папский архивариус Дионисий Малый. Именно он в 525 году предложил считать годы от Рождества Христова (в латинской традиции "Anno Domini" (AD) - "года Господня"). Кстати, 525 год, как и все предыдущие даты, мы приводим именно по системе летосчисления Дионисия, ставшей теперь уже привычной для всех россиян (и не только для россиян) "нашей эрой". Как архивариус строил свои расчеты, остается только догадываться. Никаких достоверных сведений на этот счет у исследователей не сохранилось. Однако теперь уже не вызывает сомнения, что с определением даты рождения Христа Дионисий ошибся на несколько лет. Так, согласно последним исследованиям, легендарный царь Иудеи Ирод I Великий, устроивший описанное в Библии избиение младенцев, скончался в 4-м году до Рождества Христова, то есть за 4 года до рождения Христа, которого, согласно Евангелию, он пытался убить. Существует немало и других претензий к расчетам Дионисия. Но тем не менее разговоры о пересмотре предложенной им эры пока всерьез не ведутся.
Впервые датировка по новой эре появилась в начале VII века в документах папы римского Бонифация IV, а с 1431 года папа Евгений IV уже регулярно использует ее в документах канцелярии Ватикана, правда, параллельно с эрой "от сотворения мира". На протяжении VIII-IX веков "новая эра" широко распространилась по Европе. Ее использовали в своих трудах Марк Аврелий Кассиодор, Юлиан Толедский, Беда Достопочтенный и многие другие.
Византия долго отказывалась от использования системы летосчисления от Рождества Христова, поскольку вплоть до XIV века в ней не прекращались споры о времени рождения Иисуса. В Россию новая эра попала вместе с новой датой празднования Нового года (1 января вместо 1 сентября) при Петре I. Вслед за 31 декабря 7208 года в нашей стране наступило 1 января 1700 года, которое Петр также ошибочно принял за начало нового века (в действительности же XVIII век начался 1 января 1701 года).
Увы, лавры Дионисия Малого еще долгое время не давали (и не дают) покоя многим любителям найти новую точку отсчета времени. Так, после Великой французской революции во Франции годы стали отсчитывать от 22 сентября 1792 г. - даты провозглашения Республики. По приказанию Бенито Муссолини в Италии за точку отсчета новой "фашистской эры" был принят 1933 год. Северная Корея до сих пор считает годы со дня рождения своего коммунистического лидера Ким Ир Сена - 15 апреля 1912 года. Но для большинства людей на планете Земля новый год станет 2006-м годом.
Так что с Новым годом вас! С новым, 1465 годом после консульства славнейшего мужа Василия, 1722 годом эры мучеников чистых, 18 годом эпохи Хэйсэй, 2760 годом от основания города, 7515 годом от сотворения мира (византийской эры). В общем, с 2006-м.