Сто лет назад старообрядцы были признаны законными гражданами своей великой Родины, ими же созданной
В прошедшее воскресенье православные всего мира отметили День святых жен-мироносиц. Этот праздник всегда отмечается во второе воскресенье после Пасхи и посвящен женщинам - ученицам Христа. В отличие от учеников-мужчин, которые в страхе разбежались после ареста Спасителя, святые жены следовали за Ним вплоть до места распятия. На следующий день после иудейской субботы, они пришли ко гробу (пещере, вырезанной в скале), в который был положен Иисус, чтобы по принятому на Востоке обычаю помазать Его тело благовонным маслом - миром (отсюда и название - мироносицы). Направляясь к могиле, женщины лишь сетовали: кто же им отодвинет огромный камень, которым была запечатана могила Христа? Но, подойдя к могиле, они увидели, что могила открыта, а на отваленном камне восседает Ангел, который сообщил, что напрасно искать тело Иисуса, ибо он, как и обещал, воскрес из мертвых.
При императоре Александре II были закрыты для богослужений храмы и часовни на Московском Рогожском кладбищеОсобое отношение к празднику жен-мироносиц у российских старообрядцев. Каждый год в этот день в Москве в кафедральном Покровском храме, что на Рогожском кладбище, отмечается "День распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища". А запечатаны старообрядческие алтари были по императорскому указу 20 июня 1856 года. Причиной столь решительного шага послужило неординарное событие - совершенно неожиданно для властей староверы восстановили потерянную было иерархию.
Два столетия с момента раскола старообрядцы оставались практически без своего священства. То небольшое количество "беглых попов" , которые переходили из господствующей Церкви в старообрядческую, погоды не делали. И вот 28 октября 1846 года вековая мечта о восстановлении своего священства исполнилась: к старообрядческой Церкви присоединился босно-сараевский митрополит Амвросий. Грек по национальности, Амвросий занимал митрополичью кафедру в то время, когда Босния находилась под турками. Обыкновенно греческие архиереи быстро находили общий язык с завоевателями и часто заодно с ними притесняли местных жителей. Амвросий был не из таковых. Его открытые выступления против произвола турецких властей настолько возмущали османское правительство, что оно вынудило Константинопольского патриарха Анфима II отозвать митрополита Амвросия из Боснии. Именно отозвать, а не запретить, как до сих пор утверждается в некоторых антистарообрядческих изданиях.
В это время вынужденного отдыха митрополита и находят старообрядческие ходоки, отправившиеся искать по всему белу свету достойного архиерея. Митрополит Амвросий, по их мнению, оказался достойным, и в старообрядческом Белокриницком монастыре на Буковине (в то время относящейся к Австрии) была учреждена архиерейская кафедра. Так появилась старообрядческая иерархия, получившая название Белокриницкой. В настоящее время Русскую Православную Старообрядческую Церковь Белокриницкого согласия возглавляет митрополит Андриан. (В прошлом году наша газета ("ВН" от 23. 09) публиковала эксклюзивное интервью с главой старообрядческой Церкви).
Споры о признании законности старообрядческой иерархии идут до сих пор, но староверам они, похоже, не очень мешают. Церковь живет полнокровной литургической жизнью и с этим приходится считаться. В Русской Православной Церкви Московского Патриархата преобладают тенденции сближения со старообрядческой Церковью. На Поместном соборе 1971 года со старообрядцев были сняты клятвы "яко не бывшие" , и полностью реабилитированы дораскольные церковные книги, чины и обряды. На последнем заседании Священного синода в апреле этого года была создана Специальная комиссия по взаимодействию со старообрядчеством.
Но это сейчас, а в 1846 году известие о воссоздании старообрядческой иерархии вызвало у государственно-церковного аппарата реакцию резко негативную. Император Николай I в категоричной форме потребовал от австрийских властей закрыть Белокриницкий монастырь и запретить в священнодействии митрополита Амвросия. Но глава старообрядческой Церкви уже успел поставить новых епископов, которые, в свою очередь, рукоположили священников и дьяконов. Таким образом у старообрядцев был восстановлен трехстепенной институт священства (дьякон, священник, епископ). Миллионы приверженцев старой веры ликовали, несмотря на новую волну обрушившихся репрессий, апогеем которых и стало закрытие при императоре Александре II для богослужений храмов и часовен центра старообрядчества на московском Рогожском кладбище, - все алтари были запечатаны.
Распечатание алтарей произошло лишь 17 апреля 1905 года на праздник Пасхи, когда император Николай II издал "Высочайший указ об укреплении начал веротерпимости". Кстати, согласно этому указу сторонников старой веры было рекомендовано называть не раскольниками, а старообрядцами. В память о Высочайшем указе о веротерпимости и распечатании алтарей в Русской Православной Старообрядческой Церкви сложилась традиция ежегодно собираться в День святых жен-мироносиц в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы. Выбор дня празднования не случаен: староверы видят в этом глубокий духовный смысл, проводя аналогию между распечатанием алтарей и распечатанием могилы Христа, когда к ней подошли жены-мироносицы.
В этом году, в связи со столетием эпохального события в жизни старообрядческой Церкви, празднование проводилось с размахом. В Москву съехались староверы со всего мира. Традиционно в праздновании Дня святых жен-мироносиц участвуют и новосибирцы. В этом году на праздник отправилась солидная делегация во главе с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном, в том числе и знаменитый новосибирский старообрядческий хор, которым руководит Владимир Долгов. По всеобщему мнению участников, праздник удался на славу: современные старообрядцы торжественно отметили событие, когда их предки, по выражению известного писателя Федора Мельникова, "наконец были признаны законными гражданами своей великой Родины, ими же созданной".