Когда около года назад в Тверии было объявлено о возрождении древнего иудейского административно-судебный органа - Санхедрина ("Синедриона"), почти никто в нашей стране не воспринял это событие всерьез. И представители ультраортодоксального населения ("харедим"), и "вязаные кипы" со снисходительной улыбкой наблюдали за тем, как 71 раввин, собравшись в старинном городе на севере Израиля, решили воссоздать религиозно-политическое учреждение, прекратившее свое существование 1660 лет назад.
В определенный исторический период - а точнее, в драматическую эпоху между Вторым Храмом и V веком н. э. - 71 иудейский старейшина действительно обсуждали важнейшие вопросы общественной и религиозной жизни и выносили обязательные для еврейского населения судебные решения ("пискей дин"). Однако год назад идея возрождения Синедриона многим израильтянам показалась очередной причудой правых политических сил, нарушением существующих сегодня религиозных ("галахических") постановлений или даже откровенной провокацией.
Юридическая и галахическая состоятельность Нового Синедриона подвергалась сомнению уже потому, что вошедших в его состав раввинов никак нельзя было назвать "духовными пастырями" нынешней эпохи и имена большинства из них были практически неизвестны широкой религиозной общественности. Правда, сами создатели возрожденного Синедриона утверждали, что готовы в любой момент уступить свои места раввинам более высокого ранга и уровня популярности - разумеется, если таковые изъявят соответствующее желание. Тем не менее, год назад немало обывателей пришли к выводу, что речь идет о некоем филиале маргинальной политической группировки "Еврейское руководство", ставящей своей целью изменение структуры власти в современном Израиле.
Это убеждение укреплялось тем обстоятельством, что сразу же после создания Нового Синедриона его возглавил профессор филологии Гилель Вайс - один из активистов "Еврейского руководства". Около двадцати лет назад он же стоял у истоков другой подобной инициативы - возродить статус библейского Общинного проповедника ("ха-коэля"), который, в древнюю эпоху раз в семь лет, на исходе праздника Суккот так называемого "субботнего года" ("шнат шмита"), зачитывал текст Торы перед жителями Израиля в присутствии самого царя.
Нелишне вспомнить, что когда в 1987 году Гилель Вайс впервые, через много веков организовал подобное мероприятие у Стены плача, в нем приняли участие практически все тогдашние политические лидеры и наиболее уважаемые люди страны. Среди них были президент Государства Израиль Хаим Герцог, премьер-министр Ицхак Шамир, руководитель Высшего суда справедливости (БАГАЦ) Меир Шамгар, а также главные раввины Авраам Шапира и Мордехай Элиягу.
С тех пор это мероприятие стало традиционным и проводилось еще дважды в предназначенные для него сроки.
Нечто подобное происходит и с Новым Синедрионом. Прошел всего год со времени его создания, и уже никто не может сказать, что речь идет о некоей маргинальной инициативе правых экстремистов. Об этом свидетельствует, в частности, многолюдное собрание, которое состоялось на этой неделе в иерусалимском районе Хар-Ноф. Оно проходило под председательством нового главы современного Синедриона, раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца).
Рав Штейнзальц - общепризнанный специалист в области изучения и комментирования Устной Торы (Талмуда), и его авторитет в этой области признан широкими религиозными кругами в Израиле и за рубежом.
Разумеется, Адин Штейнзальц во время мероприятия избегал каких-либо политических деклараций, однако сам факт присутствия на нем столь авторитетного раввина (в качестве главы Нового Синедриона) может рассматриваться как экстраординарное событие. Можно даже говорить о серьезном успехе тех сил, которые стремятся в последние годы укрепить еврейский характер Израиля путем внедрения элементов иудейского религиозного законодательства в повседневную юридическую практику и, тем самым, предотвратить превращение страны в "государство всех граждан".
Уже в первый год своего существования возрожденный Синедрион провел несколько важных акций. Его представители вступили в переговоры с чиновниками министерства просвещения о совершенствовании преподавания ТАНАХа в средней школе. Была создан "Верховный совет для потомков Ноя", главной задачей которого является установление контактов с нееврейскими общественными организациями.
Цель таких контактов - пропаганда "семи заповедей потомков Ноя", как они определяются иудейской традицией. Члены Синедриона долго и тщательно изучают вопрос о точном местонахождении на Храмовой горе древнего жертвенника и того участка, где находилось самое потаенное и загадочное место Храма - Святая святых. Обсуждается также проблема удвоения праздничных дней в галуте (Песах, Шавуот, Суккот).
Новый Синедрион резко критиковал правительственный план размежевания и даже дал конкретную юридическую рекомендацию трем несовершеннолетним религиозным девушкам, которые отказались предстать перед окружным судом на том основании, что он осуществляет делопроизводство вопреки законам Торы. Члены Синедриона одобрили поведение девушек и предписали им вести себя подобным образом и в дальнейшем.
Кроме того, особый Суд по делам народа и государства, входящий в состав Нового Синедриона, позволил обратившейся к нему семье из ликвидированного поселения Са-Нур (Северная Самария) принять от государства компенсацию за оставляемый ими дом. В постановлении суда специально подчеркивалось, что вопрос о компенсации решен для этой семьи положительно, "несмотря на то, сам по себе государственный закон подобного рода является злонамеренным и не оставляющим для изгнанников право на свободу выбора".
В принципе возрождение Синедриона в какой-то степени отражает глубину разочарования деятельностью существующей юридической системы со стороны значительной части населения. Раввин Исраэль Розен - руководитель института "Цомет", специализирующегося на увязке законов Галахи и современных достижений науки и техники, недавно подверг резкой критике целые группы новых законов, разработанных сотрудниками Израильского института демократии.
Речь идет, прежде всего, о законодательных инициативах в сфере государства и религии, национальных меньшинств, а также о статусе Верховного суда. По словам Розена, " БАГАЦ для этих людей фактически превратился в древний Синедрион".
В то же время раввин Розен не одобряет и идею создания современного Синедриона в Тверии, хотя в принципе не отрицает ее как таковую. "В состав подобного учреждения должны входить раввины первой величины и авторитетные специалисты по Галахе, - говорит Исраэль Розен. - Похоже, что нынешние члены возрожденного Синедриона наделили себя слишком большими полномочиями".
Иного мнения придерживается входящий в состав Нового Синедриона ультраортодоксальный раввин Йоэль Шварц - инициатор армейского спецназа из числа религиозных юношей ("НАХАЛ хареди"). Он не отвергает критические замечания в адрес воссозданного древнего учреждения, но утверждает, что речь идет лишь о попытке сформировать базовую структуру, которая в дальнейшем будет расширяться и совершенствоваться.
Создатель современного Синедриона профессор Гилель Вайс поясняет: "Цель воссоздания этого древнего учреждения состоит в том, чтобы вернуть еврейскому народу статус легитимного источника суверенных юридических полномочий. Левые политики считают таким источником Государство Израиль. Я и мои единомышленники хотят оставаться законопослушными гражданами этого государства, однако мы не согласны платить за эту такую высокую цену как физическое и духовное самоуничтожение. Наш Синедрион приходит на помощь всем гражданам - том числе и тем, которые пострадали от действующей судебной системы. И, прежде всего, от БАГАЦа, а также тех юридических инстанций, которые руководствуются в своей деятельности его принципами".
3.11.05