4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому) - праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы - храмовый праздник Свято-Введенского собора Сольвычегодска.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - один из главных двунадесятых праздников годового круга, который связан с событиями детства Девы Марии, с началом ее жизни в Иерусалимском храме. Это первый этап пути, ведущего к появлению на земле Спасителя.
В Священном Писании рассказывается о благочестивых супругах Иоакиме и Анне, у которых долгое время не было детей. Отчаявшийся Иоаким покидает свой дом, уходит "к стадам своим", предается молитве, решив остаться там, "пока Господь не снизойдет к нему". Опечалена и оставшаяся дома Анна. Но обоим супругам является ангел, который предсказывает, что у них будет ребенок, что Анна зачнет и родит дитя, о котором будет говорить мир. Получив эту благую весть, Анна обещает посвятить будущее дитя Богу, с чем соглашается и отец - благочестивый Иоаким.
Исполнить свой обет, отдать дочь в Иерусалимский храм, который почитался обиталищем Бога на земле, родители решают тогда, когда ей исполнится три года. В назначенный срок Иоаким приказывает позвать непорочных дев иудейских, чтобы они стали по пути в храм со светильниками и зажгли их, "дабы дитя не возвратилось назад и чтобы полюбило храм Господень". Так и было сделано. Сопровождаемая родителями и девами со светильниками трехлетняя Мария приходит в храм, где ее встречает, благословляет и предрекает, что через нее явит Господь искупление, первосвященник Захария. Двенадцать лет, до совершеннолетия, когда, по обычаю, она должна была покинуть храм, жила Мария в нем "как голубица", и пищу ей приносил ангел.
Родительский обет посвящения дочери Богу исполнился сполна: тому свидетельство и пророческое благословение первосвященника при приходе малютки в храм, и та радость, с которой она остается в Божьем доме. Из рассказа следует, что введение Марии во храм - начало той особой, посвященной Богу жизни, в которой она обретет благодать, станет "благословенна между женами" и воплотит по слову Божьему Спасителя.
Прославляя это радостное и таинственное событие, замечательные образы создали художники Древней Руси. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы широко изображался как во фресковой живописи, так и в иконописи.
В коллекции "Древнерусская живопись" Сольвычегодского историко-художественного музея имеется несколько икон с изображением этого праздника. Наиболее интересной (с исторической и художественной точек зрения) является подписная икона второй половины XVI века - вклад Аники Федоровича Строганова (основателя Благовещенского собора) в Введенский монастырь. Эта икона в данное время занимает достойное место в постоянной экспозиции Благовещенского собора. В XVII веке Никитой Григорьевичем Строгановым к ней был положен великолепный серебряный оклад. Средник этого оклада, выполненный замечательными русскими мастерами в технике скани, также представлен на выставке.
С. СУББОТИНА, научный сотрудник СИХМ.