Главная >> 5 >> 36

БРЕНДИ, КОТОРЫЙ ФРАНЦУЗЫ ПРИЗНАЛИ КОНЬЯКОМ

Больше века, 118 лет, сердце российского потребителя пылает негасимой любовью к напитку, который сегодня, как и вчера, называется юридически незаконным, в общем-то, именем - "армянский коньяк".


Его - под именем "Шустовский коньяк" - регулярно вкушал последний император Николай, закусывая ломтиком лимона, обмакнутым в сахарную пудру (и сегодня такое сочетание в российских домах именуется "николашкой"). Этот напиток, говорят, слали к столу Уинстона Черчилля, самого знаменитого из британских премьер-министров, для усиления букета его любимых гаванских сигар марки "Упманн", он же "Черчилль".


Этот напиток в советское время называли "профессорским" - в отличие от народной водки, хотя вкус коньяка был так же хорошо знаком рабочим, как вкус водки - профессорам. Но коньяк из Армении считался напитком престижным и изысканным, даже философским, в то время как водка имела иную репутацию.


При том, что в СССР очень даже неплохой бренди делали и в Грузии, и в Молдавии, и на территории Дагестана, по сей день входящего в состав России, именно Армения в коньячном производстве была "выше всех".


Армянский коньяк и сегодня остается непременной принадлежностью российского потребительского рынка. Даже непреклонные французы, готовые с оружием в руках доказывать, что только бренди из провинции Коньяк имеет право называться "коньяком" - даже они проявили деликатность, соглашаясь с очень постепенным и очень отдаленным уходом словосочетания "армянский коньяк" с российского рынка. Причина проста: легендарное производство этого напитка уцелело, при всех судорогах распада Советского Союза, благодаря инвестициям, сделанным в Армении, уже независимой, мошной французской корпорацией "Перно-Рикар".


Ереванский коньячный завод получил допинг из французских денег в страшный для себя момент: в начале 90-х Армения не только была фактически в состоянии войны с соседним Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, но еще и замерзала. То, что на политическом языке того времени называлось "разрывом хозяйственных связей на постсоветском пространстве", означало, что несколько зим подряд жители армянской столицы ложились спать в верхней одежде, вырубали со слезами на глазах свои парки и пытались согревать квартиры самодельными печками.


Без постоянного поступления отопительного газа невозможна была и работа Ереванского коньячного завода (дистилляция должна быть непрерывной). Так что к концу 90-х самая знаменитая в бывшем СССР марка бренди оказалась почти уничтоженной. Что касается остальных армянских производителей, то они и сегодня очень далеко отстоят от лидера - марки "Арарат". А уж в 90-е годы они отставали и подавно.


Французское руководство "Перно Рикар" знало, что делает, покупая в 1998 году Ереванский коньячный завод, выставленный на тендер - практически монополиста по производству "Арарата". Владельцы Seagram, Moet & Chandon, Chivas Regal и прочей бренди-классики понимали, что армянский коньяк - уникальный продукт, неповторимость которого поможет на любых рынках, а не только в нынешних России, Америке, Франции, Японии (и еще в 19 странах, где он продается).


Французы также понимали, что все эти 19 стран выстраиваются в хвосте у России. То есть инвестиции делались с самого начала с прицелом на российский рынок. И с полным сознанием того, что в новые времена конкурировать на российском рынке армянам придется с теми же французами (коньяк как таковой, арманьяк и другие), с испанцами и их прекрасным солеро, и многими другими. Не говоря о "ячменных" Шотландии, Ирландии и Америке с их виски. Ведь нет больше для нашего потребителя ни римлянина, ни иудея, исчезла былая граница между неэкзотичными "нашими" и желанными "импортными" напитками. В конкуренции все равны.


В московском офисе "Перно Рикар", нынешнего владельца бренда "Арарат", хорошо понимают, однако, что речь идет о великолепном производстве с громадным потенциалом. "Арарат" 3 звезды - это лесные орехи, "Арарат" 5 звезд - ваниль и дуб; легкий и с кислинкой "Ани" - роза и гвоздика, "Отборный" - "старый портвейн", "Ахтамар" - шоколад с апельсинами, "Праздничный" - это легкое дерево; наконец, "Наири" - это очень сложно: грецкие орехи, кедр, чернослив, зрелая груша.


Все эти коньяки мгновенно опознаются по общей шоколадной ноте, особой мягкости, аромату, вкусу и послевкусию - достигающим вместе идеального баланса. Ваш рот пробует именно то, что обещал вам нос, и именно этот букет сохранится потом во рту, незаметно переходя в воспоминание. Для спиртных напитков это редкий и ценный случай. И у него есть свои причины.


Секреты неповторимости тут в особых климате и почве, сортах винограда и в технологиях.


Видимо, нигде более в мире нет виноградников, растущих не только при 300 солнечных днях в году, но и при континентальном, иногда резко континентальном климате. Здесь одно из двух мест в мире, где на зиму лозу надо укрывать. Период созревания ягоды необычайно короткий, но это создает свою особую концентрацию ароматических веществ и сахара.


Араратская долина - вулканического происхождения, поэтому здесь на территории в 10 гектаров можно обнаружить несколько совсем разных почв - а всего их около 30 типов.


Пять полностью местных сортов винограда, а именно воскехат, гарандмак, чилар, мсхали, кангун - из числа очень капризных: они могут расти только здесь, в другом климате как минимум изменятся их особенности.


Есть и местные особенности технологий. Двойная дистилляция, которую делают на Ереванском коньячном заводе - это оригинальный, запатентованный метод. Он рассчитан на сохранение именно армянских особенностей коньяка, хотя начинали тут в конце ХIХ-го века, когда был создан Ереванский завод, с классической французской технологии. Наконец, в Армении принят жесточайший стандарт в производстве - жестче, чем во Франции. Весь цикл вплоть до розлива может быть размещен только на территории Армении. Если это правило нарушено, эффект заметен сразу - хотя бы потому, что вода тут уникальная (в Армении даже Кока-Кола получается другая, очень узнаваемая).


Здесь и дуб - тоже свой. С начала 2002 года "Арарат" открыл свое бондарное производство, вернув в оборот знаменитый "кавказский дуб", который в начале века вывозили в Европу. У этого дуба особое розоватое тело, он отдает танины по-другому, чем французский или американский. Возрождена традиция, согласно которой владельцы "Арарата" несут ответственность перед правительством Армении: за каждое срубленное дерево положено посадить несколько саженцев, из которых минимум два должны привиться.


И последний (если последний) из секретов - это классические кулажи "Арарата", игра пяти сортов, дополняющих друг друга, сочетания спиртов разной выдержки. Надписи на этикетках не отражают сложности такой работы. Существует, например, 7-летний "Отборный", где есть и молодые спирты, но 20% спиртов -старше 20 лет.Вот откуда у него эти красивые портвейновые нотки.


Маркетинговая стратегия "Перно Рикара" исходит из того, что наращивать объемы производства в Армении не удастся: долина, где растет нужный виноград, слишком маленькая. Поэтому компания позиционирует свой продукт как особую роскошь -дружественную, знакомую, но все же уникальную. И превращает продажи армянского коньяка в нескончаемый праздник.


Созданием платьев восхитительных тонов - от солнечно-золотого до глубокого кирпичного - отметил московский модельер Игорь Чепурин начало новой маркетинговой кампании коньяка "Арарат". Платья сделаны в виде неровных слоев шелка, которые вместе имитируют струю коньяка, расплескивающуюся по пузатому бокалу в лучах света люстры. Эти шесть шедевров пропутешествовали по важнейшим городам России, меняя хозяек - моделей местных агентств.


В этом году состоялась процедура, названная "перезапуском" марки, которая сейчас называется слегка по-другому - "АрАрАт". Была создана новая упаковка для всей гаммы коньяков: объемные орнаменты по стеклу, графичность этикеток, новое золотое оформление горлышка. И в первые же дни лета по Москве поехали белые лимузины длиной с хороший автобус, возившие счастливчиков от одной инсталляции к другой: компания установила в стратегических точках Москвы трехметровые бутылки, озаглавив все это "Маршрутом дерзновений".


Праздник продолжается.